Как в маленьком Париже, чувствуют себя гости Ляховичей благодаря современным услугам местного общепита

Ляховичи — один из самых уютных райцентров Брестской области. Это подтвердит любой, кто по долгу службы часто посещает небольшие города нашей республики. «Аккуратный, компактный, живописный», — говорят, вспоминая о нем, побывавшие здесь, нередко употребляя при этом сравнение с маленьким Парижем. Откуда же у белорусского провинциального городка западноевропейские черты? Знатоки связывают это с тем, что во внешнем облике современных Ляховичей очень явно просматривается влияние древнего прошлого, культурных традиций, средневековых норм градо-строительства и других исторических составляющих. Все это так. Но имеется и еще одна отличительная черта, не связанная с историческим прошлым.
Ляховичи — один из самых уютных райцентров Брестской области. Это подтвердит любой, кто по долгу службы часто посещает небольшие города нашей республики. «Аккуратный, компактный, живописный», — говорят, вспоминая о нем, побывавшие здесь, нередко употребляя при этом сравнение с маленьким Парижем. Откуда же у белорусского провинциального городка западноевропейские черты? Знатоки связывают это с тем, что во внешнем облике современных Ляховичей очень явно просматривается влияние древнего прошлого, культурных традиций, средневековых норм градо-строительства и других исторических составляющих. Все это так. Но имеется и еще одна отличительная черта, не связанная с историческим прошлым. В центральной части города буквально на каждом шагу — небольшие торговые точки, в которых можно почти на ходу перекусить или, наоборот, спокойно посидеть за чашкой кофе, наблюдая за будничной жизнью улицы. Задавшись целью, таких заведений в Ляховичах можно насчитать более пятнадцати. Примечательно, что двенадцать из них принадлежат Ляховичскому потребительскому обществу. Почему же, когда в последние годы традиционные «ветерки» и «встречи» с их пивной публикой в наших райцентрах стали закрываться или переходить в частные руки, здесь, наоборот, в корне преобразившись, они стали множиться под крылом райпотребсоюза? «Мы просто отказались от того понимания «общепита», которым руководствовались в прежние годы, — говорит председатель Ляховичского райпотребобщества Роман Русакевич. — В райцентре человека, имеющего небольшую зарплату и возможность пообедать дома, не боясь опоздать на работу, довольно сложно заманить в ресторан, кафе или даже столовую. Поэтому услуги самого общепита мы стараемся больше предлагать в качестве вторичного или, если можно так выразиться, ненавязчиво добавленного продукта. Пришел покупатель в наш магазин за хлебом — тут же в мини-кафе ему предложат отведать свежей продукции кондитерского цеха. Купил билет на автобус — в его ожидании он может зайти в наш бар, чтобы выпить стакан сока, подкрепиться горячим бутербродом». Взяв на вооружение этот принцип, кооператоры района со временем стали формировать не только кулинарные, но и поведенческие вкусы горожан. (Именно для них, а не для проезжих гостей перестроили в Ляховичах общепитовскую систему, так как рассчитывать на большой поток транзитных клиентов, стоящему в стороне от магистральных транспортных направлений, городку не приходится.) У баров и кафе появились свои постоянные клиенты, которые заходят не только для того, чтобы перекусить и выпить, но и послушать музыку, поиграть в бильярд, просто пообщаться в уютной обстановке с друзьями. Бары «Мечта», «У каштана», «Русалка», «Встреча», летняя площадка у ресторана «Ласточка» и другие торговые точки в райцентре стали для многих любимыми местами времяпрепровождения и отдыха. Увидев, что новая общепитовская тактика пришлась по вкусу жителям райцентра, кооператоры пошли дальше. «А чем деревенский житель хуже городского?» — спросили они себя и стали открывать мини-кафе в деревнях района при сельмагах. Начали с тех, через которые проходят более или менее значимые автострады. Это такие деревни, как Дарево, Городище, Кривошин, Туховичи. Результат не заставил себя долго ждать — товарооборот некоторых сельских магазинов увеличился вдвое. Придорожный сервис понравился проезжающим мимо водителям. К тому же оказалось, что и сельский житель не прочь привести в уютное кафе на мороженое своих ребятишек или сам посидеть за чашкой чая, отвлекшись хотя бы ненадолго от повседневных забот. В прошлом году среди 16 районов области по показателям работы общепита Ляховичское райпотребобщество «прыгнуло» с десятого места на четвертое. Вероятно, в нынешнем поднимется еще выше. Понятно почему. Рентабельность отрасли растет. Не последнюю роль в этом играет и тот факт, что председатель райпо Роман Русакевич является заслуженным работником сферы обслуживания. Наверное, не случайно, что он единственный, как утверждают его коллеги, руководитель в системе Белкоопсоюза, который имеет такое почетное звание, присвоенное ему указом Президента в 2002 году. Подобное признание ко многому обязывает. Но, несмотря на разветвленность общепитовской сети, доходы ее невысоки, а по некоторым торговым точкам даже мизерны. Например, открывшаяся летняя площадка у ресторана «Ласточка» в Ляховичах давала в первые дни работы всего лишь 200—300 тысяч рублей выручки. С таким наваром в ожидании признания и наплыва клиентов можно было и в трубу вылететь. Так стоит ли овчинка выделки? Стоит — уверены в Ляховичском райпо. Даже при нулевой рентабельности собственная точка общепита приносит кооператорам большую выгоду. Потому что помогает решать самую острую на сегодняшний день для потребкооперации проблему сбыта своей продукции. А ее в Ляховичах производят немало. Колбасный, рыбный, мясной и кондитерский цеха ежемесячно производят пищевых продуктов на сумму, составляющую четверть всего товарооборота райпо. Не будь у кооператоров собственной общепитовской сети, реализовать их было бы весьма проблематично. Один только магазин в деревне Дарево после открытия при нем мини-кафе более чем вдвое увеличил в первом квартале этого года продажу собственной продукции, реализовав ее на сумму свыше девяти миллионов рублей. Активно работающий общепит не дает застояться собственной пищевой промышленности. Тот же клиент заставляет пищевиков думать, искать все новые и новые технологические решения при выпуске продуктов для точек быстрого питания, кафе и открытых площадок. Все это позволяет ляховичским кооператорам твердо держаться на рыночных позициях в своем регионе. Вместе с тем в целом по области дела у общественного питания потребкооперации идут пока неважно. Отрасль убыточна. Кроме проблем экономического плана, есть у нее и социальные издержки. Махнув на общепит рукой, в некоторых районах некогда бойкие точки отдали в аренду частникам. При всем уважении к индивидуальному предпринимательству и понимании его значимости нельзя сказать, что это верное направление в развитии такого вида сервиса. Как ни крути, а частник, все-таки став хозяином того или иного «ветерка», делает ставку на спиртное. При этом нередко им реализируется безакцизная левая продукция сомнительного качества. Теневая экономика, грубые нарушения правил торговли, отсутствие должного порядка в таких заведениях, как правило, приводят к тому, что под давлением общественности они закрываются. У разбитого корыта оказываются и райпо, и арендатор, и жители райцентра. В этом отношении Ляховичский район стал показательным исключением. На днях здесь прошел областной семинар, посвященный проблемам общепита. Коллеги со всей Брестчины смотрели, слушали и учились у ляховичских кооператоров тому, как из обыкновенного райцентра можно сделать маленький Париж.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter