Мир меняется буквально на глазах, девальвируются былые истины, а новые технологии стремительно стирают грани между реальным и виртуальным миром

Как воспитать патриота

Мир меняется буквально на глазах,  девальвируются былые истины, а новые технологии стремительно стирают грани между реальным и виртуальным миром.
Мир меняется буквально на глазах,  девальвируются былые истины, а новые технологии стремительно стирают грани между реальным и виртуальным миром. Как в таких условиях воспитать гражданина и личность, корреспонденту “СВ” рассказал начальник государственного учреждения “Военное информационное агентство Вооруженных Сил Беларуси “Ваяр” полковник Андрей ШУБАДЕРОВ 


— Андрей Юрьевич, есть ли у военных рецепт воспитания патриотов? 

— Прежде всего нужно определиться с терминами. Патриот — это тот, кто не просто любит свою Родину, но и готов во имя нее чем-то жертвовать. Значит, все, кто носит погоны, патриоты по умолчанию. Хотя в той же степени патриотом может быть и врач, и учитель, и журналист. Поэтому, когда раньше мы вели речь о военно-патриотическом воспитании, это было несколько неправильно. Во главу угла нужно ставить патриотическое воспитание, а вести его можно как в рамках допризывной подготовки, так и во время воинской службы. 

— И все-таки, как воспитать патриота?

— Нужно понять, что наш объект воспитания — это совсем юный Ваня. Не Иван Иванович, не дедушка Вани, а именно Ваня, потому что он родился в другой стране. Он не видел и не знает СССР, живет в открытом суперинформированном мире и у него намного больше возможностей, чем у предыдущих поколений, реализовать себя, в том числе и в качестве гражданина-патриота. Сегодня просто агитировать подрастающее поколение любить родину — мало. Нужно понимать их запросы, желания, а главное, цели. Ведь многие жизненные ценности кардинально поменялись. Раньше люди жили, преодолевая трудности, а у нынешней молодежи другие критерии оценки жизненного уровня и своего места в обществе. И приходя к ним, мы должны говорить на их языке. Давать хорошие примеры, продуцировать те самые правильные мысли, которые приводят к миру и согласию в обществе.

— И как это сделать?

— Сегодня в коммуникациях господствует мобильный телефон. В Беларуси, например, на руках уже более 10 миллионов мобильников, а в целом на одного жителя страны приходится до пяти разнообразных гаджетов. Наша задача доминировать на этом информационном поле и мы намерены создать ряд специальных мобильных приложений для телефонов. К примеру, одна из самых больных тем для призывника — боязнь военкомата. Отдельные из них до сих пор живут стереотипами Советской Армии, что там “дедовщина”, там бьют и т. д. Чтобы изменить ситуацию, мы планируем разработать специальное приложение “Мобильный военкомат”. Сформировать базу правовых актов и ответов на конкретные вопросы по теме. Тогда у пользователя появится возможность получать всю необходимую информацию, не заходя в военкомат. К тому же подавать информацию будем кратко, четко и, что очень важно, мультимедийно: побольше видео, фото, инфографики, игр и т. д. 

— Иначе говоря, по максимуму использовать современные технологии.

— Обязательно. Второй метод нашего воздействия на молодежь — компьютерные игры. Военизированные игры, которые с появлением нашей игры “Мир танков” переживают настоящий бум. 
В ней уже более 100 миллионов участников. Играя, ребята узнают историю, причем нашу, не выдуманную, а реальную историю Великой Отечественной войны. Через знания о танках, танкостроении, битвах, картах, подвигах. Мы почти восемь лет реализуем программу популяризации компьютерных игр через патриотическое воспитание и допризывную подготовку молодежи. Эффект получается колоссальный. Каждый год во всех областных центрах проводятся региональные чемпионаты по игре “Мир танков”. Интерес к турнирам огромный, а главный приз от Минобороны — вождение танка Т-72 на реальном полигоне в Печах. И когда парни, которым по 25—26 лет, вылезают из танка, у них только один вопрос: “Почему вы это мне в 18 лет не показали? Я остался бы в армии!” То же происходит и с подростками.

Работаем с подрастающим поколением через специализированные детские сайты и другие ресурсы — литературу, настольные игры. К сожалению, в магазинах нет настольных игр, связанных с белорусской историей и армией, даже солдатиков в белорусской амуниции. Американские игры и модели есть, китайские — есть, а наших — нет! Нужно ликвидировать этот пробел, иначе мы не сможем общаться с детьми младшего школьного возраста.

Больший упор нужно сделать и на создание детских ресурсов в интернете, причем с упором на профориентацию. Пока можно по пальцам пересчитать детские сайты, хотя опыт нашей работы с порталом “Детям об армии”, который мы создали вместе с Министерством образования, показал, что ненавязчиво в игровой форме можно давать детям полное представление о будущей воинской специальности. И когда потом парень придет в армию, ему будет проще адаптироваться. Значит, ценное время будет потрачено на другие более важные дела, чем, к примеру, изучение армейского распорядка. Более того, к определенному возрасту дети и подростки поймут, кем они хотят стать. Тем самым снимается и серьезная государственная проблема, ведь очень плохо, что молодежь выбирает профессию за месяц, а то и за несколько дней до поступления в вуз. Это сильно влияет на экономическое положение государства, поскольку воспитывать патриотизм, не имея серьезной экономической подкладки, невозможно. Настоящих патриотов может воспитывать только успешная страна. А как можно любить ту, в которой прозябаешь и не можешь реализовать себя как гражданин и профессионал?

 — А что делать традиционным СМИ?

— Нужно также активнее осваивать современные технологии. Продвигать СМИ в интернете, так как это делает бизнес со своими товарами и услугами. Наши телеканалы создают шикарный контент, но не механизмы, чтобы донести его до потребителя. 

В YouТube этих сюжетов нет, они не индексируются в сети, через поисковик не найти. Поэтому или мы будем в сети в роли закоперщиков, или до молодежи не достучимся. Примером может служить наш проект “Блогеры в армии”. Мы пригласили белорусских и российских блогеров за трое суток пройти курс молодого бойца, а потом написать об этом. В итоге они стали нам помогать. 

— Получается, альтернативы интернету и социальным сетям в плане влияния на молодежь нет?

— Однозначно, работу в соцсети можно поставить на второе место после мобильных телефонов, потому что доверие к ним 92%, а главное, у них почти безграничные возможности в сегментировании аудитории. Без особых усилий, создавая группы в соцсетях, мы привлекаем к себе именно ту аудиторию, которая нам интересна. 

Не нужно рассылать тысячи электронных писем. Достаточно проинформировать двадцать подписчиков, и в считанные минуты аудитория вырастает до нескольких тысяч человек. Словом, специалист, который сегодня не работает с современными дивайсами, с интернетом, с мультмедийными решениями, не эффективен в любой отрасли. И, само собой, воспитание патриотизма без использования IТ невозможно.

— А как работают российские коллеги?

— Им, пожалуй,  сложнее. Россия — большая многонациональная и многоконфессиональная страна. К тому же российские военные периодически участвуют в различных конфликтах, поэтому им в патриотическом воспитании акцент прежде всего нужно делать на самоотверженности. Но путь тот же: говорить с молодежью на ее языке. Много шума, к примеру, наделал танковый биатлон, интерес к которому постоянно растет. 

У белорусской компьютерной игры “Мир танков” — аудитория более 100 млн участников
У белорусской компьютерной игры “Мир танков” — аудитория более 100 млн участников

К слову, в его популярности есть толика и нашей работы: компания Wargaming.net, создавшая игру “Мир танков”, обеспечивала информационную поддержку. У нее огромная аудитория: только в английской версии YouТube — более 2 миллионов, больше, чем у канала Russia Todey. Компания уже сделала мобильное приложение “Танковый биатлон” для iPad с учебными заданиями для солдата, а еще организовала велопробег Владивосток (Россия) — Брест (Франция), участвует в программе восстановления памятников в России. Надеюсь, скоро мы с россиянами проведем международный турнир по игре “Мир танков” среди вузов. Ведь чем больше у нас союзников, тем всем нам проще работать.
 
Герман МОСКАЛЕНКО
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter