Как в страшном сне

Память человеческая устроена так, что многое в ней стирается. Но когда совсем рядом видишь то, что напоминает о прежнем, становится жутко. Географически Псковская область России граничит с Витебской областью Беларуси. Природные условия и другие базовые параметры у них схожи. При Советской власти в обеих областях были развитое сельское хозяйство, вполне приличная социальная инфраструктура на селе, хорошие перспективы развития. Но до чего же разителен контраст между двумя соседними областями, когда сегодня пересекаешь их границу! Как будто попадаешь в совершенно другой мир.

Даже в кошмарном сне не могло нам в советские годы привидеться то, что происходит последние 20 лет в России.

Память человеческая устроена так, что многое в ней стирается. Но когда совсем рядом видишь то, что напоминает о прежнем, становится жутко. Географически Псковская область России граничит с Витебской областью Беларуси. Природные условия и другие базовые параметры у них схожи. При Советской власти в обеих областях были развитое сельское хозяйство, вполне приличная социальная инфраструктура на селе, хорошие перспективы развития. Но до чего же разителен контраст между двумя соседними областями, когда сегодня пересекаешь их границу! Как будто попадаешь в совершенно другой мир.

ЗА ПОСЛЕДНИЕ 20 лет, как отмечалось на пленуме Псковского обкома КПРФ, село превратилось в зону социального бедствия. Количество детских дошкольных учреждений в сельских районах области сократилось с 411 в 1990 году до 49 к 2010 году, общеобразовательных школ — с 452 до 173, клубов — с 704 до 349.

Результатами такой государственной социальной политики стали пьянство, рост миграции молодежи и трудоспособного населения, постоянное состояние страха, неуверенности и бесперспективности жизни. Смертность в деревнях сегодня в 2,5 раза выше, чем в городе. Численность сельского населения сократилась с 315 тысяч до 220 тысяч человек, а работающих в сельскохозяйственном производстве — более чем в 5 раз! К 2010 году их осталось менее 14,5 тысячи человек. В 1500 сельских населенных пунктах (из 8350 имеющихся в области) не осталось ни одного жителя.

По другую сторону границы картина противоположная. Там люди не бегут из села от безысходности, а, наоборот, приезжают. Едут не только из городов, но и с бывших просторов СССР — Украины, России, Казахстана, республик Средней Азии.

В Беларуси с 2005 года действует Государственная программа возрождения и развития села. Она предусматривает преобразование крупных сельских населенных пунктов в агрогородки с полным комплексом городских удобств и социальной инфраструктуры, рассчитанной и на жителей прилегающих территорий.

Только за первые три года с начала реализации программы на селе построено 24,5 тысячи жилых домов, реконструировано и отремонтировано 7,8 тысячи километров местных автомобильных дорог, открыто 412 детских садов-школ, 67 гимназий и лицеев, 199 больниц сестринского ухода, 118 учреждений культуры, 14 домов ремесел, компьютеризировано 536 сельских библиотек с подключением их к Интернету, открыто 280 комплексных приемных пунктов бытового обслуживания населения, возобновлена работа магазинов в 496 населенных пунктах и открыто 208 новых торговых объектов.

С помощью этой госпрограммы разрешена самая сложная проблема, с которой прежде всего сталкиваются те, кто решил обосноваться на селе, — жилищная. Каждый приезжающий в агрогородок получает комфортабельное служебное жилье: индивидуальный дом с земельным участком. Однако если он увольняется, то обязан освободить его. Это мера — против разного рода проходимцев.

В Витебской области создано 256 таких агрогородков, еще 37 строятся. Конечно, как и во всяком большом деле, здесь не обходится без неувязок. Не хватает финансовых ресурсов на строительство всех объектов, предусмотренных социальными стандартами, поэтому не во всех агрогородках имеется их полный набор. Не во всех преобразуемых населенных пунктах есть газ. Не ко всем поселениям, находящимся в зоне обслуживания агрогородков, проложены асфальтированные дороги. Случаются и строительные недоделки, на которые местные чиновники закрывают глаза при приемке жилья. В результате некоторая часть построенных домов остается незаселенной. Но, как говорится, нам бы их проблемы!

ОСНОВА благополучия селян — общественное производство. Именно его как основу сельского образа жизни с остервенением все эти 20 лет уничтожали российские власти.

К началу 1990 года Псковская область входила в число 10 лучших регионов РСФСР по производству продукции животноводства — молока и мяса — на душу населения. Число колхозов и совхозов составляло 377 единиц, в сельскохозяйственном производстве были заняты около 80 тысяч человек.

За двадцать последних лет число сельскохозяйственных организаций уменьшилось до 270, но из них 172 хозяйства — убыточные. При этом 20 уцелевших коллективных хозяйств обеспечивают более 80 проц. реализации всей сельскохозяйственной продукции области.

До 1990 года парк сельскохозяйственной техники ежегодно пополнялся в среднем 2600 новыми тракторами и 300 зерноуборочными комбайнами. В 2010 году приобретено всего 54 трактора и 3 комбайна! Двадцать лет назад в хозяйствах области имелось 16826 тракторов, 2859 зерноуборочных и 277 картофелеуборочных комбайнов. К 2010 году тракторов осталось 2617, зерноуборочных комбайнов — 297, картофелеуборочных комбайнов — всего 11!

ЧТО ЖЕ касается фермерских хозяйств, которые, по словам «реформаторов», должны были заменить колхозы и совхозы, то они находятся в еще более плачевном состоянии. К 2010 году удельный вес фермерских хозяйств области в общем объеме производства основных видов сельскохозяйственной продукции составил: по картофелю — 12,3 проц., по овощам — 6,4 проц., по зерну — 3,1 проц., по молоку и мясу — около 1 проц.

Результаты такой аграрной политики ужасают. Будто Мамай прошел по псковской земле (впрочем, как и по всей России). Более чем в три раза сокращены посевные площади: с 875 тысяч гектаров в 1990 году до 278 тысяч в 2010-м. 596 тысяч гектаров пашни заброшены и зарастают бурьяном. Сбор пшеницы упал с 76 тысяч тонн до 8 тысяч, ржи — с 80 тысяч тонн до 3,8 тысячи, льна-долгунца (на волокно) — с 3,4 тысячи тонн почти до нуля, картофеля — с 288 тысяч тонн до 95,6 тысячи.

Поголовье крупного рогатого скота уменьшилось с 555,1 тысячи голов в 1990 году до 113,9 тысячи к 2010 году, в том числе коров — с 231 тысячи голов до 51 тысячи. Свиней в 1990 году насчитывалось 326 тысяч, а в 2009-м осталось 69 тысяч. Овец и коз в 1990-м было 185 тысяч, осталось 40 тысяч.

По другую сторону границы все наоборот. Даже в тяжелом из-за внешнего кризиса 2009 году все сельскохозяйственные организации коллективной формы собственности Витебской области сработали прибыльно. Средняя рентабельность составила 12,4 проц. Здесь стараются максимально использовать каждую пядь земли, распахивают неудобья, вовлекают в сельскохозяйственный оборот низкопродуктивные и неэффективно используемые земли.

Только в 2009 году сельскохозяйственными организациями области получено 380 современных тракторов, 300 зерноуборочных комбайнов (больше, чем имеется во всей Псковской области), 142 кормоуборочных комбайна, 320 комбинированных почвообрабатывающих посевных агрегатов, 250 машин для внесения минеральных и органических удобрений и многое другое. На один миллион рублей валовой продукции сельского хозяйства вложено 600 тысяч рублей инвестиций.

Поэтому сегодня в Витебской области объем производства молока в 3 раза превышает этот показатель в Псковской области, производство мяса — в 6 раз, картофеля — в 10 раз, а сбор зерновых культур — в 25 раз! Именно это сравнение особенно четко показывает, в какую пропасть столкнула наше сельское, да и все народное хозяйство России людоедская политика тех, кто разрушил и угробил великую страну ради обогащения кучки воров-олигархов.

Владимир ДЕКТЕРЁВ

(Газета «Правда», № 18, за 22—24 февраля 201

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter