Каким станет Станьково?

Восстановление старинных усадебно-парковых комплексов и храмов способствует не только развитию туризма – это еще и восстановление исторической справедливости, наш духовный ренессансВ сорока километрах от Минска среди живописных просторов есть удивительное местечко Станьково. Когда подъезжаешь к нему, первое, что видишь – большое озеро. Когда-то и оно, и около сорока тысяч гектаров местных земель принадлежали графам из рода фон Гуттен-Чапских. Род имеет почти тысячелетнюю историю, за это время его представители породнились практически со всеми известными монаршими домами Европы.

Когда-то именно в Станьково находилось родовое гнездо Чапских с множеством флигелей. Не случайно современники называли его “континентом культур” и “маленькой Европой”. Здесь же чудный парк с редкими растениями. Многие “графские” деревья сохранились до сих пор, как и отдельные “фрагменты” тех времен: флигели, кузница, дом для прислуги, наполовину разрушенная водонапорная башня, коровник, амбар... Уцелела и скарбница, в которой хранились сокровища владельцев имения. Под патронатом Министерства культуры и Минского облисполкома скарбница сейчас реставрируется, а когда работы завершатся, здесь разместится Музей утраченных усадеб Беларуси. 
Восстанавливается в Станьково и духовная обитель — Свято-Никольский храм. Долгие годы в озере отражались лишь печальные руины намоленных церковных стен...

Божья обитель
Когда в Станьково освятили первый храм — точно не известно. Сохранилась визитная запись от 1714 года, в которой говорится, что местную церковь построил еще князь Радзивилл в конце пятнадцатого века. Менялось время и правители, церковь сначала стала униатской —  Петро-Павловской, и лишь затем на этом месте в 1858 году Эмерик Чапский и воздвиг Свято-Никольский храм. Автором проекта выступил известный российский архитектор Его Императорского Величества Константин Тон — автор храма Христа Спасителя в Москве. Чапский купил проект за две тысячи рублей серебром, а построив “божью обитель”, получил даже “высочайшую благодарность от императора Александра Второго. Храм особо любили прихожане, ведь здесь каждый мог попросить и Господа, и святителя Николая о любой потребе. Была здесь и уникальная икона, которую, по преданию, когда-то принес из Мирликии — родных мест Святителя — некий благочинный старец. Именно в Свято-Никольском храме действовало Станьковское благочиние, а первым благочинным в этой церкви был протоиерей Николай Трусковский. Известен он был не только своей духовной деятельностью. Современники знали священника как видного историка, краеведа, писателя, а также создателя трудов по истории храмов. На рубеже XIX и XX веков благочиние возглавил протоиерей Феодор Чернявский, отец святой блаженной Валентины Минской. Его служение Господу продолжалось с 1883 года до победы большевиков.

Крестный путь святыни
С приходом советской власти Свято-Никольская церковь была закрыта и разграблена. Из нее вынесли все: утварь из драгоценных металлов, ризницы, оклады, кресты. Многие иконы были сожжены, а некоторые спрятаны и сохранены прихожанами. Колокола пустили на переплавку — кроме самого большого, его не смогли снять. Какое-то время храм пустовал, затем его использовали как амбар, а в Великую Отечественную даже хранили там оружие. В один из боев в храм попал снаряд, оружие взорвалось, но это повредило храм лишь изнутри. Полностью использовать церковь перестали уже в послевоенное время, когда храм пострадал от сильного пожара.
На этом “мытарства” святыни не закончились. Весной 1961 года на запруде прорвало старую плотину. Затопило поле и соседнюю со Станьково деревню Каменку. Местное руководство приняло решение “залатать” пробоины кирпичами из церкви, для чего ее предполагалось разобрать по кирпичику. Мартовским утром людей с ближайших к храму домов выселили, а зону взрыва оцепили милиционеры.
— Ровно в двенадцать часов прогремел первый взрыв, — рассказывает сестра Тамара, руководитель работ по восстановлению храма. — Облако пылевой завесы окутало место взрыва, а когда оно рассеялось, то храм стоял невредимым. Это произвело сильное впечатление. Верующие усматривали в этом знамение. Спустя какое-то время раздался второй взрыв. Опять облако пыли осело — храм стоит. И только после третьего взрыва барабан покосился и ушел вниз, внутрь. Взрывать все здание церкви целиком побоялись, близко стояли жилые дома. Было принято решение с помощью танков и стальных тросов растащить стены храма и разрушить его окончательно. Но стены не поддавались. Лопались канаты из стальных тросов, глохла техника — храм стоял. С большими усилиями к вечеру удалось растащить южный и западный приделы, разрушив и изуродовав святыню, превратив ее в руины, после чего о храме надолго забыли. И лишь спустя долгие годы по благословению Митрополита Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси мы начали восстанавливать наш “дом молитвы”. По кирпичику мы воссоздаем и наш храм, и наши души!

Чудесное знамение
Даже несмотря на то, что от храма в конечном итоге остались лишь стены, верующие никогда не забывали это место. Кто-то, проходя мимо, просто крестился, а кто-то во время тяжких скорбей вновь и вновь приходил сюда, молился, читал акафист — хвалебные песнопения — Святителю Николаю. Уже во времена независимой Беларуси все чаще стали появляться разговоры о восстановлении святыни, правда, все упиралось в одно — нехватку средств. Весной 2004 года, перед Пасхой, на страстной седмице в руинах храма прихожане в очередной раз читали акафист Святителю. До этого одна из женщин принесла и подарила храму икону Чудотворца в киоте под стеклом. Вдруг подул ветер и икона, которая стояла в нише храма, пошатнулась и упала в снег. Святыню вернули на место и продолжили чтение, а после службы внесли ее во временный храм.
— На следующий день, — продолжает свой рассказ сестра Тамара, — одна из прихожанок заметила, что икона словно покраснела, а очертания Святителя выделились темным тоном. Еще через день этот эффект усилился, а по бокам от лика Николая Угодника стали едва заметно просматриваться лики Спасителя и Богородицы. Еще через день, на саму Пасху, икона Святителя стала совсем красной, как пасхальное яйцо, а по бокам Чудотворца четким образом проявились лики Христа и Богородицы. И именно это знамение мы восприняли как благословение Господа на работы по восстановлению.

Молитва Святой Валентины
Именно со Свято-Никольским храмом в Станьково связана жизнь и деятельность Святой Блаженной Валентины Минской (в миру Валентина Феодоровна Сулковская, 1888—1966), канонизация которой состоялась спустя два года после чудесного знамения — в феврале 2006 года. Именно в этой церкви святая молилась, пела в церковном хоре, а такую благодать называться святой получила от Господа за то, что, серьезно заболев, еще почти три десятка лет молилась за болящих, утешала их и наставляла на истинный путь. К лежащей старице постоянно несли заболевших детей, приходили за житейским и духовным советом, а она лежала на топчане в окружении икон и постоянно молилась. Всех входящих в дом она осеняла особым деревянным крестом, и, как свидетельствуют очевидцы, излечила от духовных и телесных недугов множество человек.
— Еще при земной жизни, — рассказывает сестра Тамара, — блаженная напутствовала: “Когда я умру — приходите ко мне на могилку, как к живой, и я вам обязательно помогу!” Сама угодница похоронена в семи километрах от церкви в деревне Крысово, и постоянно к этому месту приезжают сотни паломников. Кто-то с просьбами о помощи, кто-то просит излечить, и насколько я знаю, матушка Валентина никого не оставляет без внимания. И что самое главное, когда Свято-Никольский храм мы восстановим, то мощи Блаженной будут почивать в специальном саркофаге именно там.

Храму быть!
Храм решили восстанавливать на пожертвования прихожан. На первые средства провели подготовительные работы.
— Кончено, с самого начала эта работа была в большей степени научной, — рассказывает автор проекта реставрации храма, архитектор Олег Маслиев. — В Дзержинском архиве историки, которые нам помогают, нашли единственную фотографию церкви, датированную 1914 годом. В других архивах специалисты собирали и исторический материал, практически, по крупицам восстанавливали “генеалогическое древо святыни”, и уже к осени 2007 года мы завершили все предварительные работы. Были готовы чертежи, сделаны все расчеты, а бумаги прошли необходимые утверждения.
16 октября 2007 года в руинах Свято-Никольской церкви ее настоятель иерей Александр Микицкий в торжественной обстановке и при большом количестве прихожан отслужил молебен. После него во внутреннюю стену восстанавливаемой святыни положили первый кирпич, который, кстати, еще можно увидеть в стене. На нем золотыми буквами написано:
“Сей кирпич первым был положен в стену храма сего, в память о его воссоздании, числа 16, месяца октября, года 2007 от Рождества Христова”.
— Вот, обратите внимание на чертежи. Храм будет таким, каким его в свое время спроектировал Тон. Мы решили восстановить все до мельчайших деталей, даже ограду. Кстати, сегодня от бывшего объема храма осталось 45 процентов. Кроме этого приблизительно 15 процентов кладки будет разобрано и укреплено. Что до строительных материалов, то одного только кирпича понадобится семнадцать вагонов, а это целый состав. Кстати, мы провели даже экспертизу штукатурки, красок — того, что осталось, и смогли определить первоначальный химический состав, который будет восстановлен.
Строительные работы начались с кирпичной кладки свода северного придела храма и возведения свода алтарной апсиды. Уже завершились работы по возведению свода северного придела и поднятию стен с венчающим карнизом, аркатурными поясками и монолитным поясом, выложены новые арки оконных проёмов апсиды храма и свод алтаря. Сейчас работы ведутся на западном пределе. До наступления морозов планируется приступить к возведению четырёх колонн центрального молельного зала церкви. В эти колонны, символизирующие четырех Евангелистов — Матфея, Марка, Луку и Иоанна — в торжественной обстановке будут заложены капсулы с именами всех жертвователей сего храма, а их уже насчитывается более 25 тысяч. В одной из капсул будет вложена памятная грамота с посланием грядущим поколениям нашей страны.
— Что же до сроков, — продолжает Олег Маслиев, — то их не называет никто. Посудите сами, все работы оцениваются в сумму более миллиона долларов. На первый взгляд она кажется неподъемной, но после того, как Православная церковь прославила Блаженную Валентину Минскую, прихожане, да и простые люди стали активно жертвовать средства, что для нас стало великим чудом. Мы ведь деньги специально не собираем, но люди находят наши координаты в сети Интернет, через Епархиальное управление, передают средства даже через своих знакомых, которые едут в Станьково на это святое место.
Расчетный счет для перевода средств на восстановление Свято-Никольского православного храма 3015000460014 г.Дзержинск, фил.606 АСБ Беларусбанк, код 514.
По всей Беларуси и за ее пределами откликаются люди на просьбы о пожертвовании на строительство Свято-Николаевской церкви в Станьково, приобретая “именной кирпич”. На нем пишется имя дарителя, и, как известно, молитва о таких жертвователях и благоустроителях будет всегда возноситься в стенах возрожденного храма Божия. Во временной Свято-Никольской церкви на воскресных богослужениях всеми прихожанами, взрослыми, детьми, поминаются имена жертвователей на восстановление храма в честь Угодника Божия Николая. На протяжении всего молебна многотысячные списки имен жертвователей на восстановление Свято-Николаевского храма в Станьково лежат на могилке блаженной Валентины — матушки Валентины — в надежде на то, что своим молитвами она донесет ко Престолу Всевышнего имена тех, кто не остался равнодушным к богоугодному делу — делу возрождения Святыни!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter