Как живешь, афганец?

15 февраля 1989 года последний советский солдат перешел мост пограничной реки Амударья под Термезом. Так завершился вывод советских войск из Афганистана

Война «за речкой» длилась 9 лет 1 месяц и 18 дней. В ней приняли участие 28 тыс. 832 уроженца Беларуси. Из них погибли 721 человек, 12 пропали без вести. Трое белорусов удостоены звания Героя Советского Союза: майор Василий Щербаков, старший сержант Николай Чепик и рядовой Андрей Мельников (посмертно).

Ныне в Беларуси проживает более 27 тысяч ветеранов боевых действий на территории других государств и 670 членов семей погибших в Афганистане и других государствах, где велись боевые действия.

В одном только Минске живет более пяти тысяч ветеранов войны в Афганистане, из них — более 200 инвалидов, а также 97 семей — родители и вдовы погибших воинов-интернационалистов. Для них это — День памяти.

Он также и для тех, кто воевал в Испании в тридцатые, в Корее — в пятидесятые, во Вьетнаме, Анголе, на Ближнем Востоке...

А как живется сегодня афганцам за столичной кольцевой дорогой, в райцентрах и глухих деревеньках? На днях я созвонился с Александром Логиновым, Владимиром Якубовичем, Евгением Баканчиковым с Витебщины, чтобы напомнить им о предстоящей дате, узнать о самочувствии. И, выслушав ответы побратимов, пришел к выводу, что у всех нас, воевавших, схожие проблемы...

Завтра в центре Минска, на Острове слез, что в излучине реки Свислочь, соберутся сотни людей, причастных к этой войне и не имеющих к ней никакого отношения. Ветераны-афганцы, родители и дети погибших придут к монументам и памятникам воинам-интернационалистам, установленным во многих городах и поселках Беларуси.

И будут встречи, объятия и слезы. А потом обязательные сто граммов фронтовых за упокой павших и братство живых.

Валерий ПИНЧУК, воин-интернационалист

«На «гражданке» у меня жена — главнокомандующий»

ЛИДЕР Дрибинской районной организации общественного объединения «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» Александр МОРОЗОВ сегодня решает мирные задачи. Обычный день Александра Петровича наполнен самыми обычными хлопотами. Хозяйство и сейчас немалое — свиньи, индюки, куры да огород. А полтора десятка лет назад так еще и быка держали — на мясо. Семью ведь кормить чем-то надо было, а на пенсию, даже военную, не очень-то разгуляешься.

— Здесь, на «гражданке», у меня жена — главнокомандующий, — шутит боевой офицер. — Она ставит задачи, ну а я принимаю к исполнению.

Пропитанный пылью, болью и чувством настоящего товарищества период Афганской войны он вспоминает нечасто. Хотя эти два с лишним года его жизни спрессовали многое: схватки с «духами», в которых советские солдаты побеждали в разы превосходящие отряды врага. Выходы «на караваны», перехватывающие боевые операции. Короткие передышки в полевых палатках. И разговоры, которые чаще всего сводились к главному: родному дому, где хоть письма, хоть весточки от своих сыновей и братьев всегда ждут родные и близкие.

— Я застал последний пласт этой войны — с 86-го по 89-й годы. Мой шурин — побывал в Афгане в числе первых. Но мы оба об этом периоде стараемся не вспоминать.

После Лашгаркаха и Кабула был еще и Нагорный Карабах. Потом рядовая служба военного с незатейливым семейным общежитским бытом. И наконец, в 1993-м — заслуженный отдых по сокращению штатов. Самому пенсионеру, майору белорусской армии, тогда исполнился всего 31 год. В его «активе» были два ордена Красной Звезды и медаль «За отвагу». А еще — семья, привезти которую майору в запасе было абсолютно некуда.

— О предоставлении жилья демобилизованным офицерам тогда и речи не было. Это ведь был разгул «махровой демократии»! — констатировал Морозов.

Где осесть, думали недолго. Конечно, в агрогородок Трилесино, где живут родители Александра Петровича. К бытовым испытаниям — отсутствию воды, газа и прочих коммунальных благ — было не привыкать. Куда сложнее оказалось адаптироваться к мирной жизни. «На войне — там все понятно и честно, — не скрывает Морозов. — Никто ни на кого не стучал, не закладывал, не подставлял». Но боевая закалка и в сельской жизни пришлась кстати, так что на проблемы Александр Петрович никогда не жаловался. А сегодня, считает, о них и подавно говорить нечего.

— С момента вывода советских войск из Афганистана прошло 24 года, — напомнил майор в запасе. — Все воины-интернационалисты уже давно решили свои «квартирные» и другие вопросы. С лечением тоже проблем не возникает: любой желающий афганец может попасть в Витебский реабилитационный центр или Могилевский госпиталь ветеранов. Дети уже давно выросли, многие из нас успели даже дедами стать. Так что стоит ли все время оглядываться в прошлое?

Афганцы нынче все больше говорят о будничных делах. Но по праздникам обязательно собираются вместе, чтобы почувствовать плечо друг друга. И третью рюмку за столом всегда выпивают молча. Обязательно — стоя…

А когда встречаются со школьниками, признаются: мечтают, чтобы новое поколение о войне знало только по учебникам истории. Чтобы нигде и никогда не нарушался закон природы, когда отцы и матери хоронят своих сыновей. Те, кто побывал на полях сражений, ценят жизнь как никто другой.

Светлана МАРКОВА, «БН»

Фото Максима ТЕТЕРИНА

Один на один с проблемами не оставляем

ВЕТЕРАНАМ войны в Афганистане, родным погибших и ушедших из жизни в Брестском районе нужна сегодня не столько материальная, сколько моральная поддержка. Время летит быстро. Кажется, совсем недавно ограниченный контингент советских войск был выведен из Афганистана, а с этого февральского дня прошло уже почти четверть века.

Из 117 жителей Брестского района, проходивших службу в этой стране, живым обратно не вернулся Юрий Харитончик из деревни Клейники. Его пожилую маму Чеславу Людвиговну активисты Брестской районной организации ОО «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» посетили накануне 15 февраля. Родным и близким погибших в Афганистане ребят необходима не столько материальная, сколько моральная поддержка.

Об этом завтра будет говорить на митинге-реквиеме в агрогородке Черни Брестского района председатель районной организации ОО «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» Анатолий Емельянов. Несколько лет назад здесь был установлен монумент в память о погибших и умерших от ран воинах-интернационалистах.

— Сегодня в своих рядах мы недосчитались семи человек, — рассказывает Анатолий Трифонович. — Ушел из жизни ветеран войны в Афганистане Иван Говоров, который на протяжении многих лет возглавлял районную организацию ОО «БСВВА», помогал решать вопросы, с которыми обращались воины-интернационалисты. О тех, кого рядом с нами нет, мы помним всегда. В Чернинской средней школе действует Музей боевой славы, экспонаты и стенды которого рассказывают о земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне, и тех, кто был в Афгане.

Что до участников боевых действий в Афганистане, проживающих в Брестском районе, многие из них нашли свое призвание, свое место в жизни в сельском хозяйстве. К примеру, первичную организацию ОО «БСВВА» в Томашовке возглавляет Сергей Здыщук, который много лет трудится в ОАО «Комаровка». Он один из лучших механизаторов, продолжатель семейной династии. Трактористом работал его отец, а сын Вадим каждый год принимает активное участие в уборке урожая. Неоднократно Сергей становился победителем и призером районных, областных и республиканских соревнований.

К сожалению, многие воины-интернационалисты не смогли оправиться до сих пор.

— Мы не оставляем их один на один с проблемами, — говорит Анатолий Емельянов. — Сейчас возможностей оказывать поддержку нашим людям стало больше. Председатель Брестской областной организации ОО «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» Владимир Базанов избран депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Он и раньше очень много помогал ветеранам-интернационалистам, и на выборах большинство из них отдали за него свои голоса. Теперь наши интересы Владимир Александрович отстаивает на республиканском уровне.

Александр КУРЕЦ, «БН»

«Такая, Федзічкін, твая карма!..»

ВОІН-ІНТЭРНАЦЫЯНАЛІСТ, намеснік начальніка Глыбоцкай міжраённай інспекцыі аховы жывёльнага і расліннага свету Аляксандр ФЕДЗІЧКІН, жыхар вёскі Квачы, атрымаў Падзяку Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь і імянны гадзіннік за ўзорнае выкананне службовых абавязкаў.

Аляксандра Федзічкіна браканьеры ведаюць як аблупленага: і мясцовыя, і полацкія, і мінскія. І не тое, што драбяза там якая, а больш начальнікі, якія і кабінеты ўласныя ў офісах маюць, і ўсюдыходы замежныя славутых марак, і нават карабіны не за адну тысячу долараў. Толькі выедуць на тэрыторыю інспектара, як ва ўласныя ўгоддзі, на незаконнае паляванне ці рыбалку, а Федзічкін тут як тут:

— Добры дзень, панове! З уловам!... Пратакольчык падпішыце!

— Ды хто ты такі?!. Ды мы цябе тут зараз размажам, як жабу!... Топай, адкуль прыйшоў!... Больш ты не работаеш!.. — у адказ. Толькі Аляксандр іх не слухае — проста робіць сваю працу.

Бой з браканьерамі Аляксандр Федзічкін вядзе на працягу 24-х гадоў. Спачатку ў інспекцыі рыбааховы і дзесяць апошніх год — у міжраённай інспекцыі аховы жывёльнага і расліннага свету. Працуе самааддана.

Размяняў пяты дзясятак. Фізічная форма — на зайздрасць. Адкуль? Канечне, у першую чаргу — армейская закалка. Афганістан. Праслужыў ён там 21 месяц. Быў і вадзіцелем, і дэсантнікам. Прымаў удзел у многіх баявых аперацыях. Медаль «За адвагу» дагнаў яго ўжо на радзіме.

Аднак Аляксандр не любіць варушыць мінулае балючае, не хоча ўспамінаць пра Афган. І закалку ён, як лічыць сам, атрымаў не толькі там, але і з дзяцінства ў роднай вёсцы Дзеркаўшчына, што на Глыбоччыне.

Форму падтрымліваць абавязваюць і службовыя нарматывы. Кожны год даводзіцца іх здаваць. І тут Аляксандру няма роўных у яго узроставай групе ад 40 да 50-ці: у рэспубліцы першае месца па падцягванню і трэцяе — па бегу.

Аляксандр служыў у пагранвойсках, і гэта наклала таксама свой адбітак. Амаль у кожнай вёсцы ёсць у яго свае людзі, якія перажываюць за прыроду, за яе зберажэнне. Па іх сігналу ён і выязджае. На зборы — 5—7 мінут!

Начальнік інспекцыі Віктар Протас дае адметную характарыстыку Федзічкіну:

— Ён даводзіць сябе на службе да фанатызму. Гэта не прафесія і не спецыяльнасць у яго. Гэта — прызванне! Зарплата ж у нас не такая і вялікая. Тры мільёны ад сілы.

Нават у свой адпачынак Федзічкін не ўседзеў у хаце, завітаў на месца службы разам з малодшай, чатырохгадовай, дачкой Юліанай. Старэйшай дачцэ Валерыі — пятнацаць год. Сярэдняй Вікторыі — дванаццаць. Жонка Аляксандра Федзічкіна, Марыя, па адукацыі педагог. Яна — сакратар у Карабоўскім сельскім Савеце.

Ніколі наш герой не забывае, што ён сялянскі сын. Яго невялікая гаспадарка ў вёсцы Квачы. Мае паўгектара зямлі. Гадуе свіней (было трое) і летам — 50 бройлераў. Упраўляецца і з канём, і з трактарам.

Год таму трапіў на раённую Дошку гонару. А зусім нядаўна атрымаў Падзяку Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь і імянны гадзіннік.

— А дзе ж гадзіннік? — цікаўлюся.

— Шкада насіць. Гэта — памяць! — адказаў Федзічкін.

Уладзімір САУЛІЧ, «БН»

Фота аўтара

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter