Как выиграть в аудит

Правильный выбор может спасти бизнес
Правильный выбор может спасти бизнес

Представим небольшое предприятие. Ежемесячно его бухгалтерия имеет дело с тысячами финансовых документов. На основании накладных, счет–фактур и прочих специфических бумаг уплачиваются налоги, составляются контракты и строится весь бизнес в принципе. Любая ошибка бухгалтера — это деньги. Иногда очень большие. Их вместе с пеней и штрафными санкциями придется платить в бюджет. Но хуже всего, если час расплаты наступит через несколько лет, когда на предприятие наведаются контролирующие органы и внимательно изучат бухгалтерскую отчетность. Недоимка может удвоиться, а то и утроиться.

Однако есть люди, которые помогают избежать штрафов и санкций. Это аудиторы. Своего рода финансовые санитары, готовые предупредить любую экономическую болезнь. Иногда от их советов зависит судьба бизнеса. Потому деятельность свою они страхуют и рублем отвечают за каждую выданную рекомендацию. Государство регулярно отслеживает уровень их профессионализма и выдает лицензии. В прошлом году аудиторы проверили более 5,5 тысячи предприятий и нашли ошибок примерно на 15 миллиардов рублей. Иными словами, дали возможность исправить недочеты, не дожидаясь прихода контролеров.

На 99,9 процента аудиторский бизнес представлен частными компаниями и индивидуальными предпринимателями. До прошлого года их основными клиентами были частные фирмы, акционерные общества, иностранные и страховые компании, банки. Теперь в этот перечень попали предприятия, в том числе и государственные, с объемом годовой выручки свыше 600 тысяч евро, или полтора миллиарда рублей. То есть практически все более–менее значимые. Это верно в принципе. Скажем, в прошлом году у нас четверть промышленных производств работала с убытками (годом ранее таковых было вообще вдвое больше). А что такое убыточное предприятие? Невысокая зарплата, долги, текучесть кадров... «Если в организации каждый год новый бухгалтер — это смерти подобно, — считает заместитель председателя Белорусского общественного объединения аудиторов Владимир Могилевчик, — ошибки в налогообложении, в ведении финансовых документов практически гарантированы. Законодательство слишком часто меняется. Низкоквалифицированный специалист может загнать предприятие в финансовую пропасть». А на многих наших государственных предприятиях нога аудитора не ступала, пожалуй, еще со времен их основания. Сейчас они выстроились в длинные очереди к аудиторам. Однако просто сказка сказывается, да непросто дело делается.

В стране сегодня насчитывается 86 аудиторских компаний и 485 индивидуальных предпринимателей, занимающихся аудитом. В 2000 году было почти вдвое больше. Бизнес идет на убыль. Причин несколько. Рынок покинули слабейшие, и, вполне вероятно, не очень добросовестные фирмы и индивидуалы. Случалось, что красивые аудиторские заключения оборачивались в итоге крупными штрафными санкциями. Хотя и меньше, но есть такое и теперь... В свое время аудиторов–асов вырастила советская бухгалтерская школа. К сожалению, с каждым годом их становится все меньше, многих переманивают снова в главбухи. Нет четкой системы подготовки кадров и их специализации. Ведь аудит промышленного или, допустим, торгового предприятия имеет свои отличительные особенности.

Что все это может означать на практике? Аудиторский рынок в Беларуси давно устоялся. Существует рейтинг компаний с безупречной деловой репутацией. Он известен и публикуется в прессе. Но стоимость услуг этих компаний соответствует рейтингу, и все они загружены настолько, что мне, например, с руководителями некоторых не удалось связаться даже по телефону. Горячая пора нынче — готовятся годовые бухгалтерские отчеты. Значит, тем, кто будет пользоваться услугами финансового аудита впервые, придется искать фирмы подешевле, частных предпринимателей. Риск аудиторских ошибок в таком случае довольно велик. А что такое ошибка аудитора? Удостоверенная недостоверность отчетности. Помните международный скандал вокруг крупнейших американских корпораций? Финансовые активы их на деле оказались раздутыми в десятки и сотни раз. Хотя аудиторы там наверняка покруче наших будут. Но, как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку.

Не хотелось бы проводить прямые параллели, но повод для размышления есть. Аудит, как правило, заказывает директор. Так сказать, в целях собственной безопасности. Ведь никогда нельзя быть абсолютно уверенным в компетентности бухгалтера. Аудитора допускают к святой святых — коммерческой документации. По закону он должен хранить тайну об увиденном, но обязан информировать собственника аудируемого предприятия, где обнаружены серьезные нарушения законодательства. Однако директор в огласке грешков крайне незаинтересован — в случае утечки информации он пострадает в первую очередь. Аудитору также нет смысла портить отношения с клиентом, особенно если тот заверяет, что все недостатки будут непременно устранены.

Есть и еще один нюанс. Приватизация в Беларуси идет выверенным темпом. Более–менее значимые предприятия в основном государственные или акционерные с большой долей госсобственности, а аудиторские компании практически все частные. Созданы лишь две аудиторские службы при концерне «Беллегпром» и Министерстве архитектуры и строительства. И тут налицо парадокс, конфликт интересов. Государство, по сути дела, устранилось от финансового аудита своих предприятий. Иными словами, оно не знает, насколько качественны принимаемые в министерствах решения и как они исполняются. А ведь тот, кто владеет информацией, как известно, управляет многим...

Справка «СБ»

Подготовлены и активно обсуждаются изменения в закон об аудиторской деятельности, которые позволят создать государственные аудиторские предприятия при каждом ведомстве и расширить присутствие государства в этом бизнесе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter