Как художнику получить звание народного, не обивая высокие пороги

Как заслужить народного

Художественные выставки у нас сегодня открываются чуть ли не каждый день. Столько галерей и мастеров наплодилось — не счесть. И каждый хочет к себе внимания и славы. Все творцы — люди тщеславные, мало кто из них берет в руки кисть, чтобы порадовать только себя любимого, большинство все-таки стоит в очереди за званиями и регалиями. И, как оказывается, никто никого вперед пропускать не собирается.

Дмитрий ЗАЙЦЕВ.


Заслуженный деятель искусств Беларуси, известный режиссер Дмитрий Зайцев пришел в редакцию с тремя дисками. На них его последние фильмы в соавторстве еще с одним многим знакомым кинематографистом Юрием Елховым. Пришел не за себя просить и даже не за коллегу. А за героя своих документальных фильмов — художника Николая Исаенка.

Николая Иосифовича вряд ли можно назвать бедным и несчастным. Скорее, даже наоборот. У него нет материальных проблем с мастерской, что сейчас знакомо многим художникам. Он живет в таком шикарном особняке на окраине Минска, что только позавидовать можно. Там же у него и помещения для творчества: для себя и для жены. К слову, один из фильмов Зайцева и Елхова называется «Обитель для художника» и как раз посвящен дому мастера. Откуда жилище? Заработано, вестимо.

Подобные особняки в свое время были лишь у Заира Азгура, Михаила Савицкого и Андрея Бембеля. Ими их награждало государство, что называется, за особые заслуги перед Отечеством. Впоследствии эти здания становились мемориальными музеями. По сути, больше никто из наших художников не смог построить себе ничего подобного. А тут Исаенок, пусть и в почтенном возрасте, но все же без званий и высоких наград. Оказалось, более десяти лет назад его картины приглянулись одной московской коллекционерше, к слову, уроженке Минска. Она, почитательница традиций русского реализма, покупала произведения многих белорусов, но особой нежностью прониклась именно к Николаю Исаенку. В итоге он ей — несколько десятков картин (поговаривают, даже всю выставку подчистую), а она ему — ту самую обитель.

И если бы только одна та дама была почитательницей таланта Николая Иосифовича, можно было бы сказать, что это чистейшей воды вкусовщина. Но нет. Произведения Исаенка находятся в собрании нашего Национального музея, в Государственной Третьяковской галерее, в частных коллекциях Германии, США, Англии, Израиля, Италии, Литвы, Люксембурга, Польши, России, Франции… Выставки его картин неоднократно проходили и в Беларуси, и за границей. Вроде любим и почитаем. Но не награжден.

Режиссер Зайцев честно признается, что шапочно знаком с Исаенком очень давно, но почитателем его творчества стал года полтора назад. Когда опять же по совету самого художника зашел на его выставку. Вышел оттуда с твердым убеждением, что этот человек заслуживает к себе большего внимания и почестей. Ведь это современный Бялыницкий-Бируля. 

Словом, Зайцев твердо убежден, что Исаенок достоин звания «народный». Ни больше ни меньше. Режиссер отлично знает, что есть так называемая иерархия званий: сперва надо получить медаль Скорины, заслуженного, а потом только могут дать народного. Да, в истории нашей страны есть исключения. Например, в 1972-м 40-летнему скульптору Анатолию Аникейчику, сделавшему памятник Янке Купале, сразу дали звание народного. Хлопотала сама Екатерина Фурцева, тогдашний министр культуры СССР.

Николай ИСАЕНОК.

За Исаенка хлопочет Зайцев. Его поддерживает союз кинематографистов, членом правления которого он является. Поддержал, правда, скорее морально, и директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов. Он считает, что по уровню мастерства Исаенок заслуживает народного: «Я бы первым за это подписался, если бы у него было звание заслуженного». В союзе художников у большинства то же мнение, поэтому под ходатайством поставили подпись лишь трое, к слову, все они народные. Что же остальные? Все они стоят в очереди и пропускать вперед никого не собираются. Даже несмотря на 70-летний возраст Исаенка.

А что сам Николай Иосифович? Он и в прежние годы, будучи молодым и здоровым, в отличие от многих других творцов никогда не стучался в высокие кабинеты, ничего не выпрашивал для себя. Теперь и подавно. Для него куда важнее настоящее народное признание, а не выпрошенные звания. Поэтому он приглашает всех на свою выставку «Очарованный мгновеньем», которая завтра открывается в Национальном художественном музее. Там сами и определите, достоин ли художник высокого звания?

stepuro@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter