Воины-интернационалисты спустя 28 лет после вывода войск из Афганистана

Как живешь, афганец?

15 ФЕВРАЛЯ 1989 года последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана. Именно эта дата отмечается как День памяти воинов-интернационалистов. Они находились там девять лет, один месяц и девятнадцать дней. Более 28 тысяч соотечественников прошли ту войну, 771 погиб в далекой и чужой горной стране.


Как живут афганцы сегодня, чем аукнулось большинству участие в боевых действиях и почему многие из них считают своим долгом, несмотря на раны и трудности жизни, учить детей патриотизму?

Рядовой Якуш погибал лишь однажды


В АРМЕЙСКОМ альбоме мастера-наладчика ОАО «Достоево» Ивановского района Анатолия ЯКУША много снимков с афганской войны. До армии паренек из деревни Достоево успел получить водительские права и поработать шофером в местном хозяйстве. В октябре 1980 года в военкомате сказали: служить направляют в Афганистан. Решение призывной комиссии воспринял спокойно. После учебки попал в город Кундуз, служил водителем БТР-70 в 3-м горнострелковом батальоне 122-го мотострелкового полка. 


Мы беседуем в мастерской ОАО «Достоево», на рабочем месте Анатолия Михайловича. 

— Был ли страх? — вспоминает он. — Нет. Все происходило настолько быстро, неожиданно, что не оставалось времени думать о страхе. 4 апреля 1981 года для меня и некоторых сослуживцев стало вторым днем рождения. У одного из танков колонны оборвалась гусеница. Пока ее устанавливали на место, отстали от основной группы. Тут-то по нам и ударили «духи». Уже не было надежды, что останемся в живых. Несколько ребят в том бою погибло. Мне посчастливилось выжить. И вообще, судьба берегла... 

Мой собеседник рассказывает, что операции, боевые задания, обходившиеся без происшествий, случались крайне редко. Когда его БТР-70 отправляли на ремонт в Днепропетровск, в машине живого места не было. Изрешетило ее насквозь. Долго восстанавливали. 

А однажды рядового Анатолия Якуша ошибочно посчитали погибшим. Номер его машины 3491 спутали с 3491/1. Последняя действительно попала под жесткий обстрел. Были жертвы. 

На малой родине, в Достоево, родители с волнением ожидали вестей от сына. Писать он старался при любой возможности, обнадеживал: «У меня все нормально, чего и вам желаю». Когда осенью 1982 года вышел приказ об увольнении в запас, Якушу и сослуживцам из его призыва пришлось задержаться в служебной командировке еще на два месяца. По словам Анатолия Михайловича, это были самые трудные дни. Не хотелось погибать, когда дембель так близок. 

К счастью, все обошлось. Домой солдат вернулся 31 декабря, под самый бой курантов. Встречали его, считай, всей деревней. 

ПОСЛЕ службы в армии Анатолий Якуш работал водителем в родном колхозе. Несколько лет назад по состоянию здоровья сменил профессию. В хозяйстве ему доверили ответственную должность мастера-наладчика. Он не только ремонтирует детали для техники, но и сам изготавливает необходимые запчасти. «Настоящий Кулибин» — так говорят о нем в Достоево. 

Вместе с супругой Тамарой Ивановной вырастили прекрасных дочерей Людмилу и Юлию. Дождались внучат. Большой семьей удается собираться нечасто. Дочери со своими семьями живут в Бресте, но когда приезжают, это настоящий праздник. 

А с бывшими сослуживцами Анатолий Якуш поддерживает связи до сих пор. Искренне рад, когда получается встретиться. И хоть со времени афганской командировки прошло 35 лет, далекие события не забываются. Помощь, поддержка друзей помогают жить. 

Из Достоево и окрестных деревень многих парней отправляли служить в Афганистан. Не всем повезло живыми вернуться. В школьном музее есть уголок памяти Николая Якушика. Местное хозяйство помогло установить памятник на его могиле и при любой возможности старается оказать помощь родным. 

В Ивановском районе 250 парней прошли через войну в Афганистане. Более 30 из них удостоены высоких государственных наград. Многие сейчас трудятся в агропромышленном комплексе и, по словам заместителя председателя Ивановского райисполкома Владимира Белова, являются лучшими работниками. 15 февраля, в день вывода советских войск из Афганистана, в районе по традиции пройдет собрание, на котором ветераны-интернационалисты поделятся воспоминаниями, расскажут о проблемах. В районе их стараются поддерживать постоянно. Они активно участвуют в патриотическом воспитании подрастающего поколения и любое дело выполняют на совесть. 

Александр КУРЕЦ, «СГ»

kurec.a@mail.ru

Фото автора и из армейского альбома Анатолия ЯКУША

Его сыновья сегодня такие, как оставшиеся навсегда в горах сверстники

ГЛЯЖУ на моложавого мужчину  и не могу поверить, что ему уже за 50, что за плечами война. Бодр, подтянут и активен. Это заместитель директора  РСУП «Экспериментальная база «Криничная» Мозырского района Анатолий КАРПОВИЧ. О том, что он служит в Афганистане, его родители узнали лишь через полтора года после призыва из благодарственного письма от командования части. Анатолий писал лишь  о том, что служба идет хорошо, и ни одного слова о войне. Карпович награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». 

Не любит Анатолий Николаевич вспоминать те страшные годы, когда всякий раз, ложась спать, не знал, наступит ли для него завтра… Он не может вспомнить, сколько раз душманы подрывали их машины на горных дорогах и ему, одному из немногих, удавалось уцелеть. Самым страшным было ранение в голову, которое Анатолий Николаевич получил уже после того, как пришел приказ о демобилизации. Дальше был госпиталь в Ташкенте, где провел 7 месяцев. 

Вернувшись на Гомельщину, Анатолий прошел ВКК, где ему ставили вторую нерабочую группу инвалидности. Упросил комиссию переправить документы на третью. Как же молодому парню не работать? 

Сразу после госпиталя Карпович поступил в Минский сельхозтехникум на агронома-организатора. После распределения попал в экспериментальную базу «Криничная». Начинал работать агрономом-семеноводом, был главным агрономом и теперь – правая рука директора сельхозпредприятия Николая Рубахи. На нем сейчас все организационные вопросы, начиная от утренней планерки, где распределяется работа на весь день, заканчивая текущими проблемами, которых хватает то в животноводстве, то в растениеводстве, то в механической мастерской. 

30 лет назад, когда Анатолий пришел в хозяйство, здесь уже занимались семенами кукурузы, разведением картофеля. Правда, кукурузы  сеяли  тогда всего 50 гектаров. Зерно сушили на мини-сушилках, работающих на теплогенераторе, влажность определяли «на глаз». К реализации готовили всего 200 тонн семян. В прошлом году хозяйство заготовило на продажу для сельхозпредприятий страны 6,5 тысячи тонн семян кукурузы высокого качества, которые прошли контроль в лаборатории с высокоточным современным оборудованием.  

За эти годы к «Криничной» было присоединено еще 3 хозяйства с малопродуктивными землями и проблемами в животноводческой отрасли. В настоящее время здесь даже на низкобалльных почвах научились получать хороший урожай зерновых колосовых и кукурузы, добились стабильных надоев и высоких привесов КРС. И в этом немалая заслуга заместителя директора по производству Карповича.

Да и весь поселок Криничный вырос при Анатолии Николаевиче в настоящий городок с инфраструктурой ничуть не хуже, чем в городе. Тридцать  лет назад ему, как афганцу, колхоз дал дом. За это время он сделал пристройку, и теперь у него настоящая усадьба со всеми удобствами.  Карпович сам заливал фундамент, возводил стены и выполнял все сварочные работы. Жизнь всему научила сельского парня.

Большим уроком была служба в Афганистане. Она  научила ценить дружбу и дорожить каждым прожитым днем. Даже спустя десятки лет он по-прежнему держит связь со своими боевыми товарищами. Жизнь разбросала их по всему бывшему Советскому Союзу: Украина, Чувашия, Башкирия… Но они созваниваются, общаются в скайпе, пишут сообщения в «Одноклассниках»… А раз в год обязательно навещают могилки тех, кому даже спустя 30 лет все еще нет и 20-ти…

У Анатолия Карповича жизнь, можно сказать, удалась. Жена Елена Ивановна работает старшим мастером на кукурузокалибровочном заводе в этом же хозяйстве.  В семье два взрослых сына — Александр и Денис. Оба закончили БГАТУ и занимаются поставкой запчастей по Гомельской области. Анатолий Николаевич научил сыновей не бояться трудностей, а на практике – всему тому, что умеет сам. Они и в строительстве ему хорошая помощь, и любую технику могут разобрать и отремонтировать с нуля. Глядя на них, он часто вспоминает Афганистан, где воевали ребята моложе их сегодняшних. Много юных мальчишек полегло тогда на каменистой афганской земле.  

Как рассказал руководитель Мозырской районной организации воинов-интернационалистов Николай Чурило,  общественную организацию участников боевых сражений всячески поддерживает местная власть. Руководство райисполкома оказывает помощь афганцам в решении бытовых проблем, трудоустройстве, предусмотрена и материальную помощь.

А 15 февраля ветераны-интернационалисты, матери погибших солдат и все неравнодушные люди, для которых та война — не просто строчка в учебнике истории, а память и боль, не утихающая до сих пор, вновь соберутся вместе, чтобы вспомнить имена друзей, поклониться павшим и обнять живых.

Сегодня на Мозырщине 306 воинов-интернационалистов, из них – 279 афганцев. В 1989 году эта организация насчитывала 425 человек. Всего из Гомельской области участниками военных действий в Афганистане стали 5 тысяч молодых ребят. Военное лихолетье унесло жизни 119 человек, более тысячи были ранены. 

Наталья ВАКУЛИЧ,«СГ»

nvakulich@источник

Фото из семейного архива Анатолия КАРПОВИЧА

Шесть матерей, отец и четыре вдовы


МЕСТО для встречи с заместителем председателя Минской областной организации «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» Сергеем ДЕШУКОМ выбрали не случайное. Недавно в поселке Колодищи Минского района появился знак со скульптурной композицией в память воинов-интернационалистов, погибших во время афганской кампании. Вместе с членом Совета минской районной организации БСВВА Татьяной ФИЛИПЕНКО Сергей Иванович придирчиво осмотрел площадку, где 15 февраля традиционно соберутся афганцы. Рядом — культурно-спортивный центр, в аудиториях которого занимаются талантливые сельские дети. Нашлось в нем место и для памяти — накануне годовщины вывода войск из ДРА здесь подготовлена к открытию музейная комната, посвященная воинам-интернационалистам. Первая экскурсия для школьников пройдет сегодня. 


ТАТЬЯНА Федоровна, которой предстоит выступить экскурсоводом, уже много лет на пенсии, но по-прежнему активно участвует в общественной жизни. Лаборанту рентген-кабинета было сорок лет, когда она пришла в военкомат и попросила отправить ее в Афганистан. С конца 1986 по 1988 год работала в Кандагаре на сортировке раненых. 

— Чем занимались? Делали снимки, а потом врачи «лепили» заново ребят, получивших страшные ранения, — вспоминает она. — Бомбежки и обстрелы были настолько привычными, что мы даже перестали прятаться в бомбоубежище. Тем более что больных было много — дежурили иногда по двое-трое суток подряд почти без отдыха.

Из той командировки «за речку» Татьяна Филипенко приехала вся седая. Однако из-за палящего южного солнца ее волосы приобрели необыкновенный оттенок. Коллеги в областной детской больнице допытывались, в каком салоне красоты она их подкрашивала… 

В музейной комнате для нее каждый экспонат — шлем летчика, капсула с землей с места гибели одного из земляков, телефонные аппараты, армейская форма — напоминает о том страшном периоде жизни. А что поменялось? Говорит, непереносимым стало легкомыслие молодых юнцов, которые, к примеру, могут запросто устроить глупую драку на улице. Ведь там, на войне, такие же ребята умирали за других. К примеру, Сергей Исавенко погиб, спасая в бою раненых товарищей. Разведчик-пулеметчик Сергей Гавриленко — на боевом задании. Их имена вместе с девятью другими как раз и увековечены на памятном знаке в Колодищах, а портреты героев находятся на видном месте в музейной комнате.

СЕГОДНЯ Минская районная организация «Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане» —  одна из самых активных в области. В ней 19 первичек из 22, действующих в регионе, 268 членов. 130 из них награждены орденами и медалями. Одна из главных задач, которую ставят перед собой ветераны боевых действий, поясняет Сергей Иванович, — воспитание патриотизма у молодежи. За последний год члены организации встретились в общей сложности с 35 тысячами ребят. Заместитель председателя районной организации Татьяна Милентьева из Мачулищей, к примеру, организовала немало интересных экскурсий для местных детей. Особенно всем запомнилось посещение Военной академии  в день открытых дверей. Примечательно, что после этого даже девочки задумались о военной карьере.  

Экскурсии в новый музей в Колодищах помогут воспитывать на достойных примерах еще больше школьников, уверены члены общественной организации. Кстати, памятный знак и создание экспозиции потребовали немалых вложений. Помимо 10 тысяч рублей, выделенных Минским облисполкомом, спонсорская помощь и вклад самих афганцев составили еще примерно 20 тысяч. Боевые побратимы многие годы поддерживают нуждающихся в помощи товарищей, вдов и матерей погибших, умерших от ран и болезней. А это шесть матерей, отец и четыре вдовы. Их поздравляют в праздники, приглашая на встречи, вручают подарки — в год в целом такая финансовая помощь от организации составляет около 350 рублей на человека. Около ста афганцев и их родственников получили квартиры в столице, практически все нуждающиеся — участки в Минском районе под строительство. Сейчас члены районной первички иногда ходатайствуют даже за внуков участников той войны, к примеру, помогая получить место в общежитии.  

У СЕРГЕЯ Ивановича Дешука непростая, но интересная судьба: за время службы он побывал в разных уголках большой страны — и на Крайнем Севере, и в субтропиках. Была у него и двухлетняя афганская командировка. И все же душа звала на Родину. И сегодня он с болью говорит о происходящих между славянами раздорах. Ведь там, в Афганистане, все представители советской страны были друг другу как братья. Забыть и предать это просто невозможно.

Алена ЯСКО, «СГ»

yasko@sb.by

Фото Павла ЧУЙКО

Сменил армейские погоны на милицейские


Один афганский мудрец как-то сказал: «Из книги жизни страниц не вырвешь». Трудно оспорить это утверждение. Не выбросишь из нее и афганскую страницу длиной в девять лет. Вот и уроженец деревни Вердомичи  Свислочского района Юрий БОРТНИК географию изучал не по карте.  События из прошлого по-прежнему в его памяти. 


ПРИЗВАЛСЯ Юра в армию в мае 1987 года. Сельский паренек, как и большинство его сверстников, мечтал о службе в десантных войсках. Грезил о красивой форме, о том, как будет раскрываться над его головой белоснежный купол парашюта. Но жизнь распорядилась иначе.

— В день, когда пришел в военкомат, нежданно-негаданно пошел снег, — улыбается Юрий Петрович. — Вот, думаю, веселенькое начало. Наверное, и вся служба будет веселой. 

Однако было не до веселья. Судьба закинула в Туркмению. Ну, надо так надо — рядовой Бортник приказы обсуждать не привык. Несколько часов лета прошли быстро. Только в последний момент, перед приземлением, мелькнула мысль: «А вдруг Афганистан?»

Это «вдруг» случилось  через полгода. Получив воинскую специальность в учебке города Кушка, 18-летний Юрий Бортник словно по мановению волшебной палочки перенесся… из ХХ века в средневековье. 

Служил в афганской провинции Пактия, что на границе с Пакистаном. Об опасностях, которые подстерегали его здесь, родным не писал: мол, все нормально, служу в Средней Азии. Тепло, комфортно. Скоро вернусь, живым и здоровым.

А в провинции в то жаркое время лютовал влиятельный полевой командир Хаккани. Страшно было не умереть — попасть в плен. «Духи» пытали изощренно, забрасывая камнями, отрезая у живых уши, выкалывали глаза, сдирали кожу… Поэтому у Юрия, как и у большинства сверстников, на поясе висела граната-лимонка: в случае ранения и окружения главное было выдернуть чеку…

Гвардии сержант Бортник ни разу не струсил, не подвел товарищей. Наводчика 120-миллиметровой самоходной артиллерийской установки командование   батальона всегда ставило в пример молодежи. 

Однажды БМП, в которой находился и Бортник, наскочила на мину. 

— В себя пришел лишь на четвертые сутки, в медсанбате, — вздыхая, вспоминает собеседник. — Снилось, что я дома, иду по деревенской улице, пахнет сеном и молоком. Очнулся — вздрогнул! Окровавленные бинты, йод, жгуты, капельницы, вокруг все плачут, кричат и стонут. Больше всего переживал, что сильно обгорело лицо. Несколько дней боялся смотреть в зеркало. Но потом сестричка его принесла и чуть ли не силой сунула под  нос: смотри! И добавила с усмешкой: «Ничего, до свадьбы заживет»    

Как в воду глядела. Любимая девушка по имени Наталья преданно и трогательно ждала своего солдата два года. Прошедший пыльными и полными опасностей дорогами Афгана, Юрий вернулся, сыграли в родной Свислочи веселую и шумную свадьбу.

Юрий Бортник отучился в вузе и сменил армейские погоны на милицейские. В лихие 90-е служил участковым в городе и на селе. Бандитские разборки, рэкет, грабежи и разбои, угоны и кражи автомобилей… Сутками пропадал на работе. 

«Как-то во время ночного рейда позвонил в дверь, а там полуодетый мужчина пытается ударить топором. Увернулся, провел болевой прием, надел наручники. Смотрю: лезвие топора все в крови. Ощупал себя — вроде цел. На мой вопрос задержанный отвечает, мол, только что рубил свиную тушу. Оказалось, что  совершил убийство и как раз прятал топор в подвале». 

Ныне уже подполковник милиции  Бортник  служит старшим оперативным дежурным в УВД Гродненского облисполкома: «За сутки на милицейскую телефонную линию поступает по 350—400 звонков, на каждый из которых нужно реагировать незамедлительно. Аппарат порой раскаляется, словно песок в далеком Афгане». 

Теперь Афган приходит только в снах. Горячий пепел от сгоревшего вместе с водителем бензовоза, он словно наяву обжигает  тело и душу. От этих снов, воспоминаний, как ни старайся, не уйти. Они — часть жизни, которую мой собеседник живет и за тех, кто остался за Амударьей.

Владимир КОЗЫРЕВ

kozyrunited7@mail.ru

Фото автора и из армейского альбома Юрия БОРТНИКА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter