Источник: Союзное вече
Союзное вече

Молодежный театральный форум «М@rt.контакт» прошел в Могилеве в двенадцатый раз

Как я спас Пушкина

Форум можно считать союзным. В программе шесть спектаклей из Беларуси, восемь – из России. И только по одному из других стран.

Артисты Российского молодежного театра показали «Горе от ума» XXI века. Молодой француз Антуан (слева), получив несколько дипломов, понимает, что выучился на безработного.
Елена САЛЬТЕВСКАЯ/ramt.ru

Сориентироваться в мире театральных идей и форм невозможно. Изменился масштаб того, что можно считать театральным событием. Все ждут лидеров, у которых мощная актерская команда, выверенная сценография и музыкальное оформление, исключительная актерская пластика. Нужно ли это молодому поколению, родившемуся на стыке XX и XXI веков? Они растут в эпоху мирового финансового кризиса и с помощью интернета легко узнает все, что хотят.

Произошла резкая смена вкусовых предпочтений. Мы, белорусы, часто сверяем свои предпочтения с Россией. Поэтому жаль, что в последнее время культурный театральный обмен с Россией ограничивается многочисленными антрепризами.

Зрителю, да и самим актерам, режиссерам трудно разобраться в правоте картины жизни, нарисованной на сцене. То она сладостно-романтическая, то уродливая и агрессивная, то раздробленная на клочки аттракционов. Искусство – особая деятельность, которая занимается внутренним миром. Если во время спектакля ничего с душой не происходит, значит, получилась безделица. Посмотрели и забыли. В лучших образцах все иначе: душа очищается, даже если события пьесы полны безысходности.

«БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»
«Небольшой драматический театр», Санкт-Петербург, и театр-студия Тheaomai, Вильнюс

Ярче всего природу буйного и страстного русского характера на фестивале раскрыл модный петербургский режиссер Лев Эренбург. У него своя телесно-чувственная эстетика и вольные отношения с классиками. Спектакль вышел интересным, хотя не всегда можно согласиться с его трактовкой.

...Вот в комнате появляются одетые в черное монашки во главе со старцем Зосимом. Рассаживаются среди зрителей. Монашки снимают платки. Оказывается, это и есть героини романа Достоевского – Грушенька, Катерина Ивановна, Лиза Хохлакова...

Эту версию в могилевском Музее этнографии показала режиссер Сильва Кривицкиене. Тринадцать актеров Литовской академии музыки и театра привыкли играть в любых условиях и пространствах, в том числе в тюрьмах, монастырях и храмах. Ребята живут в состоянии эксперимента и поиска. Достоевского начали изучать со второго курса. Постановка насыщена легкой и выразительной пластикой. Сильва воспитала своих учеников на русской классике – Чехове, Горьком.

Текст произносили на литовском языке. На русском пели православные хоралы и читали молитвы. И хотя весь философско-религиозный трактат идет без перевода, все происходящее понятно.

«КАК Я СТАЛ ИДИОТОМ»
Российский академический молодежный театр, Москва

Режиссер Владимир Богатырев назвал свою постановку «путешествием в глупость». Но зритель ничего глупого там не обнаруживает. Наоборот, это серьезная, умная работа о том, как «омасскультуривают» молодежь. Вот только в веселой игровой стихии, к сожалению, нет отбора и чувства меры: на публику обрушивается агрессия художественных средств современного театра.

«СПАСТИ КАМЕР-ЮНКЕРА ПУШКИНА»
Театр «Суббота», Санкт-Петербург

Остроумную и драматичную живую встречу с Пушкиным устроила режиссер Татьяна Воронина. Эта история о том, как наш современник по фамилии Питунин сначала ненавидит поэта, любовь к которому примитивно вдалбливали в школе. Потом проникается его стихами и постоянно размышляет: можно ли было спасти поэта от пули Дантеса? В конце концов и сам герой умирает от выстрела, как раз возле места гибели Пушкина у Черной речки.

«МЕСЯЦ В ДЕРЕВНЕ»
Театр драмы имени Федора Волкова, Ярославль

Сегодня играть Тургенева почти никто не умеет. В далеком прошлом остался прекрасный, тонкий, истинно русский спектакль Анатолия Эфроса. У режиссера Евгения Марчелли получилась вполне современная комедия, сыгранная сильным актерским составом. Герои спектакля – люди тусовок, которые не знают чем заняться и потому без конца окунаются в любовные романы.

Четкая режиссерская концепция о слабых мужчинах и сильных женщинах находит понимание у публики. Правда, градус смеха в зале так высок, что есть опасность перебора с импровизацией и ухода в эстраду.

«КОРОЛЬ УМИРАЕТ», «ЗА ЗАКРЫТЫМИ ДВЕРЯМИ»
Театр имени Вахтангова, Москва

Литовская режиссура – феномен мирового уровня. Особенно впечатляет работа Римаса Туминаса, руководителя «вахтанговского». Мастер готовит смену – на базе Театрального института имени Щукина создал лабораторию «Ученики Туминаса». Из нее вышли четверо одаренных молодых режиссеров. Две их работы показали в Могилеве.

Выпускники научились выражать автора пьесы, а не себя. Не заниматься режиссурой ради режиссуры, а все отдавать актеру. Спектакли «Король умирает» Анатолия Шульева и «За закрытыми дверями» Хуго Эрикссена погружают в мир абсурдизма. Станут ли талантливые ребята родоначальниками новых театральных направлений? Время покажет.

ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ...

Андрей Новиков, директор форума «М@rt.контакт»:

– В этом году было много новых участников – примерно 80 процентов программы. Впервые на фестиваль приехали молодые вахтанговцы, ярославский Театр имени Федора Волкова, петербургский ТЮЗ имени Брянцева. В один вечер на разных площадках проходило по четыре-пять спектаклей. Поэтому мы и решили отказаться от профессионального жюри – нужно быть Фигаро, чтобы посмотреть все постановки. Да и зачем оценивать? Нет цели выбрать лучших и худших. Пусть зритель смотрит разное, развивает вкус и сам решает, что ему интересно.

Сергей Ковалев, белорусский драматург и литературовед, профессор Люблинского университета имени Марии Кюри-Складовской (Польша):

– Здорово, что отменили конкурс. Когда есть жюри, появляется интрига. Но чаще всего спектакли оцениваются не только по эстетическим критериям. На мнение экспертов влияют личные ощущения и вкусы, симпатии и антипатии к режиссерам или актерам. Когда-то на фестивале существовало и молодежное, и профессиональное жюри – их оценки были диаметрально противоположными, но в сумме – более объективными. В следующем году стоит вернуться к этой системе.

...И ЗРИТЕЛИ

Людмила Щенникова, медсестра:

– Стараюсь смотреть спектакли российских участников форума. Всегда понятные и веселые постановки. В этом году больше всего понравился спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» питерского театра «Суббота». Очень неожиданный взгляд на «наше все».

Елена Борисова, телережиссер:

– Все годы для архива записываю фестивальные спектакли. В этом году – исключение. Не работала, а наслаждалась. Восхитили наши альтернативные молодые белорусы: Дима Богославский со своим «Саша, вынеси мусор», Елена Силутина с «Лондоном» и наш могилевский кукольник Игорь Казаков со спектаклем «Синяя, синяя».

СПРАВКА «СВ»

Международный молодежный театральный фестиваль «M@rt.контакт» с 2006 года проводится в Могилеве в Областном драматическом театре. Участвуют театральные коллективы из стран СНГ и Европы. В основной программе – постановки по классическим и современным произведениям. Проводятся мастер-классы, лекции и творческие встречи. В этом году отказались от профессионального жюри – победителей решили не выбирать.

Татьяна ОРЛОВА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter