Как я конвоировал заключенных

Вместе со мной в спецвагоне ехали два каннибала, педофил, несколько убийц и воры различного калибра
   В Беларуси есть несколько железнодорожных маршрутов, по которым перевозят заключенных. В одном из спецвагонов проехал репортер «Р»...
   Этот механизм работает размеренно и точно, как маятник. Ни одного лишнего движения. Ни одного отклонения от заданной траектории. Холодная, доведенная до автоматизма четкость и железная дисциплина -- отличительные черты службы конвоирования внутренних войск. По-другому здесь просто нельзя. Ошибка – это чья-то жизнь...
   Вечером в субботу я заступаю в караул с солдатами войсковой части 5448. На каждом из нас – тугой бронежилет. В кармане на рукаве – индивидуальный медицинский пакет. На поясе – газовый баллончик, дубинка и кобура с пока еще «пустым» пистолетом Макарова. Идем заряжать оружие…
   В это время на стоянке завершается детальная проверка каждого из трех «автозаков» -- автомобилей «ГАЗ» с крытыми железными кунгами для перевозки заключенных. В руках у водителей – деревянные молотки и длинные шесты с закрепленными на конце зеркалами. Днище, стенки, крыша, углы, петли, решетки – простучать и осмотреть нужно все: не дай бог, какая трещина или зазор.
   19.00. -- короткий инструктаж. «По машинам!» Первая остановка на улице Кальварийской: высокий деревянный забор, колючая проволока и вышка часового.
  Это колония ИК-1. Мобильники и оружие оставляем при входе. Шестеро солдат переходят в зал для обыска осужденных, надевают черные халаты, резиновые перчатки и номерки. С этой минуты Ивановых, Петровых, Сидоровых, Ваней, Дим и Сергеев нет: есть только первый, второй, четвертый, шестой… Предстоит проверить 25 заключенных. И это воистину каторжный труд.
   Здесь проверяют все и проверяют с пристрастием: ведь от этого зависит безопасность бойцов конвоя. Наша безопасность… Одежду тщательно «просвечивают» металлоискателем: ножи, заточки, гвозди и драгоценности чаще всего зашиты именно в подкладке.
   Из каблуков каждого ботинка достаются супинаторы: опытному преступнику изготовить из них резак – раз плюнуть. Развести руки в стороны, открыть рот и поднять язык, присесть на корточки, показать стопы ног – это не чья-то злая прихоть. Сколько уже раз заключенные пытались спрятать там лезвия, капроновые удавки и небольшие ножи.
   Булку хлеба разрежут по спирали. Колбасу и сало нарежут на кусочки. Закатку откроют и переложат в другую тару. Крупы, сахар и соль контролер также обязан высыпать в другую емкость и убедиться в том, что все «чисто». Банку с тушенкой проверяют просто, но жестко: если от удара об угол стола содержимое не вылезло наружу, значит, целостность не нарушалась. В противном случае – ищи финки или заточки. Сигареты. Каждую упакованную пачку откроют, папиросы проверят... Итог: одна изъятая заточка, лезвие и колода игральных карт.
   Каждому этапируемому с собой дают сухой паек (полбулки хлеба, одноразовые стаканчик, ложка и тарелка, сухая каша, заварка и сахар).
   До отправки - 5 минут.
   Осужденных рассаживают в машины...
   ... и мы берем курс на Володарку.
   Пищаловский замок. Многоуровневая система охраны. Телефоны и оружие – сдать при входе! Опять черные халаты, резиновые перчатки и номерки от 1 до 6 на груди. «Фамилия, имя, отчество? Жалобы на администрацию?...» Все повторяется, но с той лишь разницей, что проверить предстоит 21 человека. Но некоторых – в марлевых белых повязках – почему-то не досматривают вовсе… Что это значит? «Заключенных с открытой формой туберкулеза и ВИЧ наши военнослужащие не проверяют. Их перед отправкой смотрят в зоне специально обученные люди, -- объясняет мне Андрей Дунаенко, начальник службы конвоирования в/ч 5448 внутренних войск МВД. – На личном дело потом ставится особая отметка. Смотришь и сразу видишь - "Болен"».
   Конвою выданы автоматы. Магазины пристегнуты: мы везем 46 заключенных на станцию «Минск-Восточный».
   До 23.14 – еще полчаса. Место остановки последнего вагона хорошо известно. По периметру выставлено оцепление. Сзади, возле жилых домов, наш тыл прикрывает наряд Ленинского РУВД. Служебные собаки натягивают поводки и поскуливают от нетерпения… Ждем...
   23.14. – пассажирский состав «Минск-Витебск» замер на путях. Между автозаком и входом в последний вагон делается коридор из солдат. Заключенные с вещами за считанные секунды пробегают эти несколько метров и поднимаются по железным ступенькам.
   Там их уже ждут. Команда – и очередной з/к скрывается в освещенном тамбуре. Ему вслед отрывисто, до звона в ушах лают тренированные овчарки…
    Из тамбура я перехожу в салон спецвагона.
   М-да, здесь все по-другому. Если коротко, это тюрьма на колесах. Вместо купе – 8 камер с решетками. Вместо проводников – конвой в бронежилетах. Я шагаю по узкому коридору – и мое лицо сверлят восемь десятков угрюмых взглядов. Я иду через стену горячего дыхания, и от этой близости становится жутко.
   «Столыпин» -- это необычный вагон. Со стороны посадочной платформы окон в нем нет вообще: глухая стенка. С обратной – всего 7 оконных проемов с рифленым стеклом и решетками. В каждой камере – три вида замков. На коридоре и в тамбуре – видеокамеры, картинки которых выведены на специальный монитор. «Дежурим посменно: сначала в карауле первая четверка, затем – вторая, -- рассказывает Виталий Бакун, офицер службы конвоирования в/ч 7434. – Если ехать менее четырех часов, можем взять до 100 заключенных. Если более – 75. В любом случае, женщин никогда не будут этапировать вместе с мужчинами, совершеннолетних не посадят ко взрослым, рецидивисты никак не окажутся в одной камере с подследственными… За это время возили всех: и «пожарников», и морозовцев, и тех, кому из тюрьмы не выйти до конца дней. Если вам интересно, сейчас с нами едут два каннибала, педофил, несколько убийц и воры различного калибра».
   Здесь на каждом бронежилет и кобура с пистолетом. Норматив по стрельбе сдает даже добродушный повар Владимир.
   Я прощаюсь со «Столыпиным», его охраной и иду к билетным кассам. В 3.20 – поезд на Минск… Очень хочется кофе и крепких сигарет. Беспокойный мир на четырех колесах не сразу дает поверить в правдивость привокзальной тишины...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter