Какая песня без баяна, какая стройка без изъяна…

Почему   строительный   комплекс   Брестчины   не   может   обойтись    без   приписок,   недоделок   и   других   нарушений?

Почему   строительный   комплекс   Брестчины   не   может   обойтись    без   приписок,   недоделок   и   других   нарушений? 

Проверка — плановая, а срывы? 

Брестская область, как Гомельская и Минская, занимает передовые позиции в стране по строительству. Это, конечно, не дает права на какую-то индульгенцию при осуществлении контрольных мероприятий. Вот и недавно коллегия Комитета государственного контроля Беларуси рассмотрела результаты проверки соблюдения актов законодательства в строительной отрасли Брестской области. При этом председатель КГК Зенон Ломать, открывая выездное заседание коллегии в Бресте, подчеркнул, что рассмотрение данного вопроса не вызвано чрезвычайной ситуацией в строительном комплексе этого региона. Проверка носила плановый характер, тем не менее выявила немало существенных недостатков и нарушений законодательства. 

В Брестской области два года не выполняются задания по вводу жилья для нуждающихся граждан, состоящих на учете. В 2006 году для них построено лишь 54,6 процента от общей площади введенного жилья (задание — не менее 60 %), а в минувшем — 69,4 процента (задание —75 %). Не выполнено и задание по сокращению объектов сверхнормативного незавершенного строительства. С начала 2006 года по июнь 2008 года их количество в области возросло с 1203 до 3225. 

На заседании коллегии прозвучала обеспокоенность и по еще одному поводу: под угрозой срыва находится выполнение поручения главы государства о строительстве и реконструкции 10 овощехранилищ и их вводе в эксплуатацию к 1 августа. При достаточных финансовых средствах освоение сметной стоимости по этим объектам за месяц до контрольного срока составило лишь 38,5 процента. 

Некоторые строительные организации не обеспечивают выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития. Так, в минувшем году с заданием по уровню рентабельности и прибыли не справились 25 организаций из 53, входящих в состав государственного производственного проектно-строительного унитарного предприятия «Объединение «Брестоблсельстрой». 

Когда отчет не идет в зачет 

К генеральному директору этого крупного предприятия Петру Масальскому у членов коллегии КГК возникло немало вопросов. 

— Аппарат вы увеличили. Технику распродаете, может, куму или свату — надо еще разбираться. Премию себе выплатили во время нахождения в отпуске. По качеству работ масса претензий, — стал перечислять нарекания руководителю Зенон Ломать. 

— Мне больно слышать такие упреки в свой адрес. Меры мы принимаем. По всему объединению в прошлом году получили 40 рекламаций, вызванных низким качеством работ. Конечно, стыдно смотреть фото- и видеосюжеты, продемонстрированные сегодня, где фигурируют наши организации. Много нареканий по столярным изделиям, качеству полов. Надеюсь, что с вводом новой линии на заводе столярных изделий в Телеханах таких претензий возникать не будет. 

— Почему контрольно-ревизионная служба предприятия практически ничего не делает, не контролирует подчиненные вам организации? — поинтересовался заместитель председателя КГК Беларуси Александр Агеев. 

— Контрольно-ревизионный отдел состоит у нас из четырех человек. Мы вынуждены были освободить от занимаемой должности его руководителя. Недостатки, которые выявляются отделом, устраняются по ходу, виновные привлекаются к ответственности. 

— Да не привлекали вы никого! — возмутился услышанным Александр Викторович. 

— Надо поблагодарить, — продолжил Масальский, — что проверяющие помогли нам обнаружить недостатки. По всем ним мы сделали необходимые выводы. Помимо КГК, сами привлекли к ответственности 56 должностных лиц. Два руководителя, один главный инженер освобождены от занимаемых должностей. 

— На предприятии такая большая текучесть кадров. Причем семьдесят процентов увольняемых — это специалисты, проработавшие менее года. Почему увольняется до 40 процентов работников за год? — последовал новый вопрос. 

— Строительный комплекс ощущает нехватку людей. В настоящее время на нашем предприятии работает около 10 тысяч человек. Приходится нам набирать неквалифицированных рабочих и потом производить отбор среди них. У нас закрепляется каждый год около 400 квалифицированных работников. 

— А между тем у вас самого зарплата выше, чем у председателя КГК, — заметил в ходе этого отчета председательствующий. 

— И больше, чем у министра, — добавил кто-то из членов коллегии. 

Сконфуженный, не в лучшем расположении духа, Петр Масальский покидал трибуну, за которой держал отчет. 

Сменивший его на «лобном» месте генеральный директор пинского ОАО «Строительный трест №2» Петр Нестюк с горечью признался, что если бы знал, сколько проблем возникнет после заключения контракта на параллельное проектирование и строительство ледовой арены, то никогда не стал бы его заключать. После всего свершившегося приходится только, как говорится, кусать локти. Члены коллегии КГК поинтересовались у него: почему на создание интерьеров зданий, входящих в состав объекта «Реконструкция стадиона «Волна» в г. Пинске», было предусмотрено применение плитки итальянского производства? Ведь использование плитки, произведенной ОАО «Керамин», позволило бы сэкономить около 300 миллионов рублей. Почему при проектировании объекта для устройства перекрытий не применены клееные деревянные конструкции производства ОАО «Гомельский комбинат строительных конструкций» и в итоге эти изделия стоимостью 1,8 миллиарда рублей приобретены у российского ООО «Сафоново-древ», расположенного в Смоленской области? 

— Если говорить об арках, то я сам лично ездил на переговоры в Гомель, но получил отказ от руководителей комбината строительных конструкций. Что касается использования импортной плитки, то на этом настоял проектировщик. 

После этого председатель Комитета госконтроля Беларуси дал распоряжение своим подчиненным тщательным образом проверить, почему стали возможны подобные факты. 

Руководитель  треста   переживал за дело  больше , чем за свое кресло 

Когда слово предоставили генеральному директору барановичского ОАО «Строительный трест №25» Василию Куркину, тот начал говорить тихим голосом, заметно волнуясь. Было отчего волноваться: председатель коллегии напомнил, что в отношении стройтреста имеется 16 черных пунктов, а Василий Михайлович вознамерился по некоторым вопросам изложить свою точку зрения. Понимал опытный руководитель: не будут приняты его доводы, можно и занимаемой должностью поплатиться. 

— Считаю, что применимо к нашему тресту, — заявил он, — ни о каких приписках не может быть и речи. Скорее, о недописках. Ведь по объемам выполненных работ мы дали на 20 процентов больше, чем требует от нас министерство. Не случайно вместе с брестским стройтрестом №8 входим в десятку лучших в министерстве. 

— Получается, что вы ничего не признаете по изложенным фактам? — уточнил заместитель председателя КГК Александр Агеев. 

— Как не признаю?! — удивился генеральный директор. — Просто я говорю, что никто в тресте не заинтересован в преднамеренных приписках. И в то же время категорически не согласен, что нам, например, вменили в вину как нецелевое использование затраты на проведение республиканского конкурса каменщиков. 

Василий Куркин высказал ряд своих соображений и претензий. За пять последних лет ни разу полностью не удовлетворены потребности треста в молодых специалистах, только двоим из них на полгода дана отсрочка от службы в армии. Не обеспечивается ЖСК непрерывность финансирования осуществляемых трестом работ, жилищно-строительные кооперативы окончательный расчет при этом затягивают на 3—4 месяца. Казначейство не отвечает за сбои в непрерывности финансирования. Белорусский металлургический завод, расположенный в Жлобине, навязывает строительным организациям тот профиль, который он катает в данный промежуток времени. Ведомственные инструкции банков, по мнению генерального директора ОАО «Строительный трест № 25», порой абсурдны и требуют внимательного рассмотрения теми же государственными контролерами. Не случайно, чтобы получить кредит в размере 5 миллиардов рублей, строительное предприятие занималось решением этого вопроса почти пять месяцев. Закон «О залоге», считает Куркин, должен быть упрощен. 

С многими из предложений, поступивших от опытного руководителя, коллегия согласилась. В том числе и по поводу большого количества проверок, осуществляемых контролирующими органами. 

— Действительно, давайте наводить порядок в этом, — согласился Зенон Ломать. — Президент такую дал установку: после проверки Комитета государственного контроля другим ведомственным контролерам на предприятии нечего делать. 

Недостатки  оптом и  в  розницу 

Восемнадцать строительных и ремонтно-строительных предприятий из 520, расположенных на Брестчине, завершили 2007 год с убытками. Рентабельность строительства в минувшем году по сравнению с предыдущим снизилась на 1,7 процента. В то же время, сильно недоумевали члены коллегии, рентабельность КУП «Брестский областной центр по ценообразованию в строительстве», осуществляющего сбор информации об уровне цен на них, возросла на 13,6 процента. 

Настораживает, что имеют место факты дублирования функций различными предприятиями. Так, основными заказчиками по строительству объектов в Брестской области выступают коммунальные предприятия по капитальному строительству (УКСы) в городах и районах. Вместе с тем в областном центре наряду с коммунальным унитарным предприятием «Брестское городское управление капитального строительства» создано и КУП «УКС Брестского городского ЖКХ». Кроме того, имеются его «сородичи» — КУПы: «Брестский городской центр архитектуры и строительства» и «Брестская административно-техническая инспекция», которые готовят и выдают разрешительную документацию на проектирование и строительство объектов, проведение земляных работ и т. д. 

В свою очередь проектные организации не обеспечивают надлежащего качества проектной документации на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объектов, изготавливают ее с задержкой. За минувший год в ходе проведения государственной экспертизы в КУП «Белгосэкспертиза по Брестской области» доработке подверглись две тысячи проектов (41 процент от общего количества рассмотренных). После проведения экспертизы по отдельным проектам сметная стоимость строительства объектов уменьшалась наполовину и более. Всего один, но весьма наглядный пример — результаты государственной экспертизы документации по объекту «Модернизация тепловых сетей от ТК-2 до ЦТП-12 в г. Кобрине. Сметная часть». Сметная стоимость объекта снижена на 1,5 миллиарда рублей (или на 88 процентов), а трудовые затраты уменьшены на 6 тысяч человекодней. Комментарии здесь, как говорится, излишни. Надо только сказать, что  ее разработчик — минское ООО «ЦентрПроектСтрой». 

Удорожание стоимости строительства происходит как на стадии проектирования объектов, так и непосредственно при определении контрактных цен и выполнении строительно-монтажных работ. Всего по проверенным организациям выявлено завышение их стоимости на общую сумму 1334,3 миллиона рублей. Существенные нарушения допускают не только государственные, но и частные организации. Так, руководители брестского ООО «Научпром» в 2005—2007 годах принимали наличные деньги в счет оплаты стоимости квартир при долевом строительстве многоквартирных домов в городе над Бугом, не отражая поступившие средства в бухучете. В результате общество на 1078,3 миллиона рублей занизило прибыль. В связи с чем ему пришлось выплатить штраф на сумму 638 миллионов рублей, а также доначислены и полностью взысканы в бюджет налоги, сборы и пени на сумму 303 миллиона. По данным фактам злоупотреблений три должностных лица ООО осуждены на различные сроки ограничения свободы. 

Домик в деревне: не всегда идиллия 

К сожалению, и на Брестчине встречаются недавно построенные, но пустующие жилые дома. А все потому, что при их строительстве не всегда учитываются потребности в кадрах и наличие в хозяйствах свободных жилых помещений. Так, в РСУП «Нача» Ляховичского района в 2007 году за счет льготных кредитов построено пять жилых домов. А потом выяснилось, что в их строительстве не было необходимости, так как в хозяйстве более двух лет оставались незаселенными два двухквартирных дома. Всего же в «Наче» пустуют 16 пригодных для проживания домов. В целом, в сельхозорганизациях области по состоянию на десятое июня не были заселены 47 жилых домов, построенных за четыре последних года, общей стоимостью 3 миллиарда рублей. Ко дню проведения коллегии КГК их количество уменьшилось на треть. Минсельхозпрод и Брестский облисполком, констатировала коллегия КГК, не навели должный порядок по государственному учету жилых помещений, возведенных сельхозорганизациями. Из 2467 построенных и принятых в эксплуатацию на селе жилых домов прошли государственную регистрацию в установленном порядке только 774. 

— Программа строительства на селе выполняется. Деревни становятся более красивыми, новые дома привлекают и цветными крышами, и фасадами. Но, к сожалению, есть в этом деле и серьезные недостатки. Минсельхозпрод возьмет их под свой жесткий контроль. И в первую очередь основательно разберется, почему построенные дома сельхозорганизации не спешат оформлять должным образом, — пообещала первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Надежда Котковец. 

С  точки  зрения министра 

Факты, озвученные на заседании коллегии КГК Беларуси, считает министр архитектуры и строительства Беларуси Александр Селезнев, характерны и для других регионов нашей страны. Это подтверждают и проверки ведомственного контроля. В каждом втором случае им выявляются нарушения законодательства. Только за первую половину этого года сумма ущерба, установленного ведомственным контролем, составила без малого 3 миллиарда рублей. Селезнев пообещал сделать все возможное, чтобы недостатки, вскрытые на Брестчине, не повторялись в других регионах. 

В то же время министр считает, что не стоит привлекать к ответственности тех должностных лиц, которые сами выявили нарушения и устранили их. Александр Селезнев убежден, что в свое время сотрудников Госстройнадзора оторвали от действительности, передав этот департамент из Минскстройархитектуры в ведение Госстандарта и сделав их чистыми контролерами. Он не согласен с таким непродуманным решением, министерство готовит свои предложения по данному и другим поводам главе государства. Причин для этого более чем достаточно. 

— Наше министерство, — заявил на заседании коллегии КГК Александр Ильич, — в настоящее время выполняет функции шести министерств, раньше функционировавших самостоятельно. Объемы работы сотрудников возросли в десятки раз. Зачастую министерство не справляется с задачами, стоящими перед ним как органом управления. У нас в центральном аппарате сейчас трудится всего 135 человек. Мы выработали новую структуру, направили ее на согласование в министерства и ведомства. 

В плане того, что структура строительного комплекса страны требует совершенствования, министр нашел понимание и поддержку у руководителей Комитета госконтроля. 

Коллегия решила… 

Коллегия КГК приняла к сведению, что по результатам проверки к субъектам хозяйственной деятельности Брестской области применено административных взысканий в виде штрафа на общую сумму 1162,7 миллиона рублей, привлечено к административной ответственности 33 должностных лица. Кроме того, поставлено на учет объектов основных средств на сумму 338,8 миллиона рублей. Снижена на 1855,4 миллиона стоимость работ по объектам, строительство которых финансируется из бюджета. В правоохранительные органы направлено пять материалов проверок, по ним возбуждено шесть уголовных дел. 

Обсудив материалы проверки, коллегия КГК постановила направить отчет о ее результатах правительству и Брестскому облисполкому для рассмотрения и принятия мер реагирования. Министерству архитектуры и строительства, Брестскому облисполкому предложено принять меры по выполнению заданий по возведению жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, улучшению качества строительно-монтажных работ, повышению эффективности использования государственных средств и имущества. 

Брестскому облисполкому и Министерству архитектуры и строительства предложено привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, не обеспечивших выполнение прогнозного показателя по вводу жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся, не принявших мер по сокращению объектов незавершенного строительства, и другие упущения в работе. Кроме того, коллегия предложила ряд мер, направленных на совершенствование работы строительной отрасли не только Брестской области, но и Беларуси в целом. 

На снимке: состояние прилегающей территории к жилому дому, введенному в эксплуатацию еще в 2006 году в деревне Мерчицы Пинского района (заказчик СПК «Полесский», генподрядчик ОАО «Строительный трест № 2»). 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter