Как я боролась со своим комплексом неполноценности. Потребительским

-- Еще раз, почему вы все-таки решили, что монитор некачественный?Мой субботний гость, кажется, меня не слушал. Ведь я ему только что об этом говорила. О горизонтальных полосах, о зависаниях… Но, что делать, пришлось все начинать сначала:-- Понимаете, в момент включения компьютера…

Уже собираясь увозить мой «глючащий» «Самсунг», владелец фирмы мне сказал, что не почувствовал от меня того негатива, который всегда исходит от потребителей-экстремистов. А причину неполадок с монитором они начнут искать. Поначалу, когда менеджеры ему передали мое заявление с требованием заменить изделие, он подумал, что я -- профессиональный вымогатель. Вот и заглянул ко мне домой, не пожалев даже выходного дня. Но поскольку я позитивный человек да еще и журналист, то он может мне объяснить: в их фирме за 16 лет сложился «черный список» покупателей, которым они больше ничего не продают, поскольку те непременно принесут купленную вещь обратно. В списке около тридцати фамилий. К примеру, в Минске есть один такой защитник прав потребителей, который всю оргтехнику приобретает нечестным образом: бесконечными ее заменами на современные модели под предлогом обнаружения дефектов.
Тут наконец-то до меня дошло: в фирме заподозрили, что я выдумываю неполадки в мониторе, чтобы бесплатно заменить его на новую модель, поскольку у него истекает гарантийный срок… Всего-навсего из-за того, что я сразу подала письменное заявление, как советую читателям в своих статьях. Да еще и попросила его зарегистрировать…
В нашем обществе пока что очень неприятно быть грамотным потребителем, для этого нужно иметь сильный характер и уверенность в себе. В одном торговом центре на меня «наехала» даже товаровед, не говоря уже о предпринимателе, испепелявшем меня взглядом. Листая свой журнал, она  вдруг обнаружила, что я повторно обращаюсь к ним с бракованным товаром… И как, дескать, мне не совестно? Мои объяснения, что за последний год наша семья купила в их центре пять пар обуви и ни одна из них не выдержала даже гарантийного срока носки, ее не убедили.
На мини-рынке продавец выхватила у меня из рук купленные шлепанцы после того, как я попросила отрывной талон. Дескать, я их вам не буду продавать, заберите ваши деньги, у меня они уйдут и так.
Но, может, это я одна такая, и у моих коллег в сфере защиты потребителей лучше получается применять на практике те постулаты, которым они учат других людей?
Увы, все, с кем я разговаривала, честно мне признались, что и у них в подобных ситуациях возникает внутреннее сопротивление, какая-то неловкость. Вот, к примеру, рассказ эксперта, уже три года принимающей жалобы потребителей: «Когда на меня начинают давить на рынке, то я сдаюсь... Я прекрасно знаю, что продавец должна мне выдать чек, но она мне говорит: «Ой, девочка, ой, лапочка, ой, ты у нас такая красавица, эта вещь так тебе подходит -- просто твоя». И вот так меня с головы до ног обласкает, что лучше меня просто нет на свете. И мне уже неудобно требовать какую-то бумажку».
Но как же нам себя уговорить не пасовать перед продавцом или приемщиком, если правда явно на нашей стороне? И как разговаривать в этой ситуации, чтобы и своего добиться, и не потерять при этом душевное равновесие? В поисках ответа я «прочесала» Интернет. Оказалось, многие наши сограждане мучаются тем же, но никто пока не нашел рецепта. Лучше всего это сформулировал интернет-мыслитель под ником «Котя»: «И я себе наконец сказал: «А слабо ж тебе будет, Котя, носить в рюкзаке рядом с кошельком твой любимый закон о защите потребителей и смело отстаивать с ним свои права? Не пугаться, не стесняться, что это неудобно, что подумает обо мне таксист? Тогда таксисты лучше будут считать сдачу, а продавцы меньше втюхивать тебе барахло».
Помните, был у нас период, когда профессия работника торговли считалась непрестижной? Она никак не воспринималась общественным сознанием. Понадобились долгие десятилетия, чтобы ситуация наконец-то изменилась.
Так и сейчас с потребительским движением: этическая норма упорно не желает совпадать с юридической. Защита от обмана и материального ущерба воспринимается как нечто предосудительное, недостойное интеллигентного человека, признак его конфликтности. Сформировался перекос наоборот, как бы месть торговли покупателям. Причем интересно, что ужасный дискомфорт при решении потребительских вопросов я испытывала исключительно на рынках или в частных фирмах и ни разу -- в крупном стационарном магазине, где есть грамотный товаровед.
Но ждать опять десятилетия? А может, сразу же понять, что вежливая просьба превращается в потребительский конфликт почти всегда по одной причине: сторона, которой «светят» материальные потери, стремится подавить обратившегося к ней психологически, чтобы он пошел на попятную.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter