Как все начиналось

Разговоры о современном кризисе, как правило, никогда не обходятся без нареканий в адрес финансовых спекулянтов. И действительно, именно раздувание огромного финансового пузыря, принявшее особенно угрожающие масштабы после того, как цена доллара была “отвязана” от материальной величины — золотого эквивалента, сыграло ключевую роль в подготовке нынешней катастрофы. Суть этих злосчастных финансовых спекуляций довольно проста.

Предположим, некто мистер Н решил начать свое дело и для того, чтобы получить стартовую сумму, взял кредит в банке А, заложив свое имущество (например, дом). При этом сделка была застрахована в страховой компании С. Банку А через некоторое время понадобились деньги, и он решил перезаложить закладную мистера Н банку Б. Но банк Б не знает, насколько надежна эта закладная, и решает застраховать свою сделку в страховой компании С. Получив закладную мистера Н, банк Б решает использовать ее с пользой и отдает ее в инвестиционный фонд И с целью получать прибыль. Эта сделка также страхуется в страховой компании С, поскольку фонд И тоже хочет себя обезопасить. Инвестиционный фонд И, разумеется, стремится осуществить прибыльные инвестиции, например в компанию К. Тогда он берет закладную мистера Н (вкупе со многими другими закладными и ценными бумагами) и получает под нее средства в банке В. Разумеется, сделка страхуется в страховой компании С.
Что происходит, если компания К, в которую вложился фонд И, банкротится? События стремительно развиваются по цепочке: фонд И терпит убытки и не может отдать деньги банку В; если убытки большие, то фонд И банкротится сам. Тогда банк Б срочно забирает из фонда И закладную мистера Н и предъявляет ее банку А. Банк А, не имеющий свободных средств, предъявляет ее мистеру Н, требуя досрочно погасить заем. И если мистер Н оказывается неспособным это сделать, то его недавно созданная компания, что называется, идет по миру — распродается по бросовой цене для возмещения убытков кредиторов. Он увольняет своих рабочих, они перестают покупать товары, снижая спрос на продукцию других компаний и так далее. За этим банкротятся другие компании, а значит, сужаются и возможности получения реальных доходов для погашения “виртуальных” долгов.
Более того, на каждом из звеньев описанной цепочки игроки обращаются в компанию С за страховыми выплатами и она в свою очередь тоже банкротится, лишая других игроков финансового рынка доступа к денежным средствам, которые она ранее предоставляла в виде кредитов и ценных бумаг. Такова упрощенная схема лишь одного из десятков и сотен различных механизмов раздувания и последующего “сдувания” глобальных финансовых рынков, лежащих в основе современного кризиса.
“Неправильные” долги
Реальные параметры ситуации можно оценить, например, по такому факту: когда под угрозой банкротства ипотечных компаний Fannie Mae и Freddie Mac правительство США национализировало их, оно взяло на себя обязательства в размере 23 трлн долларов, что примерно в два раза больше ВВП США. То есть все американцы должны два года работать даром, чтобы выплатить все, что “накредитовали” лишь эти две компании. Всего же, по оценкам экспертов, объем “виртуальной задолженности”, которую необходимо погасить для того, чтобы немедленно прекратить кризис, как минимум в 3—5 раз превышает весь мировой валовой продукт.
Из этих цифр становится понятно, почему, например, такие разные люди, как Барак Обама, Джордж Сорос, Линдон Ларуш, Сергей Кургинян и другие, называют происходящее нынче не кризисом, а коллапсом или катастрофой.
При этом важно учитывать, что те самые страховщики и финансисты, которые создают огромные “виртуальные” задолженности, являются в западном мире политической элитой. Например, когда губернатор штата Нью-Йорк Эллиот Спитцер потребовал от страховых компаний, зарегистрированных в его штате, в двухнедельный срок увеличить свои уставные капиталы, чтобы они в должной мере покрывали объемы возможных страховых выплат, он мгновенно стал жертвой “секс-скандала” и вынужден был подать в отставку со своего поста.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter