Каким Могилев запомнил Пушкина?

СЕГОДНЯ в сфере культуры модно называть мало-мальски толковые акции и начинания проектами, а историю городов раскрывать через персоналии. Если Айвазовский — значит, Феодосия, если Булгаков — значит, Киев, если Шагал — значит, Витебск… Как в этом ряду увязать Могилев? Сегодня мы публикуем интересные очерки о культурном наследии города — его связи с мировым искусством, литературой, театром.

Почему в дело сохранения культурной сокровищницы вмешался губернатор, а могилевский театр спасли сами горожане

СЕГОДНЯ в сфере культуры модно называть мало-мальски толковые акции и начинания проектами, а историю городов раскрывать через персоналии. Если Айвазовский — значит, Феодосия, если Булгаков — значит, Киев, если Шагал — значит, Витебск… Как в этом ряду увязать Могилев? Сегодня мы публикуем интересные очерки о культурном наследии города — его связи с мировым искусством, литературой, театром.

Старейший государственный музей

Оказывается, в Могилеве был открыт первый государственный музей Беларуси. А случилось это 15 ноября 1867 года. «Прописался» музей в здании-памятнике архитектуры XVIII века, сохранившемся до сих пар на площади Советской, дом 1. Вначале это был двухэтажный административный особняк, к которому в 1883 году достроили третий этаж. Тут расположились лекарская управа, суд, архив.

Музей находился на первом этаже вместе с библиотекой, а своим «рождением» обязан действительному члену и секретарю губернского статистического комитета Бибену. Изначально в первом государственном музее Беларуси было около двухсот экспонатов. Все они — предметы старины, найденные на территории губернии. Существовал музей на благотворительные пожертвования могилевчан.

Чтобы оживить его работу, в дело вмешался тогдашний могилевский губернатор Александр Дембовецкий. Благодаря ему и руководителю музея Симоновскому в 1879 году была проведена реорганизация, в результате которой появилось несколько отделов: исторический, этнографический, географический. Начался интенсивный сбор экспонатов. Это содействовало всестороннему изучению Могилева и губернии.

Собранная коллекция местных сельскохозяйственных и этнографических предметов экспонировалась на Всероссийской этнологической выставке в Москве, где получила высокую оценку специалистов. Губернатор Дембовецкий был награжден золотым жетоном, а Симоновский — золотой медалью. Шел активный сбор материалов для музейного фонда. В 1881 году в исторический отдел поступили сани Наполеона, брошенные великим французским императором во время бегства в 1812-м в Дубровно в имении княгини Любомирской. В запасниках тогда нашли свое место уникальные экспонаты! Это фрагмент деревянного декора здания, в котором останавливался Петр I в Копыси; большое резное позолоченное кресло, обитое ценной парчой с изображением государственного герба России с вензелем Екатерины II; грамота 1606 года короля Жигимонта III. Все это попало в каталоги Могилевского музея, которые издавались в 90-х годах XIX века.

Музейные археологи работали не покладая рук. Они притянули в коллекцию кольчугу из Быховского кургана, собрание монет разных времен и стран, древнее оружие, памятные медали, символические ключи от Могилева. Хранились в историко-археологическом отделе Могилевского музея древние печатные и рукописные книги, атлас 1823 года с планами городов губернии.

Для этнографического отдела сделали манекены жителей Могилевщины в национальных костюмах. Экспонировались батлейка из Быховского уезда, большая коллекция детских игрушек, модели крестьянских дворов, транспортные средства и другое.

В географическом отделе были представлены образцы местной почвы, гербарии и т. д. Всего в музее к тому времени насчитывалось около полутора тысяч экспонатов. А 31 мая 1919 года на базе Могилевского и Церковно-археологического музеев (был создан 27 мая 1897 года) в городе открыли Губернский музей. В 1938-м его переименовали в Могилевский областной краеведческий. Накануне Великой Отечественной войны там хранились экспонаты большой историко-культурной ценности: Крест Евфросинии Полоцкой 1161 года, картины Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Валентина Серова, коллекции белорусских рукописных книг и грамот, оружия, монет, фарфора, икон XIII—XVIII веков.

Но в самом начале Великой Отечественной уникальные экспонаты исчезли. До сегодняшних дней ходят многочисленные слухи и версии исчезновений реликвий, вдохновляя энтузиастов на поиски бесценных сокровищ.

…После войны, в 1960 году, музей восстановили практически «с нуля». Некогда величественный старейший государственный музей Беларуси сегодня дал рождение новым своим «преемникам». В Могилеве, кроме областного краеведческого музея с филиалом «Музей этнографии», действует областной Художественный музей имени Масленикова, Музей истории Могилева, филиал Национального художественного музея Беларуси «Художественный музей Витольда Бялыницкого-Бирули», несколько общественных музеев.

Александр Сергеевич на улицах Могилева

Интересная страничка культурной истории Могилева связана с именем Александра Пушкина. Поэт дважды посетил город. В первый раз в 1820 году, когда направлялся из Петербурга в ссылку в Кишинев. Второй раз его путь лежал через город в 1824 году. Опальный тогда мастер слова и рифмы возвращался в село Михайловское, дабы жить там под надзором полиции.

Очевидцы того времени, хоть где-то их рассказы были противоречивы, свидетельствовали следующее. В 1820 году Александр Пушкин по дороге вдоль Днепра попал в Могилев через Покровский посад, затем на Костерню, по Богородичской улице (позже Дворянская, ныне Комсомольская) на Ветреную (Большая Садовая, Ленинская), затем на Почтовую (ныне Карла Либкнехта). Из Могилева на юг Пушкин выезжал через тот же Покровский посад, по Старочерниговской улице (Спортивная, Ивана Чигринова) до Черниговской Брамы (современный перекресток улицы Островского и проспекта Пушкина) и далее — на юг. Кстати, именно поэтому на перекрестке Островского — Пушкина ныне стоит памятник поэту. В 1824 году Александр Сергеевич повторил этот путь — только в обратном направлении.

Могилевчане сразу обратили внимание на поэта, ибо он ходил по городу в русской рубахе и сапогах. На плечи набрасывал офицерскую шинель, на голову водружал ермолку. За ним обычно шел слуга, наряженный татарчонком. Такое одеяние было экзотичным для Могилева тех лет. В то время город еще жил воспоминаниями о Речи Посполитой. Местные дворяне одевались в так называемый «сарматский строй» — одежду, характерную для шляхты конца XVII—XVIII веков, и больше знали Адама Мицкевича, нежели Пушкина. А увидев эксцентричного гостя, назвали его просто сумасшедшим. Чиновники и большинство офицеров губернского центра проигнорировали приезд Пушкина, и лишь несколько офицеров местного гарнизона, узнав о приезде Александра Сергеевича, подготовили ему торжественную встречу — закатили пирушку, которая продолжалась до четырех часов утра. Во время этого вечера поэт читал стихи, многие из которых были импровизацией. К сожалению, ничего не сохранилось от почтовой станции, куда прибыл Александр Пушкин, не уцелело и здание губернской почтовой конторы, куда он заходил отметить свою подорожную.

Александр Сергеевич утверждал, что православные храмы Могилева не похожи на аналогичные сооружения в центральной части России. Это закономерно, ибо город носил на себе отпечаток европейскости. Великий поэт так и не смог побывать в Европе, и Восточная Беларусь была для него территорией, которая несколько столетий развивалась в общеевропейском русле.

Судить о впечатлениях, которые оставили у Александра Сергеевича посещение Могилева, путешествие по восточно-белорусским землям, мы можем не из документальных источников, а лишь опосредованно, исходя из творчества поэта. Думается, не случайно в 1835 году, после того как в Санкт-Петербурге вышел двухтомник произведений Могилевского архиепископа Георгия Конисского, Пушкин пишет и публикует в журнале «Современник» рецензию, в которой, высоко оценивая деятельность и творческое наследие архиепископа, называет его «самым достопамятным человеком XVIII столетия». Вероятно, будучи в Могилеве, Пушкин слышал рассказы об этом уникальном человеке. Мог зайти в один из красивейших соборов города — Спасский, — где в правом приделе стоял гроб с нетленными останками святителя.

На Могилевщине, в частности, в губернском центре, мог Александр Пушкин найти поддержку своим демократическим взглядам. Особенно при знакомстве с уникальной системой самоуправления, очерченной Магдебургским правом, данным и Могилеву. Возможно, во время своей встречи с офицерами, которые были расквартированы в городе, Пушкин встречался и с будущими декабристами.

По свидетельствам современников, Александр Сергеевич не раз заявлял, что Могилев ему понравился. Особенно впечатлила архитектура, одежда жителей города, то, как они разговаривали (свою и чужую «мать» на улицах не поминали). Все это свидетельствует о том, что могилевчанам было чем гордиться…

Театральные заметки

Единственное в Беларуси театральное строение XIX века, сохранившееся в неприкосновенности до наших дней, — это здание Могилевского областного драматического театра. В 2000 году тогдашний председатель Могилевского областного исполнительного комитета Борис Батура завершил то, чего горожане ожидали более десяти лет. Наконец-то благополучно закончилась реконструкция уникального комплекса.

История театрального искусства в Могилеве начинается с XVII века. Заезжие комедианты, как правило, выступали в балаганах на Торговой площади, в домах состоятельных горожан. Искусство народной батлейки хорошо принималось всеми слоями населения. Большой удачей для актеров было заручиться покровительством влиятельного магната; такие труппы легко побеждали в конкурентной борьбе за зрителя.

Разговоры о необходимости организовать стационарный театр начались в Могилеве еще в 1810-е годы! После победоносного похода во Францию и разгрома Наполеона многие дворяне Могилевщины остро почувствовали, чего недостает их благословенному губернскому городу. Новая послевоенная действительность диктовала иные правила жизненной игры. «Светская тусовка» в европейских столицах постепенно перемещалась из королевских дворцов за кулисы театров. Роли законодательниц мод в высшем обществе, оттесняя графинь и баронесс, все более уверенно играли профессиональные актрисы. Однако в то время мечты передовых людей губернии не осуществились. И дело не только в недостатке денег, были другие причины. После недавних военных потрясений власти опасались «роста полонофильских настроений», ведь сцена была мощнейшим средством агитации (пожалуй, более сильным, чем ныне телевидение).

Вероятно, опасения были резонными. Только после подавления двух восстаний в Северо-Западном крае (1831-го и 1863 годов) официальные идеологи страны решили, что опасность миновала. Идея построить театр овладела умами «столпов и отцов» Могилева, однако только с приходом к власти губернатора Александра Дембовецкого проект сдвинулся с мертвой точки. В 1880-е многочисленные призывы любителей прекрасного наконец-то нашли отклик «наверху». Незамедлительно появились меценаты. В 1886 году, когда была собрана необходимая сумма, на пересечении Днепровского проспекта и Дворянской улицы началось строительство. В то время поблизости находились Ближний вал, а перед ним глубокий ров.

Автором проекта стал архитектор Петр Камбуров. Увы, до сих пор об этом талантливом человеке известно немного. Городским театром он занялся, когда уже был закончен нулевой цикл зданий, и, к счастью, было еще не поздно вмешаться и продолжить процесс возведения по-своему. Камбуров приехал в Могилев в 1887-м, ему было 27 лет. За что такое доверие еще сравнительно молодому человеку? Немалую роль сыграл здесь диплом об окончании архитектурного отделения Санкт-Петербургского института гражданских инженеров. Кроме театра, мастер создал в городе здания Государственного банка, женского епархиального училища, другие. Его творения украшают Могилев и сегодня.

В плане — здание театра представляло собой прямоугольник, в центре которого располагался зрительный зал на 500 мест. В отделке интерьера широко использовалась резьба по дереву — особенно изысканная на стенах губернаторской ложи (с 1915 по 1917 годы — императорской). Театр был построен в модном «псевдорусском стиле».

Торжественное открытие храма Мельпомены состоялось 25 сентября 1888 года. На сцене шла премьера пьесы Петра Невежина «Вторая молодость». Еще до окончания строительства в городе успела сформироваться своя театральная среда. В 1886 году местной интеллигенцией было организовано музыкально-драматическое общество. За долгие годы в театре давали представления русские труппы Петербургского литературно-художественного театра, Малого театра, кабаре «Летучая мышь», польские труппы. Здесь выступала известная актриса Вера Комиссаржевская, на сцену даже выходил легендарный певец Федор Шаляпин! В зале регулярно устраивались просмотры военной кинохроники для императора Николая II. С балкона перед рабочими и солдатами выступал председатель ВЦИК РСФСР Михаил Калинин. Тепло и сердечно могилевские любители поэзии встречали народных поэтов Беларуси Янку Купалу и Якуба Коласа.

В 1930-е годы и в первый послевоенный год в здании театра работал Государственный русский драматический театр БССР. До сих пор он занимает одно из ведущих мест в республике. Значительная часть артистов этого театра сразу после войны стала основой труппы Русского драматического театра имени Максима Горького в Минске.

29 октября 1954 года в Могилеве стал действовать Областной драматический театр, созданный на базе переведенного сюда Пинского театра. В 1985-м над старинным театром нависла угроза уничтожения. Под предлогом необходимости капитального ремонта Министерство культуры БССР выделило 7 миллионов рублей на строительство нового здания — из стекла и бетона. На защиту любимого театра встало все население Могилева. Положительную роль в борьбе сыграла знаменитая «гласность». В результате началась многолетняя реставрация. Годами, проходя мимо строительных лесов, горожане сокрушенно вздыхали. Казалось, «стройке века» не будет конца. И все же — свершилось! В новое тысячелетие Могилевский театр вступил прекрасным, как в дни своей юности.

Знаменательное событие произошло в сентябре 2003 года. В начале юбилейного 115-го сезона на ступенях театра установили скульптурную группу — чеховскую Даму с собачкой. Она является излюбленным местом для фотографирования у могилевчан и гостей города.

По материалам книги «Могилевщина. Легенды, события, люди»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter