Как «заказать» профессионала

Прошли времена,  когда квалифицированные сотрудники искали себе место под солнцем. Сегодня дефицит «качественных» кадров поставил профессионалов в выгодное положение. Уже не они ищут хорошую работу, а работа ищет их

Прошли времена,  когда квалифицированные сотрудники искали себе место под солнцем. Сегодня дефицит «качественных» кадров поставил профессионалов в выгодное положение. Уже не они ищут хорошую работу, а работа ищет их. Переманивание квалифицированных сотрудников из одной компании в другую уже инициируется на уровне владельцев и генеральных директоров предприятий. 

Сезон  «охоты»  открыт 

Для Беларуси хедхантинг в той форме, в которой существует в России, Европе или США, пока нехарактерен. С одной стороны, многие столичные рекрутеры, в принципе, отрицают существование на белорусском кадровом рынке услуги «охоты за головами». С другой стороны, заказы от учредителей и директоров вроде «А можно ли устроить так, чтобы хороший специалист Сидоров из компании N завтра работал у меня» периодически поступают в кадровые агентства. 

Спрос на хедхантеров, хотя и небольшой, но уже есть. «Появление в нашей стране услуги хедхантинга обусловлено оживлением экономики и обеднением рынка персонала», — считает директор кадрового агентства «KIAT» Игорь Кочетов. 

 По некоторым данным, белорусские кадровые агентства в среднем 3—9 раз в год выполняют заказы по переманиванию персонала. Несмотря на это, сами «охотники», за редким исключением, почти единогласно повторяют: «Хедхантинга в Беларуси нет». 

«У многих заказчиков понимание технологии «охоты» сводится к шаблону переманить, а не перекупить. С этой точки зрения рынок еще не готов к наличию такой услуги, и клиентов на нем практически нет. Далеко не все знают, что за «охотой» кроется большая аналитическая работа, которая предполагает не только установление знакомства с выбранным кандидатом, но и выявление мотиваций заинтересованных сторон, определение их ожиданий и опасений, — рассказывает заместитель директора кадрового агентства «Коллекция открытий» Людмила Снегирева. — Ведь на практике достаточно часто потенциальный кандидат не соответствует предъявляемым заказчиком требованиям, и наша задача — это доказать». 

Директор компании «Первая Консалтинговая» Лола Трапш также считает, что хедхантинг на белорусском рынке рекрутинга в первую очередь отсутствует как процесс, который бы занимал определенную нишу. Интересной точки зрения придерживается руководитель департамента поиска и найма персонала компании «Здесь и Сейчас» Елена Дрозд. По ее мнению, многие рекрутинговые агентства сегодня работают по технологии executive search и применяют метод хедхантинга. Однако в самой технологии хедхантинга на белорусском рынке сегодня не работает никто. 

Дорогая  «дичь» 

Основная причина, на которую указывают эксперты, объясняя неразвитость данного вида информационной услуги, — ее высокая стоимость. «Гонорар составляет от 20 % годового дохода кандидата», —  говорит Лола Трапш. Другими словами, перекупка, например, топ-менеджера обойдется заказчику в сумму, превышающую несколько тысяч долларов. Стоит отметить тот факт, что некоторые агентства берут безвозвратную предоплату — 30 % от стоимости услуги. «Итог нашего сотрудничества не обязательно ведет к трудоустройству потенциального кандидата. Тем не менее сам факт установления контакта и проверки профессионализма предполагаемого сотрудника — уже результат», — говорит Елена Дрозд.   

«С одной стороны, — отмечает Лола Трапш, — гибкость рынка труда в настоящее время позволяет многим занимать самые разнообразные должности, менять специализацию. Сегодня многие квалифицированные кадры хорошо умеют «продавать себя». Компании в свою очередь идут на различные условия, не жалея средств, в стремлении «привязать» сотрудников: оплачивают дополнительное образование, предоставляют льготные кредиты на строительство жилья, обеспечивают социальный пакет…» 

С другой стороны, отечественный рынок найма функционирует на уровне знакомств, личных связей и «слухов». «В Беларуси около 150 хороших управленцев, которые чаще всего являются объектами «охоты». А с учетом разделения отраслей бизнеса и тенденцией укрупнения различных структур они достаточно хорошо знают друг друга. Поэтому перейти в другую компанию незаметно, при этом не дав повода подумать, что тебя переманили, достаточно сложно», — считает Людмила Снегирева. 

Кто  под  прицелом? 

Как показывает практика, не только топ-менеджеры с хорошей репутацией автоматически  становятся потенциальными кандидатами на перекупку. Узость рынка труда на отдельных специалистов заставляет прибегать владельцев компаний к услугам хедхантеров при поиске сомелье, прорабов, директоров по маркетингу со знанием английского языка и опытом брендинга, специалистов, владеющих навыками продаж и работы с оборудованием для порошковой окраски… 

Мнения относительно уникальности белорусских ИТ-специалистов разделяются. Некоторые считают, что в Беларуси сфера информационных технологий  — золотая жила для хедхантеров. В то же время проблематично проанализировать мотивы, которыми руководствуются программисты. Некоторые из них готовы за скромное вознаграждение участвовать в интересных проектах, а за стандартные заказы требуют гонорары выше среднего. 

Встречаются случаи «охоты» и на «охотников». «Однажды мне позвонили коллеги из Прибалтики, предложили поговорить о возможности сотрудничества. Общались долго, — рассказывает Елена Дрозд. — Далее последовали второй звонок и повторная встреча. На ней мне сделали предложение возглавить филиал международного рекрутингового агентства в Беларуси. Однако я отказалась, поскольку не была готова к смене места работы». 

Плавно  нажимайте  на  спусковой  крючок… 

Собственно, технологии, которые используют «охотники» в своей работе, разнообразны. 

Их главное оружие — профессионализм в сфере найма персонала, часто подразумевающий наличие нескольких высших образований, высокий уровень владения иностранным языком, превосходными коммуникационными навыками многое другое. И обязательно важно иметь базу данных нужных людей. Хедхантеры — отличные специалисты в сфере рынка труда и занятости. 

На первой встрече «охотник» пытается «прочитать» человека и косвенно узнать положение дел на его работе. Если кандидата что-то не устраивает, это первый положительный знак: возможно, новое предложение будет принято. После этого следует проверка на профпригодность и заявленные заказчиком личные качества. Хедхантер проводит глубокое, стрессовое  интервью, анализ речи и психотипа. 

Выйти на запрашиваемого специалиста, за редким исключением, несложно. Если в Москве установление контакта занимает много времени, то в Минске порой достаточно двух звонков. 

Часто при поиске номера телефона и фамилии кандидата, «охотники» используют метод «холодного звонка». В случае, если им известно только название отдела, в котором работает «заказанный» специалист, секретарше намекают на важность разговора и случайную потерю визитки со всеми данными. Обычно это срабатывает, и номер телефона вместе с фамилией начальника секретарь предлагает записать заново. 

Впрочем, встречаются и более изощренные методы. Лола Трапш рассказывает, что нередко приходится придумывать целые истории-легенды, причем настолько искусные, что клиент во время первой встречи даже не догадывается, что под мотивом обсуждения сотрудничества или VIP-проекта скрывается желание получить максимум информации о нем. 

В деловых кругах давно стал актуальным вопрос об этичности оказания услуги перекупа специалистов. Немногие работодатели признают, что профессионал уходит в другую компанию по причине недовольства прежним местом работы. Бизнес-тренер Центра инновационного менеджмента Андрей Иванов расценивает хедхантинг как полезное явление. Практика показывает, что руководители высшего звена в возрасте до 30 лет всегда работают до тех пор, пока не получат выгодное предложение, от которого порой не могут отказаться. Фактически хедхантеры заставляют руководителей крупных компаний постоянно задумываться об условиях труда в своей компании. Ведь сотрудников могут переманить соседи по бизнесу. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter