Каким должен быть двигатель прогресса?

Правила ведения бизнеса становятся все более четкими и понятными. Кто-то из великих сказал, что жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Интересы тысяч людей, которые порой находятся на разных социальных полюсах и отделены друг от друга сотнями километров, тем не менее постоянно сходятся, ведя к сотрудничеству либо порождая конфликты. Какими должны быть отношения коммерсантов и представителей власти? Как следует решать споры между арендодателем и торговцами на рынке? Какие права есть у нанимателя и наемного работника? Как сделать рекламу двигателем прогресса, а не источником раздражения? Лотереи — это хорошо или плохо? Нужно ли развивать отечественную пивоваренную отрасль? Дать ответы на эти и множество других вопросов пытались депутаты на пленарном заседании, где рассматривался ряд законопроектов о предпринимательской деятельности.


В первую очередь заместитель премьер-министра Андрей Кобяков, представляя депутатам декрет главы государства, касающийся госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей, подчеркнул, что этот документ имеет либеральную направленность и будет способствовать более “быстрому вхождению в бизнес”. Так, срок регистрации сократился теперь с одного месяца до 20 дней. Кроме того, в практику внедряется принцип “одного окна”, а выдача регистрационного свидетельства, разрешения на право изготовления печатей, документов, подтверждающих постановку на учет в налоговых органах, должна производиться в течение 10 дней. Запрещается при регистрации взимать любые платежи (к которым порой любят прибегать на местах), кроме определенного законом сбора и пошлины. Значительно ограничен и перечень требований, по которым нужно предоставлять нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов.
Как отметила заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Палаты представителей Татьяна Сафроненко, “бизнес постепенно выходит из затмения и его светлый сегмент становится больше”, но вместе с тем, по ее словам, остается еще масса нерешенных проблем. В частности, не претерпела кардинальных изменений пока сама регистрация, она обходится деловому человеку в среднем в 300 долларов, причем немалую долю в этой сумме занимают по-прежнему нотариальные услуги. Да и сроки регистрации (хоть и сокращенные) остаются все еще большими. К примеру, в Украине и России открыть свое дело можно в течение недели. Однако, считает Татьяна Сафроненко, “сегодня более остро стоят вопросы ликвидации предприятия. Введенная в практику внесудебная ликвидация дает возможность для субъективного подхода и подрывает доверие к государству”. К тому же оснований для закрытия фирм до сих пор неоправданно много. С одной стороны, нужно действительно строго спрашивать с тех владельцев предприятий, которые систематически нарушают законодательство о труде, но в то же время необходимо взвешенно подходить к имеющимся в коммерческих структурах проблемам и не рубить с плеча. Депутат подчеркнула, что за последние годы многое сделано для совершенствования правового предпринимательского поля. И здесь вряд ли возможно в короткое время разобрать все завалы. “Тактика постепенного, пошагового совершенствования в данном случае наиболее оправданна”.
Депутаты приняли также в первом чтении поправки в некоторые законодательные акты, касающиеся установления уровня арендной платы за торговые места на рынках и “иных торговых объектах частной собственности”. Сейчас в Закон о местном управлении и самоуправлении вносится норма, согласно которой председателям облисполкомов и Мингорисполкома предоставляются полномочия “по согласованию применения повышающих коэффициентов к арендной плате и рассмотрению споров между индивидуальными предпринимателями и арендодателями до их разрешения хозяйственным судом”.
Согласились народные избранники с изменениями и дополнениями в Закон “О платежах за землю”. Раньше определение арендных ставок практически в большинстве своем зависело от местных органов власти и, как отметил председатель Постоянной комиссии по аграрным вопросам Михаил Русый, “кое-где эта плата была завышена”. Согласно же законопроекту ставки будут рассчитываться исходя из кадастровой стоимости участка с применением коэффициентов, установленных главой государства. Депутат Виктор Марахин поинтересовался: “А не повысятся ли теперь земельные платежи для граждан?” Михаил Русый ответил, что нет, однако пояснил, что “есть вопросы по многоквартирным домам со встроенной инфраструктурой, где на первом этаже располагаются различные бытовые и производственные помещения”. То есть коэффициент для таких домов может отразиться на платежах проживающих там граждан. “Наша комиссия этот момент выловила, и его необходимо скорректировать. С соответствующими предложениями мы уже обратились в Администрацию Президента”, — подчеркнул Михаил Русый. Обеспокоенность парламентариев в этом вопросе поддержал и председатель Государственного комитета по имуществу Георгий Кузнецов.
Самые же жаркие баталии разгорелись вокруг законопроекта “О рекламе”. Объемное выступление министра торговли Александра Иванкова породило шквал вопросов и предложений от депутатов. Сергей Костян вначале поинтересовался финансовой стороной дела: “Какой объем рынка рекламы?” Услышав сумму в 50 миллионов долларов в год, заметил, что “это не много”. Конечно, с денежной точки зрения рекламный рынок не самый емкий в стране, однако на нем трудятся тысячи специалистов, которые, по выражению министра торговли, “формируют социальные установки, стиль жизни и потребности общества”, а значит, эта сфера не может оставаться вне внимания государства.
Мария Худая не согласилась с концептуальным ограничением “рекламных пауз двенадцатью минутами на час вещания” и предложила выделить специальное время для трансляции “всяких роликов”. “Кому хочется, пусть смотрят”.
Реклама — это та сфера, где каждому есть что сказать. С одной стороны, у многих есть претензии к частоте появления на экране жующих, выигрывающих, побеждающих жирные пятна субъектов, но, с другой стороны, реклама — это живые деньги для СМИ и возможность для производителя заявить о своей продукции. Как найти золотую середину? Как согласовать интересы всего общества? Как не навредить поспешными запретами?
То, что кажется разумным в кресле у телевизора, иначе выглядит из окна директорского кабинета и совсем по-другому представляется с высоты различных ветвей власти. Александр Иванков заметил: “Белорусские производители слабо пользуются рекламой”. И это еще одна точка для приложения усилий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter