Как я была... «зайцем»

Заметки случайной безбилетницы
Заметки случайной безбилетницы

Недавно приключилась со мной пренеприятнейшая история. В первый рабочий день нового месяца торопилась я на работу, да по рассеянности забыла дома купленный накануне проездной билет. И вспомнила об этом, только когда надо мной в троллейбусе нависла внушительных размеров контролер, потребовавшая предъявить талончик. Точнее, до меня и тут не сразу дошло, что я — «заяц». По обыкновению распахнула свой кошелек и вдруг сообразила, что не захватила октябрьский проездной.

— Ничего не хочу знать, платите штраф! — в общем–то справедливо наседала на меня контролер, которую я безрезультатно просила вникнуть в ситуацию. — Много вас тут таких бесплатно ездит и душещипательные истории придумывает.

— Если нет денег с собой, называйте фамилию, домашний адрес и место работы, — кинулся коллеге на помощь дяденька–контролер. — Иначе из троллейбуса не выпустим.

«Видимо, день у них сегодня неурожайный, вот и вцепились в меня мертвой хваткой», — с грустью подумала я, по слогам произнося свои ФИО и мысленно расставаясь с деньгами, которых, впрочем, с собой у меня действительно не было. И все же когда троллейбус подъехал к конечной остановке, я предприняла еще одну попытку поговорить с контролерами по душам. Очень уж обидно было за одну остановку платить 15 тысяч, когда несколько часов назад отдала 17.500 за проездной. К счастью, после лекции на тему морали и нескольких рассказов о том, как нелегко им приходится, меня, красную, как бурак, контролеры отпустили восвояси.

«Да вы не обижайтесь на них, по–своему они правы, — успокаивала меня на обратном пути кондуктор того же троллейбуса–«пятерки». — Вот вы говорите, что людей различать надо: мол, видно, кто обманывает, а кто говорит правду. Так я вам хочу сказать, встречаются такие актеры, которым веришь с первого слова. Одна тучная дамочка–безбилетница, доехав до конечной, считай, в обморок шлепнулась, шептала, что у нее плохо с сердцем, что она еле ходит. На нас тогда, помню, все пассажиры накинулись. Дескать, как вам, нелюди, не стыдно, отпустите женщину! Да мы и сами распереживались, под руки тетю со ступенек свели, хотели было усадить на скамеечку и вызвать «скорую», да какое там. Она, как только на твердую землю ногой ступила, такого стрекача дала, марафонец бы и тот не догнал!»

— Не верю я, что они кого–то жалеют и отпускают с миром. По–моему, в предложении «Казнить нельзя помиловать» контролеры всегда запятую ставят после первого глагола, сам не раз в этом убеждался, — говорит могилевский фотограф Алексей Смирнов. — При мне несколько раз людей штрафовали. Причем к нетрезвым бомжеватого вида небритым дяденькам никто из кондукторов претензий не предъявлял, видать, связываться не хотели, а людей с виду интеллигентных «чистили» так, что те, бедные, от стыда готовы были провалиться сквозь землю. За одну молодую женщину половина пассажиров вступилась, она на самом деле одну остановку всего проехала, просто не успела билет купить, до нее в переполненном троллейбусе кондуктор еще не добрался, но контролеру на это было начхать. Он заявил, что деньги девушка могла передать через других людей. Та, униженная, видимо, не в силах была отстаивать свою правоту и от беспомощности разрыдалась. Думаете, ее пожалели и отпустили? Ничего подобного, потащили из центра города на конечную остановку и вырвали–таки штраф. Нет, штрафы, конечно, безбилетные пассажиры платить обязаны. Но все–таки контролеры должны отдавать себе отчет, что своими действиями могут нанести человеку серьезную душевную, психологическую травму.

— Лично я не перестаю повторять своим кондукторам, чтобы они были принципиальными, но в то же время человечными, — признается начальник Могилевского городского коммунального унитарного предприятия «Горэлектротранспорт» Сергей Монастыренко. — Забыть проездной документ или удостоверение, подтверждающее право на льготный проезд, может любой человек. Далеко ходить не будем: на днях наш контролер оштрафовал женщину, работницу «Могилевхимволокна», которая, сменив в гардеробе, расположенном на территории центральной проходной завода, свою одежду на спецовку, решила подъехать одну остановку до первой заводской проходной. И, уже сев в троллейбус, вспомнила, что в спешке забыла в куртке кошелек. Рассуждая по–человечески, ее, конечно, можно было не штрафовать. Как, впрочем, и ребенка–безбилетника, которого (было это год назад) контролер своими нотациями запугала так, что тот потом боялся ездить в общественном транспорте. Мама мальчика приходила жаловаться, контролеру мы объявили выговор, лишили премии. К мнению пассажиров мы стараемся прислушиваться всегда, да только не всегда они бывают правы. Из 7 — 8 жалоб, поступающих ежегодно в адрес контролеров, процентов 90 — необоснованные. В конце сентября к нам женщина прибегала, ругалась, что ее сына, студента, несправедливо оштрафовали за то, что тот купил не полный, а льготный билет. Как выяснилось, у парня не было при себе студенческого удостоверения. Мы предложили разобраться принципиально, чтобы выяснить, является ли он студентом, послать запрос или позвонить в вуз, но мамаша почему–то делать это отказалась, хлопнула дверью. Кстати, что касается студентов, это самый недисциплинированный народ, большинство «зайцев» как раз учится в вузах. И поддельных удостоверений больше всего студенческих. Хотя встречаются и «чернобыльские», а то и вовсе какие–то нелепые. Был у нас курьезный случай: один пассажир пытался бесплатно проехать по удостоверению «Почетный алкоголик». Ну как такого наглеца не оштрафовать?

В прошлом году на «зайцах» Могилевское троллейбусное управление заработало около 50 миллионов рублей, за 8 месяцев этого года — около 20 миллионов. Только в сентябре на городских маршрутах поймали почти 400 безбилетников. Между тем в том же троллейбусном управлении контролеров из года в год становится все меньше. Во–первых, принцип, которым руководствуются в «Горэлектротранспорте», — людям надо доверять, во–вторых, не каждый человек на такую работу согласится. Мало того что «зайцы» (кто понаглее) норовят нахамить, так ведь еще и руки распускают...

Не спорю: работа контролеров не из легких. Нервная. И все же, полагаю, многое зависит от самого человека. В Могилевское троллейбусное управление, случается, звонят благодарные пассажиры — старики, которых контролеры не стали штрафовать за то, что те ехали по льготному талону, не имея при себе пенсионного удостоверения. Да и я сама однажды стала свидетелем потрясающей сцены. Паренек, явно студент–первокурсник, которому нужно было проехать всего одну остановку, вместо того чтобы достать кошелек и подобно другим пассажирам заплатить за проезд, стал морочить кондуктору голову. Точнее, прицепился к ней с вопросом: «Вы меня не узнаете?» Она и так на него глядит, и эдак... Кто он на самом деле такой, кондуктор узнала, когда он на нужной ему остановке спрыгнул с подножки. «Ну что, так и не догадались? «Заяц» я, «заяц»!» — на прощание крикнул он, и весь троллейбус, в том числе кондуктор и наблюдавший эту сцену контролер, зашлись от хохота...

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter