Она включает обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся. Для того чтобы выразить свое мнение, а точнее, расшифровать и наполнить конкретным смыслом все эти научно-педагогические изыскания, и были приглашены ведущие специалисты и политики.
ЯроваЯ И.А., председатель ГПК «Единой России»:
– Когда мы заявляем высокие цели и говорим о необходимости экономического развития общества, мы прежде всего должны признаться себе в том, что без решения главенствующей задачи восстановления тех высоких идеалов и духовно-нравственных ориентиров, которые определяют здоровье общества и нации, крайне сложно говорить о любых достижениях и успехах.
Безусловным преимуществом российского общества на протяжении тысячелетней истории была сила духа. И была сила тех высоких нравственных идеалов, которые отражены и в традициях, и в культуре. Перед нами сегодня стоит одновременно и сложная, и простая задача. Простая потому, что, казалось бы, всем очевидна и понятна значимость именно нравственности и морали как общего оздоровления общества. И, с другой стороны, мы понимаем, насколько сложно сейчас, после значительного периода девальвации и такого безвременья с точки зрения сохранности этих идеалов-ориентиров, восстановить это в сознании людей и тем более привить нашим детям.
Попов С.А., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций:
– Этот вопрос обсуждается в обществе уже более 5 лет. Мы знаем, как много работали регионы. Был разработан в соответствии с региональными стандартами целый ряд очень интересных предметов, связанных с краеведением, с вопросами духовно-нравственной культуры отдельных конфессий. Так что у нас есть солидная база, для того чтобы критично обсудить предлагаемую концепцию. Вместе с тем официальное обсуждение концепции закончено 14 июня Министерством образования. Эту историческую несправедливость нужно поправить, поскольку за две недели обсудить такой сверхважный документ, который будет определять основы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, достаточно сложно. Здесь много вопросов, начиная с того, что в этих документах нет четкого понимания объема по времени. Как сочетать обязательную часть с инвариантной частью, если есть упоминание о том, что по желанию родителей основы духовно-нравственной культуры можно проводить в школе факультативно. Практика, которая у нас есть по целому ряду регионов, показывает, как это сложно организовать. Необходимы временные окна в учебном процессе. Как это на самом деле будет реализовано? Я уж не говорю о том, что нет предложения, кто будет реально разрабатывать учебные предметы и отдельную методику. Как сочетать пятидневку и шестидневку? Национальные школы и школы с преподаванием русского языка? Все ли увязано в концепции? Я думаю, мнение «Единой России» по всем спорным вопросам будет учтено. Для справедливости я хочу сказать, что действительно работа проведена огромная, впервые в истории современной России создан такой стандарт.
Отец Всеволод Чаплин,
заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата:
– Мне хотелось бы большей ясности и в концепции, и в стандарте относительно того, как планируется решить вопрос о преподавании положительных знаний о религии в школе. Я хотел бы подчеркнуть, церковь никогда не призывала через официальные свои структуры к тому, чтобы всех обучать православию в обязательном порядке. Точно так же мы не согласны с тем, чтобы всех обучали в обязательном порядке материалистическому взгляду на религию. В нашем обществе есть люди разных мировоззрений. Для каждой из этих групп нужно предоставить возможность, чтобы дети, обучающиеся в исламских, православных, иудейских, католических, протестантских, буддистских, атеистических семьях, знакомились бы в школе со своим мировоззрением так, как это есть в большинстве стран мира.
Юрьев Е.Л., заместитель председателя комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике:
– Опираясь на светскость, обусловленную нашей Конституцией, предлагается культурологический подход к изучению религиозной культуры. В каком случае религиозный фактор формирует нравственность? Религия, любая традиционная религия из четырех названных здесь российских религий – православие, иудаизм, буддизм, мусульманство – подтверждает некий примат абсолютного добра, трансцендентный примат. Это понятие Бога. В принципе феномен советской нравственности тоже в каком-то смысле был связан с этим же и высоко оценивается в концепции. Был некий трансцендентный идеал общества будущего, коммунистического общества. Вот этот образ – примат добра, на нем основываются нравственные ценности, которые можно извлечь из той или иной религии. И существует также конституционно обоснованный подход – плюралистский подход, когда каждый ученик, каждая семья имеет возможность выбора. Она выбирает ту религиозную культуру в школе, тот предмет, который им близок.
Коган З.Л., председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР):
– Сегодня около 300 тысяч детей изучают основы культур своих религий. Большинство – это православные, мусульмане, евреи. Мы все зависим друг от друга, мы живем в одной стране – России. И через что мы зависим? Через божьи законы, которые существуют, и законы государства. Законы государства должны быть выше всех религиозных наставлений. Государственные законы – это высшие законы для всех, иначе мы не сможем быть едиными. Нужно выполнять законы. Но как выполнять законы: под гнетом диктатуры или из божьего страха, воспитания? То есть все равно нужно вести речь о воспитании духовно-нравственном – это традиционные религии, семья и отечество.
Рубцов В.В., директор
Психологического института РАО, ректор Психолого-педагогического университета:
– Важнейшей характеристикой воспитания ребенка в младшем возрасте является предоставление ему возможности развивать свои способности. Необходимо сразу дать ребенку возможность творческой работы, чтобы он двигался в соответствии со своими возможностями, интересами, склонностями и способностями. Что касается преподавания основ православной культуры в школе – это очень сложный вопрос. То, что нужно давать детям основы мировых религий, основы разных культур, в том числе православной, – безусловно. Как это делать? Считаю, что нужно вводить систему обязательного дополнительного образования. Также считаю, что нужно переучивать преподавательский состав, поскольку они имеют очень смутное представление о том, как подавать такой материал. Кроме того, важно не торопиться, создать несколько экспериментальных площадок, посмотреть, как идет процесс внедрения стандартов и как этот материал усваивает ребенок.
Халилов Д.Р., финансовый директор Socio Media:
– По данным Gallop Media, из всех СМИ на данный момент Интернет играет главенствующую роль в среде подростков, опередив телевидение, радио и печатные СМИ. 40 миллионов человек сегодня присутствуют в Интернете на территории РФ, из них 23 миллиона – молодые люди до 25 лет, и в 85 процентов случаев – школьники. Основываясь на этих данных, мы полагаем, что наиболее эффективным способом взаимодействия с этой аудиторией является интернет-продвижение. Первым пунктом в нашей стратегии является создание абсолютно нового интерактивного развлекательного портала с расчетом на молодую аудиторию. В ресурсе имеется карта, которая будет разделять Москву на округа, и у школьника будет возможность, выбрав свой округ, получить всю информацию: все спортивные кружки, всевозможные образовательные учреждения. По этой карте у школьника будет возможность найти ближайшие спортплощадку, курсы по танцам, рисованию, фотографии – одним словом, развивающие развлечения. Вторым столпом данного ресурса будет являться видеоконтент: полезная реклама через Интернет с использованием известных личностей, всевозможная популяризация здорового образа жизни, календарь, который будет указывать на ближайшие спортивные и развлекательные мероприятия, музейные выставки.
Рудаков А.Б., заместитель председателя правления фонда «Русский предприниматель»:
– Необходимо конкретизировать вопрос о том, что является общепринятыми моральными нормами и нравственными идеалами, для того чтобы эти идеалы и нормы прививать. У меня также есть вопрос касательно кодексов: надо ли нам формулировать какие-то особые этические кодексы? Этот вопрос касается не только школьников. Сейчас очень модно формулировать кодексы поведения, связанные с той или иной профессиональной специализацией. Будут ли эти кодексы пользоваться достаточным авторитетом, чтобы люди, на которых они распространяются, следовали им? Или, может быть, имеет смысл обратиться к наиболее авторитетному в истории человечества универсальному нравственному кодексу – кодексу 10 заповедей, который признается всеми крупнейшими религиозными общинами России? Может быть, имеет смысл все-таки отталкиваться от этого универсального этического кодекса, когда мы ставим вопрос о тех общепринятых нормах и нравственных идеалах, на которые мы опираемся? Преимущества такого подхода позволяют решить ту задачу, которую ставили перед собой разработчики концепции, а именно постараться совместить задачи духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Ивлиев Г.П., председатель Комитета Государственной Думы по культуре:
– Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной творческой инициативной саморазвивающейся личности. Мы растим свободного человека и поэтому испытываем все трудности, которые связаны с определением форм воздействия и выработкой методов. Поэтому я не приемлю обращение к опыту прошлых лет и других стран, который действовал в других правовых и политических условиях. Акцентируя такие понятия, как патриотизм, ответственность, соответствие духовным и культурным традициям наших нравственных идеалов, мы должны исходить из того, что есть и основополагающая вещь, которая должна быть тоже центром духовно-нравственного воспитания, – это свобода. Но в свободном мире, в котором живут наши дети, необходимо прививать с детства навыки медиации, умения выходить из конфликта, умение его преодолевать. Это то, что мы называем толерантностью.
Калина И.И., заместитель министра образования и науки Российской Федерации:
– Я очень боюсь, что рассмотрение Концепции духовно-нравственного развития школьника как некая замкнутая часть, оторванная от духовно-нравственного развития всего общества, может оказаться малоэффективной. Я уверен, что если мы хотим, чтобы Концепция духовно-нравственного развития школьника не повисла без опоры, а была на самом деле эффективно реализуемой в стране, она должна быть составной частью Концепции духовно-нравственного развития российского общества.