Какие маршруты мы выбираем

О междугородних перевозках

Символом моей командировки в Мядельский район стали руки водителя маршрутного такси. Грязные. По локоть в тосоле. Кажется, только ему было дело до того, чтобы его пассажиры смогли доехать до Минска. Пусть с полуторачасовым опозданием. Пусть в холоде. Но смогли. Древний «Форд-Транзит» (кажется, в темноте я опознал модель правильно) от частного перевозчика с труднопроизносимым названием пыхтел, закипал, то и дело останавливался, но таки дотянул до города.


Добраться планировали за два часа. Однако проблемы начались еще в Вилейском районе. Наш микроавтобус съехал на обочину, водитель включил «аварийку», открыл капот и начал там копаться. Поначалу этому никто не придал значения. На дороге всякое бывает. Однако когда водитель выбежал из кабины второй раз, третий, пассажиры насторожились... А потом шофер ругнулся и отключил отопление. На полпути. Оставшуюся часть маршрута преодолевали в холоде, темноте и тесноте...


Холод пробирал до костей. Ближе к Минску остановки участились и удлинились. Чуть ли не через каждый километр. В салоне мерзла маленькая девочка. Женщина спешила на вокзал, еще одна — отмечать собственный день рождения. Взбунтовавшиеся пассажиры требовали обратно свои деньги. Не у водителя, конечно. Он–то — молодец: с невозмутимым лицом делал все, чтобы мы не застряли вечером посреди заснеженного леса. Нет, пассажиры требовали сатисфакции у перевозчика. Телефон кое–как нашли. Однако трубка невозмутимо ответила позвонившему: «Разбирайтесь сами...»


А вот интересно. Те, кому этим же вечером нужно было добраться обратным рейсом (к слову, последним) в Мядель или в один из многочисленных нарочанских санаториев, те, кто ждал на платформе автовокзала «Центральный» маршрутку, услышали из уст перевозчика такой же ответ? Ведь междугородный маршрут — не городской. Если сломался автобус или троллейбус в Минске или Бресте — это еще полбеды. Максимум через полчаса придет другой. А вот следующий рейс на Мядель согласно расписанию был запланирован лишь на завтрашнее утро...


Такое ощущение, что перевозчики за своими бизнес–планами забыли о таком простом человеческом слове — «люди». Которые им доходы, собственно, и приносят. Причем попытка урвать лишнюю копейку порой принимает изощренно–извращенные формы. Как вам случай, когда ушлый водитель отказался везти пассажирку из Молодечно в Вилейку, сославшись на то, что она... толстая? Бизнес–расчет был таков: на трехместное сиденье усаживали четырех худышек. Тем самым нарушая правила перевозок и доставляя неудобства пассажирам.


А парк? Лично у меня создавалось ощущение, что из Мяделя в Минск я ехал в каком–то древнем тарантасе, где между сиденьями просто не помещаются ноги. Еще вопрос: проходила ли машина предрейсовый техосмотр? Водитель уверяет: проходила. Так почему же она начала давать сбои уже в самом начале поездки? Насколько это соотносится с понятием «безопасность движения»? Значит ли, что процедура осмотра была формальной? Или, может, просто за микроавтобусом никто не смотрел на протяжении долгого времени? Официальное письмо оператору перевозок — Миноблавтотрансу — мы отправили. Надеюсь, они смогут разобраться в ситуации.


Между прочим, маршрут между Минском и нарочанскими здравницами должен позиционироваться как один из имиджевых. Сколько россиян ежегодно едут к нам отдохнуть и подлечиться, напоминать, думаю, не надо. И вот какими глазами они смотрят на нашу страну, если добираются настолько убогим транспортом? Наши транспортники из каждого утюга при всяком удобном случае напоминают: пользуйтесь услугами только официальных перевозчиков. Мол, это чуть ли не стопроцентная гарантия того, что до места назначения доберешься с комфортом и в безопасности. И наш перевозчик с труднопроизносимым названием был официальным. Но комфорт — еще тот. Частники такого себе не позволяют? Как сказать? Недавно в редакцию обратились пассажиры туравтобуса на Вильнюс — натерпелись ужасов. Автобус ломался, на границе вообще заглох. Пока приехал следующий, пассажиры просто бесновались. Потратили и время, и нервы, и деньги... Так что и частники бывают не на высоте.


Может, стоит «отфильтровать» этот рынок еще жестче? Понятно, найдут и контраргументы. Меня обвинят в том, что я руководствуюсь эмоциями. Но ведь именно ими и живут пассажиры...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter