Какому мастеру вольготно на селе?

Семь лет назад Юрий Карпилович, оставив большую должность и служебную машину в Минске, подался в фермеры. В первые три года работа в «Вольготном», как он сам с надеждой назвал свое хозяйство, оказалась не такой уж сладкой. Методом проб и ошибок он все же нашел свою нишу и теперь уверенно держится в лидерах не только в Минской области, но и всей Беларуси.
Сбыт или не сбыт —
вот в чем вопрос
“Прежде чем заняться предпринимательством (это касается и села, и города), обязательно разберись со сбытом — кому будешь продавать продукцию или оказывать услуги”, — советует Юрий Карпилович.
По неопытности, признается он, сам вначале шарахался из стороны в сторону. Попробовал заработать на выращивании картошки, откорме бычков, даже на элитном коневодстве. Но в итоге еле сводил концы с концами. Только когда перешел исключительно на растениеводство — сахарную свеклу, зерновые культуры — дела пошли в гору.
“Я еще урожай не собрал, а уже подписан контракт, что я поставлю государству энный объем продукции. С государством работать выгодно”, — говорит фермер.
И швец, и жнец...
На сто гектаров земли в “Вольготном” — пять работников: сам директор, его жена-бухгалтер да три специалиста “широкого сельхозпрофиля”.
“Работаем не десять часов в сутки, как в колхозе, а как минимум по 15—16. У меня самого на сон остается часов пять-шесть”, — объясняет, как успевают со всем управиться, фермер. “Утром я — директор, к обеду — снабженец, во второй половине дня — водитель и тракторист”. Так и все работники в хозяйстве на сто дел мастера.
Сбился такой коллектив не сразу, признается Юрий Карпилович. Кто-то не выдержал такого ритма, кто-то закладывал за воротник, и с ним, не долго думая, расстались. Сколько получают работники “Вольготного”, директор не признался, но отметил: “Достаточно, чтобы не уезжать на заработки в Минск, до которого рукой подать”.
Но даже с самой фантастической работоспособностью на ста гектарах впятером без техники не управиться. За семь лет в “Вольготном” скопился хороший парк: тракторы, грузовики, погрузчик, комбайн, различное навесное оборудование. Лишь малая часть из этого была куплена новой. В основном покупали “бэушную”, за полцены, а потом собственными силами возвращали к жизни. В этом деле инженерное образование директора оказалось очень востребованным.
Нелишние люди
“У меня на сто гектаров пять человек. Значит, на тысячу хватило бы и пятидесяти. А в колхозе на такой надел — двести пятьдесят душ. А вы еще спрашиваете, почему я работаю с прибылью, а они нет”, — с помощью нехитрой арифметики объясняет Юрий Карпилович одну из причин тяжелого положения сельхозорганизаций в Беларуси.
Эти лишние люди — вовсе не лишние, убежден он. Главное, были бы руки да желание работать. “Ко мне часто приходят люди из соседней деревни, просят трактор, чтобы вспахать землю, — рассказывает фермер. — Но моя техника в поле, нет времени гонять ее по небольшим участкам земли. Даю в помощь лошадей. Но не у всех стариков есть родные, близкие, которые приедут и пойдут за плугом”. Нашелся бы какой индивидуальный предприниматель, который бы купил простенький и необязательно новый трактор — отбоя от заказов у него не было бы. Многим нужна помощь и на косьбе, уверен директор “Вольготного”. Можно на небольшом участке в парниках выращивать овощи, заниматься выпечкой хлеба, другим делом.
А пойдут предприниматели в село, пустят корни, начнут строить себе дома — волей-неволей будут облагораживать и все вокруг себя. Юрий Карпилович, например, в основном за свои деньги подсыпал разъезженную дорогу гравием, отремонтировал водопровод в местной деревне Подгай. “Мне самому это очень нужно. Пусть и другие люди пользуются”, — просто объясняет  он.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter