Об экспорте образовательных услуг

Как вузам выйти за границы

Очевидный тренд времени. Если бы наряду с физической, политической была бы составлена образовательная карта мира, то границы стран на ней постепенно размывались бы. Современного студента не удивишь возможностью учиться в другой стране. Есть наши ребята, штурмующие заграничные вузы, было бы желание получать новые знания и осваивать языки. Но набирает обороты и обратный процесс. Все больше иностранцев приезжает за знаниями к нам. В прошлом учебном году — около 20 тысяч из 107 стран. За 7 лет таких студентов в белорусских вузах стало почти вдвое больше. В сухих статистических отчетах эта позиция значится как экспорт образовательных услуг. Очень важная, кстати, статья, опосредованно, согласитесь, характеризующая уровень интеллектуального потенциала того или иного государства. Поэтому вопрос «как сделать так, чтобы иностранные абитуриенты выбирали именно нас?» очень даже актуален. Не раз эта тема звучала и на недавней международной выставке «Образование и карьера».


Кто едет к нам за знаниями? Чаще студенты из Туркменистана, Китая, России, Ирана. Самый привлекательный для них вуз — Белгосуниверситет, где иностранных студентов около двух с половиной тысяч. Приезжало бы больше, размышляют эксперты, но есть проблема языкового барьера. В редком нашем университете готовы читать лекции, например, на английском.

Впрочем, проблема, как оказалось, общая для образовательных учреждений всего постсоветского пространства. Даже той его части, которая сегодня больше ориентируется на западный вектор. Тем интереснее опыт таких стран, и он как минимум достоин изучения. На выставке обратила внимание на то, что некоторые соседние страны (будем откровенны — конкуренты) такой минус научились подавать под позитивным соусом. К примеру, в Латвии не скрывают, что ситуация со знанием английского далека от идеальной. По–русски говорит и пишет здесь куда больший процент даже коренного населения. Поэтому вузы решили сделать ставку на такие стажировки, которые заманивают русскоговорящих абитуриентов. Попали в яблочко. Посетители выставки то и дело задерживались у латвийского стенда, где предлагали получить британский диплом в гостиничном бизнесе и туризме. Фишка в том, что учиться можно на русском и английском, а для тех, кто еще не определился, — начать на одном языке, а продолжить на другом. Такое двуязычие на пути к диплому — особенно популярный в Латвии вариант. И хотя сами занятия проходят в Риге, зато стажировки — в Испании, Греции, Германии, Турции, США, на Кипре... А козырь в рукаве — эффектная реклама. На красивую обертку здесь тоже не скупятся. Скажем, при обучении кулинарному искусству после получения диплома обещают карьеру не просто повара, а мастера в этой сфере. Ведь преподаватели — специалисты мишленовских ресторанов (согласитесь, неплохая зацепка для гурманов), а один, говорят, даже потчевал Роберто Кавалли (тут уж не суть важно, правда или нет, главное — звучит!).

Реклама рекламой, но есть еще и бонусы для иностранных абитуриентов. Опять же в Латвии очень активно дискутируется тема предоставления вида на жительство отучившимся в местных вузах иностранцам. Такие планы объясняют, с одной стороны, демографическими проблемами, ведь с каждым годом дефицит кадров там чувствуют все острее. А с другой — конкурентоспособностью этих специалистов на внутреннем рынке: многие уже успели найти подработку, знают местные требования и между делом начали учить язык как предмет по выбору.

Более того, представители прибалтийских образовательных структур все увереннее заявляют о себе и на нашем рынке. Причем не как конкуренты или партнеры, а как посредники. Они охотно пиарят возможность учиться у нас, особенно на медицинских факультетах. Так, Балтийский центр — посредник на рынке образовательных услуг для Латвии, Литвы и Эстонии — констатирует, что из неевросоюзовских университетов белорусские особенно интересны. Здесь хорошее образование по хорошей цене, и к тому же дается в русле Болонского процесса.

Еще один любопытный вариант — программа двух дипломов. Для примера предлагается такая программа: студентам БГЭУ не нужно дважды сдавать в Балтийской международной академии предметы, которые уже были в расписании белорусского вуза. Всего–то надо годик поучиться у них, досдать недостающее и получить вторую корочку. И вот ты уже ценный игрок сразу на нескольких рынках труда. Тут не только для отечественных студентов, но и для иностранцев из, скажем, стран Средней Азии открывается возможность обзавестись двойным образовательным багажом в нашем регионе.

Интересен и опыт польского Вроцлава. В этом городе сосредоточены почти три десятка ведущих вузов страны, а каждый пятый житель — студент. Местные власти пришли к выводу, что нужно помочь учебным заведениям объединиться, чтобы они не конкурировали между собой, а вместе развивались и становились интересными для абитуриентов. Серьезно помогают университетам не только рекламой и добрым словом, но и финансово.

Форм и методов поддержки высшего образования, как видно, немало. Причем таких, которые могут облегчить ее бюджетную составляющую. Пожалуй, есть смысл присмотреться. Тем более если взглянуть на образовательную сферу как на бизнес, продукт которого очень востребован на внешних рынках. А вот его продвижение — отдельная тема.

pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter