Согласно планам по диверсификации экспорта по схеме «30-30-30», поставки в страны СНГ должны сократиться

Как защитить «Докторскую»

Не так давно Минсельхозпрод озвучил перед производителями свою стратегию развития экспорта на этот год. Согласно планам по диверсификации экспорта по схеме «30-30-30», поставки в страны СНГ должны сократиться.



Впрочем, для некоторых компаний и дистрибьюторов эти цифры пока кажутся туманными, а потому игроки скорее по привычке продолжают строить амбициозные надежды по наращиванию поставок на соседские рынки.

Гендиректор Евразийского агентства международного сотрудничества Александр Ольшевский уже более полугода пытается донести до белорусских производителей мысль: продавать в Россию необходимо. И много! Правда, тут же делает поправку: делать это нужно в дальние и богатые регионы, а еще стоит осваивать выпуск продукции среднего и премиального ценового сегмента. Для этого в рамках организации в конце прошлого года создали консолидированный дистрибьюторский центр белорусской продукции в России. За первые три месяца его портфель заказов едва превысил 15 млн долларов. По сравнению с ежегодными объемами продовольственного экспорта в 4,5—5 млрд долларов это капля в море. Да и речь пока идет о довольно узком ассортименте продуктов: картофель, хлеб со шпиком, фарш и колбасы, пищевые добавки и консерванты. Хотя золотая жила, которая приносит основную прибыль аграриям, — мясомолочная продукция. На вопрос, не противоречит ли политика агентства по увеличению отгрузок в Россию политике по диверсификации экспорта, Ольшевский отвечает несколько отвлеченно:

— Схему «30-30-30» можно трактовать по-разному. Думаю, она никоим образом не предполагает снижение в финансовом и натуральном выражении поставок в Россию. Про такие цифры было бы уместно говорить, если бы все белорусские предприятия были загружены на 100%. Для некоторых из них 30% — это уже хорошо. Кроме того, кто ждет здешнего производителя в Европе или Америке? Порог вхождения на такие рынки крайне высок, плюс это очень высокая себестоимость. Туда сложно попасть и еще сложнее удержаться. Стоит ли игра свеч?

На замечание, что в ближайшую пятилетку Россия намерена очень серьезно развить и инвестировать сектор АПК, а это в свою очередь позволит удовлетворить внутренние потребности по многим позициям, эксперт также смотрит довольно скептично. Мол, не все, что планируют соседи, сбывается. И обещает: еще ближайшие лет 5 соседи будут испытывать потребность в наших продуктах. Чтобы это подтвердить, Александр Ольшевский озвучивает цифры: в одном из регионов России проверили некое «известное» мясное производство и выяснили, что 93% выпускаемой там продукции было «мясорастительного» происхождения. И предсказывает дальше: «В этой стране очень ценят качественные и натуральные продукты, продовольственный сегмент среднего и премиального диапазона там не просел. Нужно просто продавать не в ближайшие «бедные» регионы, а в дальние — за Урал».

Впрочем, легко производителям не придется в любой ситуации. Случаи изъятия отдельных партий продуктов из российских сетей, развороты фур на границе, временные запреты на поставку — все это периодически имеет место. По мнению специалистов агентства, большинство этих прецедентов — проявление недобросовестной конкуренции. Они даже приводят в пример случаи, когда продается продукция давно не существующих предприятий или торговых марок. А вот в отменном качестве реально работающих производств дистрибьюторы не сомневаются. Говорят, наша многоступенчатая и очень сложная система контроля качества просто не допустит в конечный продукт запрещенных веществ. А периодические нападки со стороны контролирующих российских органов — это только дискредитация белорусских надежных лабораторий. Чтобы это доказать, в Евразийском агентстве международного сотрудничества создали белорусско-российскую программу по мониторингу качества и безопасности пищевых продуктов. Отчитаться о результатах обещают уже совсем скоро. А пока рассказывают, как проект будет работать. Для этого будет привлечена одна из российских систем добровольной сертификации и экспертизы качества «Здоровое питание — здоровье нации». Аккредитованные лаборатории, работающие в системе, смогут проверять белорусскую продукцию по трем направлениям. Прежде всего, можно будет мониторить наших производителей и выдавать им сертификат соответствия, который мог бы стать противовесом в случае возникновения претензий на российской территории. Кроме того, под контроль попадут товары пищепрома, позиционируемые как белорусские в российских торговых сетях. Третье направление — это сравнительное лабораторное исследование белорусской и российской продукции, выпускаемой по одним ГОСТам. Условно говоря, потребители смогут узнать, одинаков ли состав «Докторской» колбасы у нас и на соседних полках.

Такие меры, говорят дистрибьюторы, помогут защитить белорусские предприятия в условиях непростой конкуренции на российском рынке. А он, в свою очередь, по заверению представителей ретейла, еще долгое время будет ждать с распростертыми объятиями наши «прысмакі». Несмотря ни на какие планы по разделению экспортных поставок.

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter