19 белорусов работают, отпраздновав 90-летний юбилей

Смотрите и подражайте

Ипочему только, говоря «пенсионер», мы подразумеваем человека на склоне лет, читающего газеты на лавочке? Около четверти пенсионеров у нас по–прежнему в рабочем строю: 438.400 женщин и 212.800 мужчин. Счет же тех, кто продолжает трудиться в возрасте от 70 до 79 лет, идет уже на десятки тысяч. Почти тысяче работников за 80 лет. А 19 белорусов трудятся и вовсе отпраздновав 90–летний юбилей, то есть, согласно ВОЗ, пребывая в почетном статусе долгожителя. Откуда такое фантастическое трудолюбие и нежелание уходить на покой?

Корреспонденты «СБ» пообщались с настоящими ветеранами труда, которые сошлись в одном: как раз ежедневная работа и помогает чувствовать себя активным и бодрым, откладывая старость на потом.

Вдохновение в 84


Мастерская–музей народного художника Ивана Миско встречает гостей стройными рядами выстроившихся на полках до самого потолка скульптур. И глаз то и дело натыкается на незаконченные работы, укрытые пока полотном. Здесь и сейчас кипит работа, рождается искусство. Увлеченный Иван Якимович буквально на пороге встречает вопросом: «И на что, вам кажется, похож этот кап?» Пока рассматриваем причудливый нарост на дереве, напоминающий исполинский мозг, скульптор рассказывает: привезли его из самой Беловежской пущи и возрастом он не меньше полувека. Внутрь художник хочет поместить бронзовую скульптуру Земли, а само дерево будет символизировать бесконечность, необъятность космоса. А еще, оказывается, Ивана Якимовича захватило, что в невесомости волосы у женщины–космонавта словно торчат вверх, и он планирует передать этот эффект в своей новой работе. Остается ли время на отдых с таким обилием планов?

Фото Павла ЧУЙКО

— А что такое отдых? Мне кажется, когда я работаю, это и есть для меня лучший отдых. Потому что у меня любимая работа, о которой я мечтал еще с 7 лет — это когда руки всегда в глине. Я отдыхаю, когда рисую, леплю. Когда пришло время, я три года не оформлял пенсию вообще — не понимал, не знал, что это такое. Мне очень нравится, как академик Федоров, сын Янки Мавра, однажды сказал: «Работы должно быть так много, чтобы ты ее никогда не выполнил». Должна быть полная загрузка — и тогда никаких болезней не будет.

После формального выхода на пенсию, считает скульптор, сделано немало, причем это отмечено и на самом высоком уровне. Иван Якимович награжден медалью Франциска Скорины, получил звание народного художника Беларуси, а буквально два года назад — премию Союзного государства в области литературы и искусства. Возможно, бодрости духа и физической крепости придает и тема, ставшая для художника заглавной — космос, который, как известно, покоряют только самые выносливые. Космонавты — частые гости и в его мастерской, здесь немало их автографов. Хотя его самого, признается Иван Якимович, после испытания на центрифуге еще три дня «штормило». В этом году мастер практически прикоснется к излюбленной теме — юбилейная медаль его работы вместе с очередной экспедицией действительно отправится в космос.

За кафедрой в 87


87–й день рождения уже отпраздновал профессор БНТУ Антон Рябушко, но чувствует себя легендарный преподаватель максимум лет на 30! На вопрос «как дела?» всегда с улыбкой парирует: «Молодею!» Говорит, пенсионный рубеж, который наступил в далеком 1989 году, прошел для него незаметно: «Трудился и трудился! Работа интересная, общение с молодежью, ее воспитание...» Сейчас автор популярных у нас и за рубежом вузовских пособий по высшей математике увлечен Солнцем и Солнечной системой. С упоением рассказывает о регате на Марс, космической навигации и небесной механике. А еще, по мере того как Беларусь становится космической державой, в проблемы познания Вселенной профессор вовлекает и студентов — вот–вот диссертацию по движению тел в фотогравитационном поле защитит его подопечная аспирантка.

Фото Павла ЧУЙКО

Самый известный труд доктора физико–математических наук Антона Рябушко, учебник в четырех томах «Индивидуальные занятия по высшей математике», вышел в 1990–е и выдержал семь изданий. Сейчас профессор готовит к публикации обновленную версию «Высшая математика: теория, практика, приложения» в пяти томах. Кстати, в БНТУ Антон Петрович перешел лишь 7 лет назад. На предыдущем месте работы, где он преподавал 39 лет, посчитали, что девятый десяток в паспорте — слишком много для преподавателя. Зато главный технический вуз страны предложил даже выбрать кафедру. Так наш герой попал под руководство еще одного возрастного специалиста — профессора Николая Микулика.

— Я сразу пришел в БНТУ на полставки. На совете университета спросили, почему не иду на полную. Ответил, что у меня большой опыт преподавания, но сейчас хочу заняться наукой, потому что много разных идей, а времени нет. В итоге взял двух аспирантов, организовал временный научный коллектив по теме, которая курировалась Академией наук и Министерством образования. И у нас неплохие результаты, много публикаций и в Беларуси, и за рубежом.

Фото Павла ЧУЙКО

Профессор Рябушко никогда не носит с собой конспектов. Пришел на лекцию — рассказывай! К занятиям Антон Петрович, конечно же, готовится, запоминает, на чем остановился в прошлый раз, уточняет, что дальше по программе. А главное — подбирает иллюстрирующие примеры, чтобы не было одно и то же из года в год. Говорит, за столько лет работы в памяти их скопилось множество.

— Знаете, как интересно в среде молодежи вращаться? Я считаю, что в каждом человеке спит гений. Задача преподавателя — этого гения разбудить. И мне этим и хочется, и нравится заниматься. Смотришь, на первый курс поступил студент совсем слабенький, не привыкший мыслить, семестр прошел — с ним уже можно поговорить, а на втором или третьем курсе — и вовсе другой человек. Оно ведь как? Если толком не требовать, потом бывшие студенты осознают, что потратили время впустую.

В 93 полон идей


Фото Владимира ШЛАПАКА.

Открыв двери кабинета главного научного сотрудника Института общей и неорганической химии, академика НАН, доктора химических наук Владимира Комарова, непросто поверить, что за рабочим столом в окружении увесистых стопок научных работ, журналов и собственных рукописей сидит человек, который должен был выйти на пенсию еще... в 1983 году! Пенсионную цифру «60 лет» здесь уместно вспомнить по другому поводу — в минувшем году ученый отметил своеобразный юбилей работы в институте, куда пришел аспирантом в 1955 году. Правда, сам Владимир Семенович, который выглядит гораздо моложе своих лет, излишне рассуждать о возрасте не любит и емко суммирует — пока есть идеи, нужно работать:

— Должен быть результат, а как иначе? Проектов и идей у меня пока много, успеть бы все сделать. Я даже слегка жалею, что 27 лет был директором института и потерял столько времени на административную, организационную, словом, далекую от научной работу. Плюс еще был 10 лет академиком–секретарем химического отделения, а значит, обязательно на заседаниях президиума присутствовал и, случалось, целый день был занят. Сегодня же я сосредоточен на научной деятельности — накоплен большой материал по теме, в которой я работаю, должная научная база. На научную статью у меня уходит 3 — 4 дня, не больше, сдерживают только сроки экспериментов, которые проводят уже аспиранты.

Фото Владимира ШЛАПАКА.

За плечами ученого — почти 1.000 научных статей, 10 монографий, несколько из которых были переизданы за границей, а три — написаны уже после условной пенсионной черты. Владимир Семенович, кажется, просто излучает неуемную энергию и уверенно берется за несколько дел разом, устанавливая по–армейски точные сроки — на днях завершает очередную статью, а к маю намерен дописать примерно половину, еще 150 страниц, будущей монографии на тему темплатного синтеза.

— В центре внимания — регулирование пористой структуры получаемых адсорбентов и катализаторов, — увлеченно берется объяснять ученый суть процессов и даже рисовать графики. — Мало найдется технологий, где бы не использовались адсорбенты — это и пищевая, и медицинская промышленность...

Удивительно, но при всей глубине познаний в области химии Владимир Семенович изначально хотел стать военным врачом. Война перечеркнула планы — в 1942 году его призвали в армию, в разведку. Не раз приходилось брать языка, за что был награжден орденами Красной Звезды, Славы III степени. Служба после победы растянулась еще на два года — отправили на Дальний Восток. Лишь в 1947 году Владимир Семенович смог наконец поступить в университет. Интересно, что свои работы ученый неизменно пишет вручную — и вовсе не потому, что не признает современную технику. Если в голове есть правильные мысли, изложить их можно любым способом, убежден академик Комаров:

— Компьютер, безусловно, хорош как средство поиска информации, в нем действительно собрано многое. Но ведь бывает, что молодые ученые, пользуясь им, попросту копируют чьи–то чужие работы, собирают воедино. Подойди к такому, спроси, а что нового именно в его работе, — не ответит...

Сказано

Петр МОЙСЕЙЧУК, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ОАО «МАЗ», 66 лет:

Фото Виталия ГИЛЯ

– У меня двое сыновей, четверо внуков. Надо им помогать, а не о пенсионных болячках думать. Если здоровье позволяет, надо трудиться. Я еще год точно планирую работать. А если руководство посчитает нужным продлить со мной контракт, то и дальше с удовольствием останусь в строю. Хотя у меня достаточно стрессовая работа. Когда работает конвейер и внезапно случается поломка, у меня есть буквально пару минут, чтобы сориентироваться. Простоев быть не должно.

Кстати

90-летний юбилей отметил профессор кафедры баяна и аккордеона Белорусской государственной академии музыки Михаил Солопов, а на предприятии «Мозырьсельстрой» крановщиком работает Павел Киринский, которому уже далеко за 80 лет.

akostyukevich@sb.by

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 41 (24923). Четверг, 3 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter