Памяти министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея

Каким я запомню Владимира Макея

Родину можно любить по-разному. Кому-то удобнее это делать издалека, сидя с бокалом свежевыжатого сока или чего погорячительнее, глядя на волны океана или заснеженные горы. Кто-то любит ее на словах, прожигая жизнь за кордоном, вещая оттуда о призрачных идеалах и выкрикивая лозунги про то, что живет Беларусь. А кто-то живет в Беларуси и любит здесь. На деле, без пафоса, служа Родине без тени сомнения. Болея за нее всей душой. Таким был седьмой по счету и первый по числу проведенных лет на своей должности министр иностранных дел Владимир Макей.

Фото БЕЛТА

За прошедшую неделю о Владимире Владимировиче сказано и написано очень много. Государственные деятели, дипломаты, высшие должностные лица страны, журналисты, общественники и экспертное сообщество — у каждого есть свое определение и свое спасибо этому значимому для страны человеку. Мое, быть может, затеряется среди них, но не сказать не могу. Как украинская белоруска, как журналист, как женщина.

…26 ноября 2022 года. Я — в шумном торговом центре, уже покупаю что-то к Новому году, любуюсь гирляндами и волшебными экспозициями. Уведомление в мессенджере от коллег — черно-белое фото и подпись «Умер министр иностранных дел Владимир Макей». Стою среди зала, прямо под новогодней елкой, в гуще суеты, а вокруг все замерло. Не могу поверить и представить, судорожно проверяю — увы, не фейк. Ну как же так, Владимир Владимирович…

Пока еду домой за рулем, пытаюсь осознать. Не стало не просто человека, не просто гражданина Беларуси. Ушел огромный ее патриот (простите за этот пафос, который он наверняка бы вычеркнул, если бы согласовывал этот текст), воин дипломатического фронта.

Более двух десятков лет провел на важнейших государственных должностях: был помощником Главы государства, возглавлял Администрацию Президента, последние десять — министр иностранных дел Беларуси. Соратник, не предавший ни разу. Потому что порядочность, честность и вера в свое дело и свою страну — они либо есть, либо их нет. Потому что, как сам говорил в одном из интервью, тот, кто предал один раз, предаст и второй. Потому что, как никто, знал, что такое Родина, государственность, суверенитет и чего они стоят.

ФОТО ЮРИЯ МОЗОЛЕВСКОГО.

…14 мая 2019 года. Я в Брюсселе на конференции по случаю десятилетия инициативы ЕС «Восточное партнерство». На безупречном английском министр Макей докладывает партнерам о продолжающихся конфронтации и противоречиях между Востоком и Западом, между Россией и Европейским союзом. Говорит о том, что Беларусь хочет избежать этой конфронтации и выступает за «интеграцию интеграций». А после официальной части мы, журналисты гос- и далеко не госСМИ, ловим его в кулуарах, где-то на лестнице между этажами, и он со своей обаятельной улыбкой отвечает открыто на все вопросы, удобные и не очень, выгодные и не совсем. Мне доводилось по работе нередко общаться с министром, но та брюссельская поездка помнится особенно. До событий августа 2020 года оставалось чуть больше года…

2020‑й был непростым для тех, кто по-настоящему любит Беларусь. Владимиру Макею, как и многим на передовой, тоже было непросто.
Но Владимир Владимирович по-прежнему оставался виртуозом дипломатии и образцом порядочности. Ни разу (!) не позволив себе публично оскорбить или унизить тех, кто когда-то работал плечом к плечу, но потом предал, ушел на баррикады, сбежал из страны. Предпочел тяжелую работу на созидание бездарному пиару на разрушение. Он продолжал каждый день делать то, что делал десятилетия до этого, — строить, договариваться, искать компромиссы, отстраивать связи, сохранять государственность.
Беглые кричали о своем: о непризнании власти, о новом президенте и правительстве, призывали останавливать предприятия и вводить различные рестрикции против страны. Но работа Макея, персональные санкции с которого, к слову, частично были сняты в 2013 году, в очередной раз подтверждала: Запад может сколь угодно долго захлебываться в истерике, но иметь дело будет с официальными лицами Беларуси, и оттепель рано или поздно наступит. ОБСЕ, например, в числе первых направила соболезнования по случаю смерти главы МИД, констатировав, что с нетерпением ждали его в Польше. Не беглых лохушек, хлебающих из западного корыта, а «режимного» министра Макея.


Потому что крикунов, паяцев, клоунов тьма тьмущая, а профессиональных дипломатов, с которыми можно говорить, — куда меньше. Макей был в числе больших авторитетов.
Когда стало известно о его внезапном уходе, беглые борцы за «свободу и демократию» не преминули пропиариться на смерти Владимира Макея. Чего только не вбросили в свои «тележки». И конспирологии намутили, и припомнили требовательность и принципиальность министра, с которыми не смогли смириться. Говорили, что белорусы почти и не знают, кто такой Макей...

…29 ноября 2022 года. Стоим с коллегами более полутора часов в очереди под мокрым снегом. Погода тоже плачет… Розы в руках замерзли и кажутся еще бордовее. Поток желающих проститься с Владимиром Макеем не заканчивается. Вместе с чиновниками и дипломатами, журналистами и общественными деятелями, артистами и спортсменами — простые люди. Дедушка с глубокими морщинами. Парень с ДЦП. Что для них большая политика? Кто знает?..
Но они здесь в этот холодный день, с печалью в глазах и цветами в руках стоят в нескончаемом потоке. Эта скорбная, тихая очередь — самый громкий и очевидный ответ всем тем, кто злословил, кто кричал, что белорусы «не заметят» уход министра. А огромное число постов, видео и «аналитики», посвященных Макею, со стороны самих беглых — это свидетельство признания важности для страны и заслуг этого великого дипломата, человека огромной души.
Фото БЕЛТА

В последнее время мне чаще приходится говорить о том, что по крови и месту рождения я на сто процентов украинка. Но моя вторая родина и родной, настоящий дом — Беларусь. Я мысленно сравниваю министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебу и Владимира Макея. Первого, признаюсь, лично никогда не видела, но по его заявлениям и выступлениям составила свое мнение. Если деликатно и коротко — и близко не Макей. Увы, такие кулебы — просто пешки, расходники и клоуны на международной арене. Провокаторы и циркачи, для которых само понятие дипломатии — пустой звук.

Такие, как Макей, — большие профессионалы, умницы и патриоты своей страны. Им сложно найти замену, потому что планка, заданная ими же, — слишком высока. Потому что цена их ошибки — высока. Потому что их роль — любить страну каждый день, без выходных, выкладываясь по полной в служении ей.

Его будет не хватать не только родным и близким, коллегам и госаппарату. Будет не хватать журналистам в командировках или кулуарах Дворца Независимости. Не будет больше этой самой обаятельной из всех возможных министерских улыбок и открытых ответов на любые вопросы… Да что там — его будет не хватать всей стране.

Фото БЕЛТА

Сегодня каждому из нас известны две фразы, произнесенные на важных для республики мероприятиях и ставшие уже крылатыми. Первая — президентская — любимую не отдают! Вторая — макеевская — люблю Беларусь!
Любим Беларусь, Владимир Владимирович! Любим и не отдадим. А вам — светлая память и Царство Небесное. И спасибо за все.
Полина КОНОГА, редактор отдела политической информации издательского дома «Беларусь сегодня».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter