Как я был вундеркиндом

Наверняка многие читали повесть Владимира Машкова “Как я был вундеркиндом” или смотрели одноименный художественный фильм, снятый по ее мотивам режиссером Евгением Марковским.

Наверняка многие читали повесть Владимира Машкова “Как я был вундеркиндом” или смотрели одноименный художественный фильм, снятый по ее мотивам режиссером Евгением Марковским. Во многом напоминает главного героя и Тимур Сушко. Мальчику одиннадцать лет, а он уже учится в девятом классе, демонстрирует впечатляющие успехи не только в учебе, но и в плавании, которым занимается с трехлетнего возраста. Большую роль в его достижениях сыграли родители: именно они направляют сына по жизни. Однако, как и детский писатель Машков, мама и папа Тимура понимают, что в деле воспитания вундеркинда важно не переусердствовать, надо учитывать природные задатки ребенка. Иначе могут наступить нежелательные последствия.

Стремление к совершенству

Тимур поступил в гимназию в пять лет и сразу во второй класс. Мальчик неоднократно становился победителем всевозможных олимпиад, высокие достижения показывает и в спорте. Конечно же таких результатов Тимур не достиг бы, не будь у него способностей к учебе и спорту. Но свою лепту в результат внесли дисциплина, сила воли и самоорганизация: каждый последующий день Тимур планирует с вечера, все действия согласовываются между членами семьи.

— Я считаю себя очень счастливым, горжусь своими родителями. И ничего не хочу менять в своей жизни — она очень интересная и разнообразная, — говорит Тимур.

Несмотря на учебу и занятия спортом, у вундеркинда еще остается время на общение с друзьями и отдых.

— Развитие детей для нашей семьи — это путешествие, которое  проходит по разным маршрутам. И мы рассматриваем это как сотрудничество между “молодым специалистом” — ребенком и “опытным профессионалом” — взрослым, — так характеризует методы своей семейной педагогики мама Тимура Светлана Сушко.

Однако справедливости ради заметим, что далеко не всегда родители принимают такое активное участие в жизни своих детей. Порой ребята совершенно самостоятельно выбирают для себя путь всесторонне развитого человека. К примеру, ученицу 11-го класса Лицея БГУ Александру Гвоздеву мама и папа никогда не контролировали в учебе. Тем не менее девушка умудряется учиться на отлично, принимает участие в различных олимпиадах, играет в большой теннис, занимается танцами, катается на горных лыжах.

— Из-за занятости часто не хватает времени, и приходится по ночам сидеть за уроками, — признается Саша. — Я работаю над тем, чтобы восстановить правильный режим дня и спать положенное количество часов, но только не в ущерб моим увлечениям.

Родители в ответе

Всегда ли оправдано такое рвение к учебе и желание успеть все и сразу?

— Детей, которые сами для себя стараются идеально учиться, очень мало. В основном перфекционизм — это заслуга их родителей, — утверждает психолог Минского городского клинического детского психоневрологического диспансера Ольга Науменкова. — Своих малышей они с раннего возраста учат считать, писать, читать. Ребенок приходит в первый класс уже хорошо подготовленным. А затем нередко происходит следующее: в начальной школе такому умнику становится скучно, пропадает интерес к учебе, поскольку он все уже знает и умеет. В итоге ребенок, вначале считавшийся самым умным в классе, начинает учиться на уровне своих одноклассников. А родители недоумевают: почему он скатился по успеваемости и не демонстрирует больше выдающихся для своего возраста результатов?

По словам специалиста, в такой ситуации возможны два пути развития событий. Либо ребенок под родительским воздействием начинает вновь набирать обороты в успеваемости и потом, как следствие, вырастает неврастеником, требовательным как к себе, так и к окружающим. Либо под давлением “ломается” и вообще отказывается учиться. В человеческой природе все гармонично: если ребенка лишить нормального детства и загрузить всевозможными кружками, факультативами, спортивными секциями, он может восполнить нехватку отдыха и общения с друзьями позже, к примеру, в подростковом возрасте. И тогда дети забрасывают учебу и могут, что называется, пуститься во все тяжкие.

— К нам приходят родители с детьми, у которых появляются заикания, тики, нарушение сна. Все это признаки перегруженности организма, — констатирует Ольга Науменкова. — Чтобы не допустить такие заболевания, важно соизмерять нагрузку с возможностями ребенка. Мы всегда советуем родителям: прежде чем отдавать сына или дочь в какие-нибудь кружки или секции, нужно проконсультироваться с психологом или неврологом, который определит уровень интеллектуального развития ребенка, его личностные особенности и наклонности. Тогда родители будут знать, в каком русле можно развивать своего будущего вундеркинда без нанесения ему морального и физического ущерба.

Плоды перфекционизма

Недавние исследования показали, что у учащихся гимназий здоровье по всем показателям хуже, чем у детей из общеобразовательных школ.

— Все дело в чрезмерной нагрузке, порой непосильной для юного организма, — констатирует главный врач 25-й столичной детской поликлиники Ирина Покидько. — Чаще всего у таких детей страдает опорно-двигательный аппарат, снижается острота зрения, есть заболевания органов пищеварения. Сегодня мы отмечаем ранний старт таких заболеваний, как вегетососудистая дистония, артериальная гипертензия, мигрень и других.

Многие болезни у школьников появляются из-за неправильного питания. Дети на учебу тратят слишком много энергии. Поэтому важно восполнить необходимое количество питательных веществ, что в свою очередь возможно только при правильном режиме приема пищи. Кроме того, для поддержания здоровья ребятам важно заниматься физкультурой.

— Детство — это тот период развития человека, когда просто необходимо уделять должное внимание растущему организму. Только будучи здоровым можно достигнуть высоких результатов в жизни, — уверена Ирина Покидько.

 В ТЕМУ

Рекомендации по правильному режиму учебного дня школьников

  • После занятий в школе ребенок должен погулять на улице час-полтора. Когда он вернется домой и поест, дайте ему возможность хотя бы полчасика полежать на жесткой кровати или даже на полу — чтобы отдохнул позвоночник.
  • Учащиеся начальных классов во время работы над домашним заданием должны делать небольшие перерывы через каждые 20—30 минут, а старших — через 40—45.
  • Перед сном, который, кстати говоря, должен длится как минимум восемь часов, желательно, чтобы ребенок снова погулял на свежем воздухе. Это позволит ему крепко уснуть и восполнить силы для следующего учебного дня.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter