Какая пашня без «пахаря»?

От коллектива, насчитывавшего полсотни человек, через пятнадцать лет осталось только пятнадцать энтузиастов, которые и раскрутили-таки дело

Назвав свой научно-производственный кооператив «Гамбитом», что по шахматной терминологии означает дебют партии, связанный с жертвой фигуры, группа ученых Национальной академии наук Беларуси могла, конечно, предполагать, что имя будет говорящим. Но жертвовать собственными деньгами и здоровьем для того, чтобы реализовать научную идею, им пришлось не только в дебюте, но и в миттельшпиле, и в эндшпиле. В результате от коллектива, насчитывавшего полсотни человек, через пятнадцать лет осталось только пятнадцать энтузиастов, которые и раскрутили-таки дело!

Но что же они затеяли? Взялись производить гумус с помощью дождевого червя. И тут сведущий читатель вправе спросить: не о калифорнийском ли черве идет речь? Если о нем, то при чем тут наука? Червяк – вот он. Технология культивирования известна. Разводи и получай готовый продукт. Некоторые так и поступают. 

— Мы прекрасно понимали, что калифорнийский червь – это плод серьезной селекционной работы, запатентованный бренд, которым американцы дорожат, а потому просят за технологию очень дорого, — поясняет председатель кооператива член-корреспондент Международной академии экологии Анатолий Туболец. – Японцы, например, в свое время ее купили за 2 миллиарда долларов с правом использования в национальных масштабах и за пять лет превратили страну из импортера продовольствия в экспортера, сократив при этом площадь пахотных земель на 17 процентов. Наша страна за такие деньги покупать технологию, конечно, не будет. И даже за маленькие, так как червяк окольными путями попал к нам еще во времена СССР. Но одно дело любительское использование, а другое – товарное производство. Тот, кто не сможет подтвердить, что купил червя и технологию у владельца интеллектуальной собственности, рискует нарваться на серьезный иск, тем более сейчас, когда появилась перспектива вступления в ВТО. Распространять свой продукт такой производитель сегодня может на местном рынке, но никогда – на международном. Мы же себя такой возможности лишать не хотели. Вот почему в содружестве с учеными Института зоологии, Института генетики и цитологии, Института проблем использования природных ресурсов и экологии, Института овощеводства, Института мелиорации и луговодства НАН Беларуси мы начали собственную селекционную программу, занялись созданием технологии выращивания червей, изучением особенностей применения гумуса в практике нашего сельского хозяйства. С использованием местных пород был получен более приспособленный к нашим почвенно-климатическим условиям червь отечественной селекции, которому дали имя «пахарь». Внешне он отличается от американца, но продуктивность демонстрирует такую же. Кстати, россияне поступили так же благоразумно и вывели своего червя, названного «старателем». 

Ну и если подводить черту под разговором об авторских правах на эту технологию, то надо заметить, что культурой разведения дождевых червей и получения с их помощью гумуса из навоза владели еще наши далекие предки. Они, разумеется, ничего не знали о биостимуляторах «правильных» микроорганизмов, азотфиксаторах и веществах, подавляющих микрофлору, которыми червяк насыщает перевариваемый корм. Но они были наблюдательными людьми и обратили внимание, что на гумус, произведенный подземными обжорами, растения реагируют гораздо лучше, чем на обычный компост, а потому сделали дождевика «домашним животным». О патентовании же своей находки, конечно, не помышляли. При Петре Великом немцы переняли ценную идею, распространили ее в Германии, а уже оттуда она попала за океан. 

Ученые университета штата Калифорния, надо отдать им должное, в конце 50-х годов породу червя существенно улучшили, чем помогли вывести сельское хозяйство США на качественно новый уровень. Интересно, что эта технология вошла даже в так называемый список КОКОМ, то есть перечень важнейших научных достижений, влияющих на экономический потенциал, которые ни при каких обстоятельствах не должны были попадать в страны коммунистического блока. 

Впрочем, ни при жизни почившего блока, ни после него червяком у нас особенно не интересовались, предпочитая вкладывать деньги в агрохимию. Последствия этого равнодушия в полной мере вкусили специалисты из «Гамбита». Только недавно им удалось заинтересовать руководство Червенского района и директора местного предприятия «Промхимэлектро» Владимира Кулика, при активной поддержке которого было организовано производство питательных грунтов, содержащих гумус в смеси с измельченным верховым торфом. Червей энтузиасты разводят и в буртах на открытых площадках, и в отапливаемой ферме. Если удастся взять кредит, то через несколько лет они могут выйти на производство 3 тысяч тонн гумуса в год. Это уже серьезные масштабы, так как на квадратный метр пашни требуется 300 – 500 граммов такой подкормки. 

Рассчитывают они в первую очередь на огородников, поскольку большинство сельскохозяйственных предприятий к такому финансовому подвигу пока не готовы. Им ученые вскоре могут предложить не гумус, а саму технологию его получения, организовать обучение персонала, авторский контроль соблюдения всех тонкостей производства. При наличии в хозяйствах животноводческих ферм и отходов переработки растительного сырья проблема будет решаться с минимальными затратами. Только горючего для вывозки подкормки на поля потребуется в десять раз меньше, так как во столько раз гумус более эффективен, чем любая другая органика. Что же касается техники для его внесения, то этим естественным порошком, напоминающим манную крупу, легко заправляются самые разные сеялки. Растворив же его в воде, можно использовать и разбрызгиватели. 

— Производить гумус можно и из бытового городского мусора, — говорит Анатолий Александрович. – Органики в нем содержится 30 процентов, и вся она пропадает. Нам удалось заинтересовать проблемой руководство Могилевской области, и сейчас возле областного центра начал возрождаться заброшенный мусороперерабатывающий завод, проект реконструкции которого подготовлен с нашим участием. На этой площадке планируем производить около 10 тысяч тонн гумуса, который, пока не будут проведены его всесторонние исследования на безопасность, предполагается использовать для выращивания технических культур, цветов, в лесном хозяйстве. Но думаю, что он окажется пригодным и для выращивания пищевых культур. Ведь в организме червя, который живет в очень агрессивной среде и вынужден от нее защищаться, любые токсичные компоненты капсулируются и переводятся в нерастворимое состояние. То есть они исключаются из оборота и не усваиваются растениями. Это касается и тяжелых металлов, и радионуклидов. Вот почему органика, переработанная им, становится безопасной независимо от ее происхождения. 

По расчетам ученых, вовлечение в оборот всех источников органического сырья позволило бы довести производство гумуса в стране до 5 миллионов тонн. Этого достаточно, чтобы в обозримом будущем поднять его содержание в белорусских почвах с сегодняшних 0,1 процента до 6 процентов, как в Украине. Огромный эффект даст и использование червя в качестве сырья для производства кормовых добавок, медпрепаратов и косметики, что уже делается, например, в  Японии и Китае. Но чтобы замахнуться на проект такого масштаба, Беларуси нужна государственная программа и силы посерьезнее, чем те, которыми располагают сегодняшние первопроходцы. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter