Как взаимодействуют прокуратура и хозяйственные суды?

Этот вопрос мы  адресовали председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики  Беларусь доктору юридических наук профессору Виктору Каменкову

Этот вопрос мы  адресовали председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики  Беларусь доктору юридических наук профессору Виктору КАМЕНКОВУ (на снимке).

— Одновременно с формированием рыночной экономики, — отметил Виктор Сергеевич, отвечая на него, — происходит и реформирование правовой системы в целом. И хозяйственное правосудие, и прокурорский надзор, обладая определенными законодательством властными полномочиями как по отношению друг к другу, так и по отношению к другим государственным органам, оказывают непосредственное влияние на развитие экономических отношений в государстве. В этой связи особый интерес представляет действующий в хозяйственном процессуальном праве институт защиты прокурором публичных интересов. 

Функции и задачи суда и прокурора, положение, занимаемое ими в процессе, на всех стадиях хозяйственного судопроизводства имеют свои особенности, поскольку способы и методы деятельности для каждого из этих органов определены специальными законодательными актами. Для органов прокуратуры это Закон  «О прокуратуре Республики Беларусь», для хозяйственных судов — Хозяйственный процессуальный кодекс. В то же время оба законодательных акта регламентируют нормы, направленные на согласованность действий судей и прокуроров. 

В хозяйственном процессе основной задачей прокурора является защита государственных и общественных интересов, обеспечение правовых гарантий субъектов предпринимательской деятельности и физических лиц, а также  соответствие закону судебных постановлений и соблюдением законодательства при их исполнении. Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» и Хозяйственным процессуальным кодексом  прокурору, участвующему в рассмотрении хозяйственными судами дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, предоставлена возможность проверки законности и обоснованности судебных постановлений. 

ХПК предусматривает возможность обращения прокурора в хозяйственный суд в различных формах. Это может быть исковое заявление по хозяйственным (экономическим) спорам и иным вопросам, возникающим из гражданских правоотношений, заявление по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), об установлении юридических фактов, заявления о возбуждении приказного производства. Также это могут быть апелляционные протесты на не вступившие в законную силу постановления и кассационные протесты на вступившие в законную силу постановления хозяйственных судов, представления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, протесты на постановление судебного исполнителя, а также его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа хозяйственного суда. 

Наряду с апелляционным и кассационным порядком обжалования, проверка обоснованности и законности судебного постановления в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов юридических лиц и граждан. Так, в соответствии со статьей 301 ХПК правом принесения протеста в порядке надзора, помимо председателя и заместителей председателя Высшего Хозяйственного Суда,  наделены Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители. 

При осуществлении надзора за вступившими в законную силу судебными постановлениями вышестоящий прокурор оценивает законность и обоснованность не только судебных постановлений, но и действий прокурора, принимавшего участие в рассмотрении дела, а также возможные причины отсутствия прокурорского реагирования на судебные ошибки. 

Следует отметить, что в 2006 году прокуроры активнее использовали процедуру упрощенного производства при обращении в хозяйственные суды. Если в  2005 году ими было подано 91 , то в 2006-м — 242 заявления о возбуждении приказного производства. Только за пять месяцев нынешнего года количество дел, рассмотренных в порядке приказного производства по заявлениям прокуроров  хозяйственными судами республики, составило   столько же, сколько за весь минувший год. Наибольшее количество заявлений в порядке приказного производства по инициативе прокуроров  поступило в хозяйственные суды Могилевской   и Витебской  областей. Представляется, что в текущем году данному направлению работы следует уделить более пристальное внимание и шире использовать предоставляемые институтом приказного производства преимущества. 

В целом обращения прокуроров в хозяйственные суды носят имущественный характер, требования связаны с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договорам. Обращения прокуроров в хозяйственные суды в большинстве случаев являются обоснованными. Количество удовлетворенных требований составляет 85 процентов, а с учетом дел, производство по которым прекращено в связи с заключением мирового соглашения или отказом от иска по причине уплаты долга ответчиком после возбуждения дела, — более 90 процентов. В прошедшем году прокурорами заявлено требований (в том числе и в порядке приказного производства) на сумму около 117 миллиардов рублей, из которых удовлетворено хозяйственными судами на сумму более 82 миллиардов, что составляет 70 процентов. 

Результаты рассмотрения исков прокуроров свидетельствуют о качественных подходах при подготовке документов к судебным заседаниям. Однако отмечу, что остается актуальным активное взаимодействие хозяйственных судов и органов прокуратуры, ориентируемое на повышение качества направляемых в суд документов с соблюдением требований норм как процессуального, так и материального права. Это будет способствовать оперативности реагирования на правонарушения и скорейшему восстановлению нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Такое сотрудничество может выражаться и выражается в проведении совместных семинаров, затрагивающих различные аспекты взаимодействия работников прокуратуры и хозяйственных судов, а также в изучении материалов судебных дел. 

С принятием нового Закона  «О прокуратуре Республики Беларусь» перед системой органов прокуратуры стоят масштабные задачи, в том числе и по дальнейшей координации и взаимодействию с хозяйственными судами, которые в своей работе также руководствуются новым законом — Хозяйственным процессуальным кодексом. Нашей общей целью является обеспечение защиты государственных и общественных интересов. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter