Минчанин разработал прибор, с помощью которого незрячие дети могут рисовать: российские офтальмологи заинтересовались ноу-хау

Как звучит красный

Удивительные вещи происходят в одной из столичных школ. Незрячие дети получили уникальную возможность: их учат «видеть» цвета. Не просто знать и принимать на веру, что, например, трава зеленая, а ассоциировать краску с явлением, чувством, темой. Новые знания школьники преобразуют в картины. Помогает в этом специальный прибор «Лихтар». Его разработал и собственноручно собрал минчанин Сергей Бондарович. «Р» узнала, как работает устройство и почему занятия живописью для незрячих так важны.

Цвет, звук, эмоция

Школа № 188 Минска — специальное учреждение образования для детей с нарушениями зрения. Именно здесь пара Ирина и Сергей Бондарович ведут художественный кружок — уроки живописи. На столах обычные для такого занятия предметы: холст, краски, кисти. Исключение — специальный прибор «Лихтар». Это ноу-хау под авторством Сергея Бондаровича. Его минчанин разработал специально для незрячих людей. Идею подсказали собственные дети:

Главная задача «Лихтара» — расширить возможности людей с нарушениями зрения.

— У нас два сына. У обоих синестезия — особенность восприятия, при которой воздействие на один орган чувств вызывает реакцию в другом. В их головах звуки и даже слова ассоциируются с определенными цветами, — рассказывает о своих детях Сергей. — Для людей с нарушениями зрения эта фишка может работать в обратном направлении. Когда пришло осознание этого, решил воспользоваться знанием и смастерил «Лихтар». 

У Сергея начальное художественное образование, он занимается веб-дизайном, неплохо знаком с IT. Поэтому идею разработки называет несложной. Два основных участника — прибор и мобильное приложение. Его минчанин тоже разработал сам.

— Изначально я соединил отдельные датчик цвета и микроконтроллер. На нем поставил прошивку — программный код. Он обрабатывает полученные с датчика данные, определяет, какой перед нами цвет, передает это по блютуз в мобильное приложение. Оно воспроизводит определенный звук в зависимости от того, какой поступил сигнал, — перечисляет алгоритмы действия Сергей Бондарович.

Самое сложное, как признается сам автор разработки, оказалось в калибровке распознавания цвета. Датчик воспринимает RGB-волны. То есть три первичных цвета. Но у всех приборов своя чувствительность. Чтобы расшифровка была верной, под каждое устройство Сергей отдельно калибрует датчик цвета. 

Выглядит «Лихтар» как небольшой, но толстый блок питания. По форме он напоминает зарядку для телефона. Исключение — две округлые выемки с обеих сторон устройства. При их помощи удобно обхватить разработку двумя пальцами и таким образом водить по холсту. При помощи usb-кабеля «Лихтар» подключают к питанию. 

— Корпус устройства напечатан на 3D-принтере, — посвящает в нюансы работы Сергей. — Его приобрел достаточно давно. Пригодился для нескольких более ранних проектов. 

Никто из ребят никогда не видел цвета.

Настроение — творить

Занятия начались в середине сентября. Тогда дети и их родители к урокам живописи отнеслись с осторожностью: не до конца верили в идею. А она, к слову, шире, чем просто хобби. Сергей и Ирина надеются, что для кого-то из нынешних учеников живопись станет профессией. 

— Сейчас мы работаем с распознаванием цвета. Учим правильно работать кистью. Рассчитываем, что в будущем наш проект дорастет до собственной студии или арт-пространства, где уже взрослые незрячие люди будут объединяться и творить, — надеется Ирина.

В классе занимаются 13 человек. Есть две группы: младшие (до 5-го класса) и старшие (7–10-й классы). Первые художники используют сухую масляную пастель, рисуют небольшие открытки, делают зарисовки. Для них важен быстрый результат. Они непоседливые, но более раскрепощенные в рассуждениях. Не боятся ошибиться. Старшие же относятся к занятиям серьезнее, примеряют на себя живопись как будущую профессию. Для них предлагают холст и акриловую краску. Она оставляет пастозные мазки, поэтому, прикоснувшись, можно почувствовать текстуру картины. А это для незрячих людей очень важно. 

Занятия проходят в столичной школе № 188.
Готовые работы Ирина и Сергей размещают на странице в Instagram. И на некоторые уже появились покупатели. Но пока картины не продаются. В планах — большая выставка. Желательный срок — до Нового года.

— Для детей очень важно, когда под постами в Instagram, где мы выложили их работы, оставляют комментарии. Каждый раз с нетерпением ждут, как оценят их творчество, — отмечает Ирина. — Сначала не верили, что их картины действительно могут нравиться, но, получив порцию положительных комментариев, воспряли духом. Чувствуется, что они горды собой. Сейчас главное — найти место для выставки. Поэтому будем рады любой помощи.

Никто из ребят никогда не видел цвета. Поэтому объяснить значение той или иной краски, при этом не вбивая всем в голову одно и то же стереотипное представление, достаточно трудно. Но, кажется, это получилось. Ребята, говоря об одном и том же цвете, используют разные трактовки. Например, Яна Смирнова ассоциирует красный с сильными эмоциями. Причем как положительными, так и отрицательными. Влад Корнев присваивает красный упорству. А вот Анна Плескач сравнивает этот цвет с определенным историческим периодом – Советским союзом.

— Одна из моих картин — море. Я недавно ездила на отдых. И чувствовала плескание воды, — описывает события Яна. — Для того чтобы нарисовать свою работу, использовала разные оттенки синего. Благодаря этим занятиям я стала узнавать и понимать цвета. Например, красный для меня может выражать любовь, страсть или войну. Когда заканчиваю картину, чувствую гордость. Демонстрирую людям, что, несмотря на то что я не вижу, все равно могу рисовать. 

— На одной из картин я изобразил свой характер. Для этого использовал три цвета: желтый, синий и красный. Желтый — позитив, синий — спокойствие, красный — упорство, — объясняет мне выбор палитры Влад. — Когда заканчиваю работу, испытываю чувство гордости, удовольствие и желание начать новую картину.

Главная задача «Лихтара» — расширить возможности людей с нарушениями зрения. Сейчас занятия проходят только с детьми, но в планах у Ирины и Сергея помогать и взрослым людям. А еще Сергей активно увеличивает количество приборов. Пока их четыре. Чтобы было комфортно работать в группе, «Лихтаров» должно быть шесть. По количеству учеников. Чтобы усовершенствовать работу прибора, минчанин планирует адаптировать приложение для управления незрячими людьми. А сигналы цвета должны меняться в зависимости от настроения картины. Для работ с грустинкой — одни этюды, для позитивных — другие. Кстати, полезной разработкой заинтересовались российские офтальмологи. Они связывались с Сергеем, чтобы их пациенты могли посещать занятия. Пока совместная работа откладывается из-за эпидемиологической ситуации в мире. Но в том, что она будет, сомнений нет. 

tychko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter