«Спрос есть, но машин на аукционах стало гораздо меньше»: продавцы автомобилей с пробегом — о новых трендах рынка

Каков сейчас торг у капота?

На авторынок нужно идти с полным кошельком наличных или справкой о доходах, чтобы взять авто в лизинг. У меня нет ни того ни другого, но я все равно стою на проходной легендарной «Малиновки», правда, с иной целью — разузнать, что сейчас происходит с ценами, поставками и спросом. Местные продавцы здесь работают годами и давно приловчились подстраиваться под любые колебания рынка. А некоторые и вовсе не заметили спада — говорят, все дело в харизме и умении уговорить клиента на покупку. Неужели коронакризис обошел их стороной?

Лучшее предложение

Будние дни — лучшее время для шопинга: покупателей немного, продавцы не так загружены и могут уделить максимум внимания. Со мной солидарна чета Комаровых, которые пришли на рынок, как и полагается, с приличной суммой.

— Присматриваемся к черной Audi Q5 2016 года, — говорит Юрий. — До этого три года ездил на Nissan, но весной задумался о смене авто. Еще в мае ходил по рынку, чтобы понять, за сколько примерно могу продать своего «японца», в итоге отдал за 42 000 рублей. Чуть добавил и приехал за Audi, сегодня она стоит 56 000 рублей, а еще в мае можно было взять на пару тысяч дешевле.

По словам продавца авто Анатолия, цены действительно подросли, но на это есть свои причины:


— В основном мы работаем под заказ — покупаем авто на аукционах и гоним из Бельгии, Германии, Италии. Это занимает буквально 3–5 дней, и сроки поставок из-за закрытия границ не особо изменились. Но есть люди, которым машина нужна здесь и сейчас, поэтому мы держим небольшой парк, чтобы было чем торговать. Так вот во время пандемии у нас было 70–80 авто на площадке и мы практически все их распродали, потому что не знали, что будет с рынком дальше. Но Европа «проснулась» после коронавируса и стала массово закупаться — спрос есть, а машин на аукционах не так уж и много. Естественно, продавцы это видят и поднимают цены.

От таких пертурбаций на мировом рынке у нас машины подорожали в среднем на 20 процентов, подсчитал Анатолий.

— Сейчас в парке около 20 авто, стараемся как-то их реализовывать. Даже ассортимент на аукционах ощутимо снизился: раньше, допустим, клиент заказывал Skoda и мог выбрать из 20 машин, а теперь представлено только 7–8. В любом случае, я уверен, если человек хочет купить авто и стремится к этому, ему ничто не помешает эту покупку совершить. Не на конях же ездить, — шутит продавец.

Цены на авто в среднем поднялись на 20 процентов.

«Люди торгуются, но сбить много не удается»

Кроме салонов, работающих под заказ клиента, на рынке много комиссионных точек. Здесь продавцы работают в качестве посредников: за небольшую комиссию (около 260 рублей вне зависимости от стоимости авто) предоставляют свою площадку для торговли.

— Летом все было супер, в июне — июле продали около 100 авто, только в августе ощутили небольшой спад, — анализирует ситуацию владелец комиссионного магазина Рамиз Аббасов. — Сентябрь тоже не назовешь выдающимся, но 50 авто мы точно продали. Цены подросли на машины из категории 30 000–40 000 рублей, они стали дороже примерно на 3000 от той стоимости, что была весной. Люди торгуются, но скинуть много не удается — кому-то 500 рублей «отбить», а кому-то и пару тысяч. Для примера, Honda Civic сейчас продают за 38 000 рублей, а еще в начале лета она стоила 32 000. А вот Chevrolet Malibu в цене почти не прибавила — как и раньше, авто можно купить за 33 400.

На авторынке в Малиновке есть из чего выбрать.

Рамиз удивляется: в этом месяце активно приезжают покупатели из России, буквально на днях он продал «американку» крымчанам, они на этом авто и поедут домой.

— Вы же знаете, что Россия под санкциями, у них рынок большой, но в ассортименте просто нет таких машин, которые продаются у нас, — вот они и едут. Но есть и ограничения: банки приостановили выдачу кредитов, многим не хватает на покупку 5000–10 000 рублей, а перехватить их негде. Но каких-нибудь 70 000 рублей мало у кого в кармане лежат, вот люди и берут машины подешевле. Хотя сейчас на площадке стоит 200 авто, а раньше было на 50–100 больше, мы все равно спокойно работаем, ни о каких кризисах не думаем. Нам же много не надо — пару машин в день продадим и уже рады, — резюмирует владелец комиссионного магазина.

КОМПЕТЕНТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Константин БЕРЕЗОВИК, начальник отдела автомобилей с пробегом ООО «Активлизинг»:

— В июне — июле был очень хороший спрос на рынке вторичных авто, с продажами не возникало никаких проблем. А вот в конце лета начался спад: люди перестали так активно принимать решения о больших покупках, явно осторожничали. Но с сентября ситуация восстановилась. Был период, когда особенно активизировались покупатели, у которых имелись накопления в белорусских рублях. Плюс идет конец квартала, юрлица, которые хотели закрыть свои потребности в машинах, делают это сейчас. В принципе, все работает, критических ситуаций нет.

Что касается тенденций, в последнее время сильно подорожало финансирование, потому что банки и лизинговые компании увеличили свои ставки по кредитам. Это негативно влияет на спрос. Но в то же время чувствуется небольшой приток клиентов с рынка новых автомобилей. Это связано с тем, что в период пандемии в России заводы работали не на полную мощность и образовался дефицит по ходовым бюджетным моделям. То есть те, кто не может купить новые Skoda и Nissan, обращаются на рынок автомобилей с пробегом — это подогревает спрос.

Традиционно активнее всего продавались машины до 17 000 рублей, в этом сегменте никаких изменений не произошло. А вот дорогие авто люди стали покупать осторожнее. Также все еще актуальна услуга Trade in, многие хотят сдать свой автомобиль в зачет.

Впереди — открытие российской границы для физлиц. Уверен, многие поедут туда — все-таки рынок в десять раз больше нашего. Да, сейчас ввоз есть, но он небольшой: автомобили за 55 000 рублей и дороже приезжают в страну не своим ходом, то есть это не самостоятельные покупки. Надо учитывать, что в России машины с пробегом подорожали на 5–7 процентов, это случилось как раз потому, что новых авто на всех не хватает. А вот у нас роста цен пока не наблюдается, но и предпосылок к их снижению нет. 

В целом ситуация на рынке стабильная, но люди не торопятся покупать. Очевидно, что в плане продаж нас ждут не самые лучшие времена, роста ждать не приходится. Если хотите купить машину с пробегом, можно это сделать прямо сейчас.

Кристина СКУРАТОВИЧ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Александр КУЛЕВСКИЙ , Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ