Как я работала бортпроводником. Заметки из рейса

«Работа в дороге — как это?» — задавала я себе этот вопрос не один раз. В роли пассажира я была неоднократно, а вот роль «хозяйки» автобуса примерить было бы интересно. Чтобы удовлетворить свое любопытство, решила устроиться на время бортпроводником в компанию, занимающуюся международными автобусными перевозками. 


Перед тем как брать на работу, отправляют в два стажировочных рейса. В первом ты смотришь, учишься. Во втором рейсе бразды правления в твоих руках. 

Москва. В среду вечером выезжаем, утром в четверг на месте, день в гостинице, которую снимает компания, и вечером этого же дня назад в Минск. Получается двухдневный рейс.

Как стажеру, у которого не может быть формы с логотипом компании, мне сказали надеть белую рубашку и черные брюки. Волосы собраны. 

Официально рейс назначен на 22.30. Это время, когда автобус должен отправиться с автовокзала. Весь экипаж приходит за два часа до рейса на базу. Водители — чтобы подготовить автобус, бортпроводник — чтобы собрать буфет и взять нужные документы в рейс.

В диспетчерской я познакомилась со своим «сэнсэем» Катей. Она будет меня стажировать эти два дня. Кстати, как оказалось, не каждая бортпроводница может брать новичков и обучать их. Для этого должен быть стаж работы больше года. Катя отработала два. И эта поездка ее последняя. 


— Сколько в среднем работают бортпроводником?

— Чаще всего год отрабатывают по контракту и уходят. У нас есть девочка, которая будет оставаться на четвертый год. Это, считай, ветеран. Есть те, кто на третий год будут подаваться. Мне вот двух хватило вполне, отъездила свое, — отвечает мне Катя.

В комнате, предназначенной для бортпроводников, стоят большие дорожные чемоданы с именной наклейкой на ручке. На полках коробки с именами, некоторые из них пустые, несколько заполнены. В них лежат сладости, пюре, макароны быстрого приготовления — это буфет, который надо взять в рейс. 

— Когда поездишь, то видишь, на какое направление надо брать больше еды, а на каком люди вообще ничего не покупают. Обычно когда в Москву едем, я беру много всего.
Чемодан в дорогу собран. Теперь нужно подготовить себя для рейса.

— Обязательное правило компании — форма, за нее у тебя шесть месяцев вычитают деньги из зарплаты. Ни в коем случае нельзя быть в своей одежде. Правда, есть одно исключение. Ты можешь надеть свою белую рубашку, если сверху будет фирменная жилетка с эмблемой компании.

Когда все упаковано и готово к рейсу, нужно у диспетчера взять списки пассажиров, рабочий телефон с симкой той страны, в которую едешь, акты высадки и отказов, командировочное удостоверение, списки стран по безвизовому пересечению границы и кассовый аппарат с лентой.

Перед тем как ехать на вокзал, заходим в автобус и делаем контрольную проверку. После этого можно ехать за пассажирами. 

Конфликт с пассажиркой, отказ пьяным и женщина с билетом на следующий день

— Ты какой человек? Ранимый? Или не держишь обид в голове — пошла и забыла? — неожиданно спрашивает Катя.

— Скорее, второе, — отвечаю и пытаюсь понять, к чему она клонит.

— Тебе это поможет.


За 20 минут до официального отправления с автовокзала автобус прибыл на платформу. Самое важное — проверить срок действия паспорта пассажира и дату рождения человека. От года рождения зависят скидки, которые предоставляются при покупке билета. Позже нужно отдельно заполнить документ по скидкам. В билете у пассажира проверяют дату отправления.

— Смотри, что не так? — показывает мне билет пожилой дамы Катя. 

Я сверяю имя в билете с именем в паспорте, смотрю на ее место, затем в свои списки с пассажирами. Ее имени нет. Не поняла. Еще раз глазами прошлась по билету. Время то, имя то. Что не так? Дата. В билете указано завтрашнее число. Женщина перепутала день выезда. С нами она уехать не может: нет мест. Посоветовав ей пойти в кассы и спросить, есть ли сегодня еще автобусы в Москву, мы продолжили посадку. 

Подходят женщина с ребенком. У них места 1, 2. Это начало автобуса сразу за водителем. Ребенку 9 лет.

— Я должна буду вас пересадить, — говорит Катя. — Ребенок девяти лет не может ехать впереди по правилам дорожного движения.

— Девушка, как это не может? А если ее укачивает? Я специально брала билеты на первые места, — начинает возмущаться пассажирка.

— Давайте спросим у водителя, согласен он на такое или нет. Но я сомневаюсь, что согласится, — предлагает Катя.

— Андрей, — зовет она водителя, — девочка 9 лет, первые места.

— Нет, — лаконичный ответ. 

— Пока садитесь на свои места, потом мы вас пересадим.

Два парня, мягко говоря, не в очень трезвом виде.

— Можете немного подождать? — говорит им Катя.

— А в чем, собственно, дело? — еле выговорил один из них.

— Я вам объясню, — категорично заявляет она.

Когда на горизонте новых пассажиров, которые хотели бы уехать в Москву, нет, Катя возвращается к парням.

— Вы будете отрицать, что пили сегодня? — без прелюдий начинает она.

— Нет, — смотрят на нее непонимающим глазами.

Катя берет их билеты и пишет: "Отказ. Алкоголь".

— Правила компании знаете? В билете написано, что лиц в нетрезвом виде мы не имеем права сажать в автобус.

Пока парни пытаются понять, что в Москву они сегодня не попадают, к нам подходит девушка с билетом в руках.

— Жалко их, — начинает она.

— Правила такие. А если я бы их рядом с вами посадила? — выдает железный аргумент Катя.

Девушка сдается и ставит на акте отказа свою подпись в качестве свидетеля. Такой документ нужно оформлять на каждого пассажира, который не едет по определенным причинам: не явился или отказали.

— У тебя сегодня комбо: и пьяные, и конфликтная мама, и женщина с ошибочной датой в билете. Помнишь, я спрашивала о ранимости? Сегодня у нас на посадке был "мягкий" случай. Парни легко согласились, что пьяные. Чаще начинают спорить. Иногда доходит до оскорблений и даже до кулаков. В каждом рейсе попадаются такие кадры.

Прежде чем отправляться, Катя пересчитывает людей, сверяясь со списком. После этого можно давать команду водителям ехать. В специальной программе нужно зарегистрировать рейс. Написать, во сколько автобус прибыл на платформу, во сколько отправился. Допустим, в Москве, если посадка затянется на 10 минут и автобус уедет позже положенного времени, придется платить штраф. Поэтому бортпроводник должен следить за этим.

Для чего делают остановку и чем компенсируют бессонную ночь бортпроводнику?

По инструкции, проводница должна в микрофон рассказать о сервисе, что есть в автобусе, представить экипаж. Потом раздать пледы и собрать билеты у тех, кто сдавал багаж. 


— Такое правило ввели недавно. Ты должна себе в список переписать номер багажа с билета. Водитель, когда ставит чемоданы и сумки, прикрепляет к ним номер и в билет клеит наклейку с таким же номером, чтобы не перепутать багаж, если у кого-то одинаковые чемоданы, — объясняет Катя. 

Пока мы ехали, несколько пассажиров спросили, когда будет остановка. Странно —  в автобусе есть туалет, кофемашина — на случай, если кто-то захочет горячего выпить. 

— А что такое? — спрашиваю.

— Курить хочется, — и смотрят жалостливо.

 В два часа ночи автобус делает остановку.

— Раньше вообще не останавливались, — говорит Катя. — Но над курильщиками сжалились и теперь вот стоим 15 минут. Ты, кстати, куришь?

— Нет.

— Хорошо, если бы курила, то нужно было бы отойти так, чтобы пассажиры не видели тебя с сигаретой.

Границу мы прошли быстро. В Москву автобус прибыл в восемь утра. А на автовокзал — в 9.30. Полтора часа ехали по московским пробкам. 

Важно за это время успеть собрать пледы и раздать билеты, чтобы люди получили по ним свой багаж. 

Выходишь из автобуса первая и видишь заспанные, но довольные лица пассажиров. Некоторых ты больше никогда не встретишь, а с некоторыми поедешь сегодня вечером назад в Минск, и такое бывает. Они еще выходят и спрашивают: «А когда вы назад?» 

— Сегодня в 22.30.

— Здорово, это значит, что мы снова с вами поедем! Тогда до вечера. 

После таких слов усталость после ночного рейса как рукой снимает. 

Семь часов в Москве: четыре гуляем, три спим

На парковке возле отеля убираем мусор в автобусе, подметаем, водители заправляют кофемашину. 

— Кстати, чаще всего ты будешь одна гулять по городу, если останутся силы. Водители у нас все тяжелые на подъем, да и отсыпаются они после рейса. Так что будь готова, что никто с тобой в город не поедет, — предупреждает Катя.


Так как вдвоем справились быстро, то четыре часа выделили, чтобы насладиться Москвой. Сходили на Красную площадь, погуляли по ГУМу, по парку Зарядье, выпили фирменный цитрусовый раф от бариста из Вьетнама и прокатились в московском метро.

Чтобы хоть немного поспать перед рейсом в Минск, поехали назад в гостиницу. Итого, три часа сна — и снова в бой. 

Сегодня мы должны отправить еще два автобуса плюс наш. Для начала заходим в кассы компании и берем списки с пассажирами. И все три автобуса полные. Водители расстроились, когда узнали. 

Чтобы все успеть, на платформу приходим раньше, до прибытия автобуса. Начинаем регистрировать людей за 30 минут до официального отправления. Потому что поток транспорта на московском автовокзале огромен и, если не успеем всех посадить, — влетим в копеечку. 

Первый рейс Москва — Брест уехал без двух пассажиров, которые не пришли. 

— Если есть время до отправления, можно им позвонить или написать СМС. Но если просят подождать их, то я всегда отвечаю: «Вас поезд или самолет ждал когда-нибудь? У нас рейсовый автобус, никто никого не ждет», — говорит Катя.

Следующий рейс Москва — Варшава. Двухэтажный автобус. Снова мы на платформе заранее. Компания подростков, которым нет 18 лет. У них должно быть разрешение от обоих родителей. Один парень дает в руки рукописную записку от своей мамы. 

— Это не подходит. Должно быть нотариально заверенное разрешение с печатью, — объясняю ему.

— А если вы меня до границы довезете, а меня папа заберет? — спрашивает девочка, у которой тоже нет разрешения. 

– Если вдруг автобус проверят, то проблемы будут у нас. Мы не имеем права вас брать в автобус, поймите.

Два парня и девочка отошли в сторону.

— Жестоко, – реплика предназначается Кате.

— Мне тоже сначала было жалко. Но когда на свой страх и риск возьмешь их, а тебя проверят, то либо уволят, либо штраф дадут, — отвечает она.

Бумажная рутина и сон, что на вес золота

Это самая скучная часть работы. Когда автобус прибыл в Минск, ты довезла всех пассажиров в целости и сохранности, наступает время заполнения документов. Достаем папку — и поехали. Первое, что надо сделать, это заполнить акты отказов и высадки. Затем в программе напротив фамилии пассажиров, не поехавших с нами, написать причину (алкоголь, проблема с документами, с багажом, неявка и т. д.) После вокзала водители едут на заправку и на мойку, поэтому у тебя есть час, чтобы подготовить документы и по приезде на базу сдать старшему бортпроводнику. Рабочий телефон с симкой, документы, чемодан — все заносим на базу. После этого можно и домой. А вечером следующего дня снова в дорогу. 

— Кать, что ты успеваешь сделать за свой выходной?

— Поспать, — смеется девушка. — Это единственное, чего тебе больше всего хочется. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter