Как защитить детей от детей?

C первых дней лета в СМИ и на «круглых столах» много дискутировали о защите детей от войн...

C первых дней лета в СМИ и на «круглых столах» много дискутировали о защите детей от войн, эпидемий, сиротства, наркотиков, алкоголя, педофилии и других социальных язв. За кадром, впрочем, осталась тема еще одной угрозы, исходящей... от самих представителей подрастающего поколения. Речь — о драках, вымогательстве, насилии в школах, летних лагерях и т.д. Эта напасть отравляет детство многим ребятам, однако о постыдном явлении говорят лишь шепотом.


Тем временем жизнь постоянно подбрасывает пищу для размышлений. Недавно, к примеру, в интернете активно обсуждался скандальный видеоролик. Сюжет шокирует: во второй класс одной из гимназий Томска пришел отец ученика, чтобы наказать обидчика сына. Перед всем классом папаша орет на 8–летнего парнишку и отвешивает ему несколько увесистых затрещин. Кадры унижения пацаненка незаметно снял на мобильник кто–то из одноклассников. О ЧП стало известно, мать избитого второклассника обратилась в полицию. Мстителю светят крупный штраф либо исправработы. Между тем повсюду разгорелись дебаты. Кто прав и кто виноват в конфликте? Можно ли понять чувства отца? Не становится ли рукоприкладство единственным способом защитить ребенка от хулиганов? Включились в полемику и авторы «Спорного вопроса». Один из спорщиков доказывает, что школьник должен уповать только на помощь семьи. У оппонента припасены свои доводы. А вы, уважаемые читатели, смогли бы ответить на вопрос:


Чтобы из сына не вырос свин


Знаешь, что больше всего раздражает меня в этой истории? Тупой стадный инстинкт, который заставил множество людей взволнованно кудахтать: ах, злобный родитель избил невинного мальчика на глазах у сверстников! Лишь единицы не поленились вскрыть подоплеку событий и выяснили, что «невинный мальчик» терроризировал весь класс, бил девчонок в лицо, а в ответ на учительские нотации открыто посылал педагогов матом. Он был полностью неуправляем, в том числе и своими собственными родителями, которым не было дела до подрастающего свиненка. Он из так называемой неблагополучной семьи. Немудрено, что лопнуло терпение у вполне благополучного папаши. На мой взгляд, одним из главных выводов должен быть следующий: если ты не занимаешься воспитанием своего ребенка, им займется кто–то другой. И правильно сделает.


Представь, Андрей, себя на месте «злобного родителя». Представь, что твой сын каждый вечер рассказывает, как какой–то малолетний хулиган его толкнул, ударил, обозвал... Ты приходишь в школу и видишь беспомощных учителей, которые разводят руками: дескать, ничего не можем поделать. Думаю, в этом случае ты хотя бы встряхнешь юного мерзавца за шкирку или отвесишь ему оплеуху. Желательно сделать это, как в Томске, на глазах у всего класса — чтобы дети видели, что найдется управа даже на самого отпетого негодяя. И возраст отморозка тут не играет особой роли. Возможно, шалопай еще скажет спасибо чужому папаше, если этот случай заставит его включить внутренние тормоза. Налицо пример одного из наших с тобой коллег: он попросту отшлепал юного дворового заводилу, когда тот сломал дочкин велосипед. И паренька словно подменили — сейчас уважительно здоровается и не задирает других детей.


Правда, в рассматриваемом случае я сильно опасаюсь, что произойдет по–другому: тот факт, что все принялись жалеть «беззащитного школьника», сделает из него очередного героя интернета, и пацан начнет беспредельничать с удвоенной силой.


Конечно, все подобные ситуации, когда люди берут на себя чужие задачи, происходят вынужденно. Граждане сами выявляют педофилов, когда по этой линии недорабатывает уголовный розыск. Водители лично наказывают хамов на дорогах, когда этого не может сделать ГАИ. Родители вынуждены таскать за уши чужих детей, если этого не делают отцы хулиганистых школяров. Мы бы могли спокойно заниматься своими делами и не брать на себя функции учителей, если бы они справлялись со своими обязанностями. Но ведь не всегда справляются! Учитель один, а лоботрясов 30 человек, попробуй уследи...


Не смогли уследить в Калининградской области, где парочка юных садисток избивала школьницу Лену Сухорукову, а потом гордо выкладывала шокирующее видео в интернет. Не уследили и в Приморском крае, где одноклассники заставляли свою сверстницу есть землю и целовать им ботинки. Дети бывают крайне жестоки, и учительское замечание порой не способно остановить отвратительную экзекуцию. Не справляется и полиция. Вот что сказали в следственном отделе Калининградской области по факту избиения школьницы: «Мы не можем подключиться к этому делу. Тут предполагается статья 116 УК РФ «Нанесение побоев», но избившим нет 16 лет, мы не можем ничего сделать». Малолетние бандиты сейчас грамотные, они отлично знают, что не понесут серьезного наказания даже за уголовные преступления, поэтому с ухмылкой смотрят на то, как мы пытаемся погрозить им пальчиком. Эта ухмылка сползает лишь в том случае, если появляется разгневанный отец обиженного ребенка... Растущие в среде, где сильный всегда прав, дети из неблагополучных семей понимают лишь язык силы.


Хотя эту силу, по большому счету, стоит применить в первую очередь к родителям ребенка, махнувшим рукой на его воспитание. Этот вариант был подсказан в комментариях к случаю в Томске. Цитирую: «В подобной ситуации мой муж поступил несколько по–другому. Он провел воспитательные действия не с самим хулиганом, а с папой парня, который регулярно отравлял жизнь нашему сыну и многим другим детям во дворе. Порасспросив детей, мой муж решил все проблемы за полчаса. Не знаю, что и как потом объяснял побитый папаша своему сыну–хулигану, но дети во дворе больше ни разу не жаловались на обижавшего их Тимофея».


Впрочем, я против силового решения вопроса, хотя альтернативы ему пока не существует. Вот если бы было законодательно установлено, что по уголовной статье, которая в силу возраста неприменима к сыну, будет осужден его папаша, последний бы весьма преуспел в семейной педагогике. А пока этого нет, считаю, что родители сами должны поддерживать порядок в школе, без самодеятельности, на законных основаниях. Почему бы родительским комитетам не изобрести обязательное дежурство в школьных коридорах? Уверен, что каждый день хотя бы один из отцов имеет такую возможность в силу рабочего графика, отпуска, отгула, вечерней смены... Одного заботливого отца вполне бы хватило, чтобы самые безбашенные юнцы вели себя тише воды...


Сесть за парту переговоров


Отчего же ты, Роман, не нарисовал показательный сценарий классической в твоем понимании родительской разборки? Это ведь логически вытекает из выслушанного мной гимна во славу околошкольных самосудов! Вот в чистом поле съезжаются с разных сторон черные джипы. С сигарами в зубах и «калашами» на плечах идут навстречу друг другу двое папаш. Из–за бронированных дверей настороженно наблюдают за визави враждующие отпрыски. Мамаша обиженного взяла под прицел мамашу обидчика. Та тоже не лыком шита — палец на спусковом крючке. Размахивают лопатами дедушки, держат наготове острые спицы бабушки. «Ералаш», да и только!


Хотя смешного мало. И, как видится, отношения между семьями враждующих одноклассников во многом отличаются от «стрелок» представителей конкурирующих мафиозных кланов. Драка мальчуганов не должна становиться поводом для вендетты. Да и принципа «зуб за зуб» нынче стоит придерживаться только в кабинете стоматолога–протезиста!


Томский любитель отвешивать оплеухи чужим детям на роль героя как–то не подходит. Не исключено даже, что прежде чем наказать юного «беспредельщика», этот экземпляр долго тренировался на собственном отпрыске. А потом осторожно наводил справки: а нет ли у будущей 8–летней жертвы отца–боксера, брата–десантника, дяди в мэрии. Судя по тому, что заявление в полицию написала мать пострадавшего мальчика, защитники за спиной ее сына не маячили. Хорошо хоть одноклассник, засняв экзекуцию на мобильник, вынес сор из избы...


Знаешь, когда в детские драки вмешиваются взрослые, то бросается в глаза не только разница в весовых категориях, но и резкое перевоплощение родителей — из респектабельных, якобы цивилизованных — в закомплексованных и истеричных. Считаю, каким бы злодейчиком школьного масштаба ни был пацан, мужик, взявшийся за его прилюдное «воспитание», заранее проиграл. Не защищает он свое чадо, а позорит. Возможно, сына такого «смельчака» сверстники впредь будут бояться трогать, но зауважают вряд ли. И травля изгоя может разгореться с новой силой, только уже психологическая.


Не понимаю, к чему призываешь, Роман, когда ставишь в пример бравых и скорых на расправу папаш. Тут, не ровен час, кто–то на скамью подсудимых загреметь может. Яркий пример: массовая драка в Брагине в позапрошлом году. Во время детского футбольного матча один из отцов решил «наехать» на мальчугана, игравшего против его сына. В свою очередь, за пацана вступились его родители. В драку влезли несколько десятков человек, милиция была вынуждена стрелять в воздух, некоторых задержали... Кто кому что доказал? Есть ведь и другие методы как защиты, так и самозащиты. С одной стороны, родители битых деток должны научить отпрысков не сдаваться. Записать для начала в секцию бокса. С другой стороны, почему бы враждующим лагерям не сесть за парту переговоров? Нынешняя школа располагает арсеналом средств воздействия на нерадивых, к решению конфликта должны подключаться детские психологи. В крайнем случае — офицеры ИДН, комиссии по делам несовершеннолетних. Их доводы для хулиганья — самые веские.


Ты, Роман, явно преуменьшаешь роль учителей. Тем самым, кстати, играешь на руку педагогам, которые «переводят стрелки» на родителей. Не успевает ребенок по химии? Так это не Марья Ивановна, по их мнению, виновата в том, что не смогла увлечь предметом, а папа с мамой, которые не помогают 7–класснику делать уроки и не наняли репетитора. В классе процветает рэкет? Пусть родители разбираются — наше дело тетрадки проверять. Но ведь школа — не наша с тобой сфера влияния! Это — территория системы всеобуча, который 5 — 6 часов в день берет на себя ответственность за наших детей. И, кроме классной дамы (в томском случае неужто чаи где–то попивала?), за порядком следят дежурные с красными повязками, а на входе вахтерши фейс–контроль всякому учиняют. Правда, вот бы этих вестибюльных бабушек (ничего личного — только забота о безопасности детей) заменить бы на охранников... Причем в секьюрити необязательно нужно брать верзил с корочками «кэмээсов», вполне достаточно активистов из вузовских оперотрядов. И студенты подработают, и родителям с учителями спокойнее будет. А я, извини, дежурить по школе и строить из себя этакого гимназического надзирателя не намерен. Во–первых, своей работы хватает, во–вторых, сколько можно затыкать организационные пробелы в системе среднего образования родительскими усилиями и денежными взносами?


Кстати, о пресловутых школьных пожертвованиях. Думаю, хватит уже отчислений на евроокна, компьютерные классы, текущие ремонты санузлов. Лично я советую родителям отстегнуть кто сколько может на оборудование в школах систем видеонаблюдения. Коль уж существуют в школах «дедовщина», рэкет, ситуацию кто–то должен отслеживать. Само собой, это будет не панацея, но скрытые камеры, о которых будут предупреждены во всех классах, станут своеобразными зеркалами, в которых можно увидеть решение многих скрытых проблем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter