На Национальном правовом интернет–портале опубликован принятый Минздравом новый перечень заболеваний и противопоказаний, при которых не допускается вождение автомобиля. Документ, несмотря на специфичность, вызвал немалый резонанс. Что и понятно. Автомобиль есть едва ли не в каждой семье, и желающих сесть за руль не убавляется. С другой стороны, редко кто приходит на водительскую медкомиссию без волнения. Ведь, как едко шутят медики, нет здоровых людей, есть недообследованные... Так что же изменилось при определении пригодности к управлению машиной? Попробуем разобраться.
Нормативные документы, регламентирующие состояние здоровья водителя, существовали и раньше. Открываю новую редакцию соответствующего перечня и, честно говоря, испытываю чувство растерянности. Нашел лишь несколько позиций, когда вождение противопоказано однозначно. Например, беременность с определенной стадии. А также хроническая сердечная и дыхательная недостаточность. Или вот еще. При заболеваниях нервной системы и психических расстройствах вопрос о допуске к управлению автомобилем решает врачебно-консультационная комиссия. И только в случае устойчивой ремиссии в состоянии здоровья. Только через год, если не будет противопоказаний, медики могут разрешить сесть за руль после трансплантации сердца. Есть и ряд других ограничений. Но в большинстве случаев болезнь не будет препятствием для получения водительского удостоверения и медицинской справки для вождения. Даже когда рост потенциального водителя составляет 145 сантиметров и ниже, если у него плохое, но поддающееся коррекции зрение, или тугоухость, с которой можно справиться, то врачи подойдут к каждому случаю индивидуально и, скорее всего, вынесут положительный вердикт. Вот что сообщили по поводу изменений в Минздраве:
— Новая редакция перечня заболеваний и противопоказаний, препятствующих вождению автомобиля, вызвана тем, что за последнее время медицина существенно шагнула вперед. Появились более эффективные средства лечения и реабилитации. А современные автомобили стали более простыми в управлении. Теперь, если есть возможность скорректировать зрение до допустимых уровней с помощью линз, человек будет признан годным к управлению машиной. Или возьмем проблему глухоты. Раньше это было почти абсолютное противопоказание к вождению транспортного средства. Теперь к таким людям медики будут подходить индивидуально с учетом конкретных обстоятельств. Новые возможности появляются у людей с заболеваниями внутренних органов. Так, раньше вопрос о допуске к вождению мог рассматриваться лишь через год после имплантации стимулятора сердечного ритма. Сейчас — через три месяца. Послабления коснутся и водителей, перенесших стентирование и ангиопластику, а также страдающих артериальной гипертензией. Интервалы между медицинским переосвидетельствованием для них увеличены в 2 — 3 раза.
Новый документ вступит в силу уже менее чем через две недели. Напомним также, что с прошлого года значительно упростилась процедура сбора медицинских справок. Теперь, если вы в течение года проходили диспансеризацию или обследование, то соответствующие документы можно представить непосредственно водительской медкомиссии. Другое дело, что у врача остается право потребовать дополнительного обследования, если возникают какие–либо сомнения по поводу физического состояния водителя.
А как смотрит на изменение ситуации с медосвидетельствованием водителей ГАИ? Вот что говорит начальник пресс–службы УГАИ Мингорисполкома Жанна Юран:
— Отправляясь в путь, водитель всегда должен иметь действительную медицинскую справку. Инспектор имеет право проверить ее наряду с другими документами, а также при возврате их после изъятия. Проверяется справка и при прохождении техосмотра. Не советую документ подделывать. В прошлом году в Минске было возбуждено 39 уголовных дел за подделку водителями документов, в основном это были медсправки.
Вроде все знают, но напомню: езда за рулем без медицинской справки запрещена. А нарушение этого правила грозит штрафом. Забыли дома — наказание может быть относительно небольшим. Закончился срок действия или нет в принципе — пострадаете значительно ощутимее, как не имеющий права управления автомобилем. Так что лучше заранее побеспокоиться о соблюдении необходимых формальностей. Тем более что теперь препятствий к этому стало меньше.
bibikov@sb.by
Советская Белоруссия № 62 (24944). Вторник, 5 апреля 2016