Как в Минске под руководством опытного скульптора лепили пингвина и фигуристую даму

Найти, чем заняться в выходные в Минске – задача, с которой не справится только самый ленивый. Соответствующий запрос в любом интернет-поисковике – и на экране целая афиша. Выбирай – не хочу, аж глаза разбегаются. И мы не о многочисленных концертах, киносеансах, театральных постановках, квестах и даже не о выставке кошек. Все это проходили. И даже не раз. В собственное избранное добавляем три мероприятия – «вкусный» семинар-практикум «Знакомство с миром специй», поэтический батл «Не трогай» и мастер-класс по лепке из глины от известного белорусского скульптора Евгения Колчева. Останавливаемся в итоге на последнем. Когда еще учителем выступит член Союза художников? Надеваем фартуки – и за работу.


Место встречи начинающих скульпторов – Мемориальный музей-мастерская Заира Азгура – выбрано неспроста. Колчев – его ученик. Мы (три парня и четыре девушки – преимущественно молодежь, хотя Евгений замечает: и младшеклассники приходили, и даже пенсионеры) – сегодня ученики Колчева. В подмастерьях – преимущественно молодежь.


- У всех нас получится? – недоверчиво интересуюсь.

- А почему бы и нет? Лепить из глины гораздо проще, чем из пластилина…


Полезных «лайфхаков» для начинающих, впрочем, хватает: работать лучше сидя, чтобы творение находилось на уровне глаз. Так легче заметить, оценить и исправить недостатки. Для лепки использовать специальную подставку – чтобы работу можно было крутить и рассматривать со всех сторон… Рукава лучше закатать (эх, знал бы об этом раньше, надел бы под свитер рубашку с коротким рукавом) – как бы не стараешься быть аккуратным – в любом случае окажешься по уши в глине.


- Что будем лепить? – спрашиваем у Колчева.

- Я всем повторяю: это не диктант, это сочинение – поэтому здесь только ваш полет фантазий.

- А что обычно лепят? – пытаюсь переформулировать свой вопрос.


- Животных. Людей. Фрукты. Ангелочков лепили. Вон у девушки, смотрите, выходит пингвин. Правильное решение. Фламинго бы на тонких ножках из глины вряд ли бы получилось.


Подсказка следует за подсказкой: чтобы у скульптуры появилась «душа», нужно не просто вылепить какой-то предмет, а включить «то самое» творчество – придумать ей живую историю. Огромный ком глины в моих руках минута за минутой пытается превратиться в лодку.


- А какая это лодка? – интересуется Евгений. – Может быть, на ней Дед Мазай возил зайцев? А может, ее прибило к камням?

Только увы: в моей голове никаких мыслей нет. Как результат, и работа получается сумбурной. Хотя у других участников мастер-класса выходит вроде бы совсем неплохо. У соседки Ольги – фигуристая дамочка. У девушки с необычным именем Селен – пингвин. У еще одной Ольги – ухо. У Татьяны – на раз-два получилась тарелка, которую, пока я вожусь с собственной «посудиной», она уже начинает украшать фруктами. У ее спутника Ильи – собака. «Это эрдельтерьер», - улыбается Колчев. Глина однако стерпит все, даст право не на одну ошибку и позволит, после того, как наловчишься, в считанные минуты без особых усилий переделать свою работу. Первый раз, второй, десятый… Вот и у меня спустя время приходит понимание: моя лодка пришвартована на берегу Припяти, ждет своего хозяина. И пальцы автоматически дошлифовывают нужный образ.


Оглядываюсь, как там у других. Интересуюсь, правда, больше не результатами, а эмоциями:

- Люблю рисовать. Но в рисовании мне не хватает ощущения объема, того, что ты делаешь что-то своими руками. Рисую я мелками. Ими можно хотя бы по бумаге постучать, даже вдавить их в лист - и получить совершенно другой результат. Кисточку ведь ты особо не вдавишь. Вот и при лепке из глины нужно приложить силу – и именно это мне нравится, - рассуждает автор фигуристой дамы Ольга (девушка признается: воплотить этот образ в скульптуре лично ей оказалось проще, чем на рисунке). – Много ли или мало полтора часа на такой мастер-класс? Чтобы понять, твое это или нет, этого времени достаточно.


- Я – инженер, - вторит Илья. – Вроде бы и работаю руками, но занимаюсь сборочными операциями, которые требуют определенной сосредоточенности и большей ответственности. Здесь же расслабляешься: не получилось – переделал. Над сюжетом не думал. С воображением у меня достаточно туго. Хотел сначала слепить кошку – получилась собака.


- Жалко только, что работу нельзя поставить в печь и забрать на память домой, - резюмирует его спутница Татьяна.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter