Депутат Клишевич — о важности работы с молодежным политическим активом

Как воспитать патриота

Зачем государству заниматься политическим образованием молодежи

Совсем скоро страна вступит в новую политическую кампанию. Нас ждет республиканский референдум по изменению Конституции. Вместе с тем самая социально активная часть общества остается аполитичной, а иногда и безразличной к происходящему в стране и мире. С одной стороны, события прошлого года привели к тому, что на всех уровнях белорусское общество политизировалось, люди проявляют больший интерес к внешней и внутренней политике, политической обстановке в Беларуси, а также к состоянию дел у ближайших соседей, что облегчает задачу политической агитации. С другой стороны, по моим личным наблюдениям, молодежь нашей страны остается в своем большинстве аполитичной, ее участие в политической жизни Беларуси достаточно ограниченно. 

Борьба за кадры

Плохо это или хорошо? Надо сказать, что аполитичность молодежи является мировой тенденцией. Более того, в условиях пандемии многие традиционные для западных стран формы работы с молодежью, такие как волонтерство, деятельность НКО, программы обмена, тренинги на базе международных организаций, были свернуты. И при этом никуда не делись проблемы, связанные с негативными молодежными явлениями в разных странах и уже ставшие традиционными: безработица в отдельных социальных группах, рост наркопотребления и киберпреступности, ксенофобия в отношении мигрантов, поддержка радикальных идеологий, недоступность или высокая стоимость высшего образования. 

Многие из этих проблем усугубил COVID-19. К примеру, в Европейском союзе начали усиливаться экономические противоречия между вчерашними союзниками и США. Как следствие, повсеместно на Западе появилась новая мощная форма молодежного протеста, связанная с отменой карантинных ограничений и требованиями социальных гарантий. Мы видели, как эти молодежные демонстрации жестко подавлялись специальными подразделениями полиции, газом, водометами и физической силой. 

У нас же за счет отказа от локдаунов, административных и карательных ограничений подобных проблем в молодежной среде не возникло. И по целому ряду факторов наши молодежные организации объективно сохранили большой простор для работы. 

Вместе с тем Президентом было отмечено, что сегодня мы столкнулись с определенным недостатком молодых, политически активных лиц, которые могли бы заниматься политикой — настоящей, основанной на принципах справедливости, реальных делах и ответственности. 
В обществе сохраняется запрос на ярких лидеров мнений, на людей, которые будут не только говорить, но еще и делать, и к этому запросу желательно подключить наши молодежные организации. 
Очевидно, что для этого необходимо системно заниматься подготовкой молодых политических лидеров. Тем более что наши оппоненты давно этим занимаются. Так, в разное время практически все оппозиционные организации имели реальные или фиктивные молодежные структуры, для них существовали выездные семинары в Литву и Польшу по направлениям деятельности. Давно действует программа подготовки политически мотивированных студентов в вузах Польши, а также целая группа молодежных НКО вокруг так называемого Европейского гуманитарного университета, прямо ориентированных на сбор и обработку информации о протестных настроениях в молодежной среде. К сожалению, в последние годы к этим легальным структурам добавились новые формы военизированной подготовки на базе регулярных частей ВСУ и добровольческих формирований, в которые активно вступали лица радикальных взглядов, члены «Молодого фронта» и иных неонацистских организаций. 

Накануне Дня народного единства среди студенческих отрядов прошел открытый чемпионат по скоростной сборке спилс-карт «Ведаю Беларусь». Интересный проект ­БРСМ, направленный на поддержку системы комплексного гражданско-патриотического воспитания молодых людей, запомнился участникам. Было весело и интересно!

Политический инкубатор

Какую альтернативу мы можем предложить этим новым вызовам? Первое — работа наших традиционных организаций, представляющих гражданское общество. Белорусский республиканский союз молодежи с приходом нового лидера Александра Лукьянова стал активнее заниматься политической подготовкой своих кадров, разъяснением тонкостей политических процессов, происходящих в стране. Белорусский союз женщин также создал свое молодежное крыло, которое сосредоточилось на направлениях общественного информирования, например, помогает агитировать за вакцинацию населения. Активизировались и конструктивные политические партии. К примеру, Компартия Беларуси ранее создала молодежное крыло в форме общественного объединения «Лига коммунистической молодежи», участники которого занимаются конкретными общественными делами, например, по своему учебному профилю, и постепенно знакомятся с программой и политическими установками КПБ.
Еще одно новое направление подготовки политически активной молодежи — молодежные парламенты, созданные в каждом районе и области с центром в Минске. По сути, это опора для всей системы молодежных организаций. Эта относительно новая структура должна выступать активным помощником в разъяснении государственной политики в молодежной среде и стать формой обратной связи, осваивать и обкатывать новые методы работы с молодежью. 
Потенциально все эти направления работы с конструктивными молодежными организациями могут стать (а некоторые уже стали) хорошими кадровыми инкубаторами, откуда возможно будет брать мотивированную, в определенной степени подготовленную молодежь для выдвижения на ответственную работу.

И, конечно же, очень важным направлением работы нашего гражданского общества должно стать взаимодействие с белорусскими силовыми структурами, в том числе на уровне школ, университетов и среднеспециальных учреждений образования. Политически мотивированный молодой человек, патриот своей страны, сегодня сможет с уверенностью найти себя не только в Вооруженных Силах, но и в структурах МВД, Следственного комитета, других военизированных организаций. Поэтому хотел бы публично поддержать ряд мероприятий, которые сегодня проводятся при межведомственном взаимодействии системы образования, Министерства внутренних дел и Вооруженных Сил. Понимание этих процессов есть, и это радует.
Если молодой человек надежен, если организация может его рекомендовать и он хорошо проявил себя в политической деятельности — это должно стать первым шагом в его карьере. В противном случае мы его со временем потеряем. 
К примеру, в моей практике встречались ситуации, когда талантливый молодой человек вместо работы на государство выбирает для себя коммерческую сферу деятельности, более денежную, на его взгляд. Но со временем в ней разочаровывается, не находит себя и к 30—35 годам начинает винить во всех бедах государство и политическое руководство страны. Оппозиция таких лиц активно подбирает, и наша проблема не в том, что это какие-то радикалы, неонацисты, анархисты (хотя такие тоже встречаются), а обычные молодые люди, которые в 20—23 года по каким-то причинам оказались нами не востребованы.

Думаю, что прошлый год должен заставить всех нас по-новому посмотреть на молодежную кадровую политику.

Сергей КЛИШЕВИЧ, депутат Палаты представителей, член Компартии Беларуси.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter