В указ о переселенцах из Украины назрели изменения

Как в лесу без компаса

Указ № 420: документ помог многим украинцам, но проблемы есть
Второй год на слуху тема переселенцев из Донбасса. Мне лично многое удалось услышать от тех, кто обращался в посольство Украины в Беларуси. Там было все. Радость хорошо устроившихся и слова разочарования, если надежды оказывались больше реальных предложений. Указ Президента № 420 от 30 августа 2014 года о пребывании граждан Украины стал «глотком воздуха» для людей, бежавших из «горячих точек». Даже не могу представить, как бы нам удалось обустроить родственницу, если б не указ, за что хочется сказать искренние слова благодарности Главе государства. Документ реально помог многим решить возникшие вопросы. Но, как оказалось, не все.

На местах бытуют свои «установки». На один завод обратились по поводу трудоустройства — только обещания и потеря времени. На другой — тоже что–то аналогичное. Не отказывают, но и не принимают, а время–то идет. Сроки регистрации и обустройства ограничены. Не успел, будь добр — «на выезд». Обратите внимание — 186 граждан Украины высланы за нарушение сроков регистрации. Я не думаю, что люди, уехав от войны, старались умышленно нарушать закон. Тут другое. Сам имею высшее юридическое образование, но пока по кабинетам и по очередям с родственником походили, так все сроки чуть было и не пропустили. В этой связи предлагаю дать право переселенцам из «горячих точек» находиться в стране без регистрации и до полугода, при условии если человек ищет работу или уже устраивается и у него не получается зарегистрироваться по объективным причинам.

Больше скажу, почему не разрешить предприятиям и хозяйствам принимать на работу граждан из Донбасса сразу, к примеру, по договору найма на период оформления всех документов для регистрации? Сейчас даже при дефиците кадров принять украинца могут лишь после оформления документов в департаменте по гражданству и миграции. А до того как существовать? Да, есть проблема, нагрузка по оформлению переселенцев в органах по гражданству и миграции возросла многократно. Но ведь для руководителей хозяйств, которые годами не могли подобрать себе работников, лучше и не придумаешь: только и нужно, что принять и устроить готовых специалистов, чтобы пользу стране приносили, если для них родина стала хуже мачехи. Кто вообще прибывшим гражданам рассказал об особенностях нашего национального законодательства? Надо хотя бы сориентировать и обратить внимание на основные моменты государственных устоев. Да и некоторые изменения в Указ № 420 целесообразно, на мой взгляд, внести.

Из раздела об освобождении от оплаты за медицинские услуги, оказываемые государственными организациями здравоохранения, следует, что прибывшие из Украины граждане бесплатно получат медсправки, профилактические прививки и диспансерное наблюдение за беременными. И все. На этом заканчиваются возможности в оказании помощи людям, попавшим в беду, и начинается сплошной бизнес. Понимаю, но бизнес должен быть, по крайней мере, разумным и адекватным. К примеру, гражданам, прибывшим из Донбасса в Беларусь, местные предприятия предлагают заработную плату 3,5 — 4 млн. рублей. В то время как стоимость некоторых анализов в медучреждении доходит до миллиона рублей. Может, при составлении прейскуранта в Министерстве здравоохранения полагали, что к нам анализы едут делать шейхи из Арабских Эмиратов? Но они если и приедут, то смогут остановиться в одноместном номере гостиницы ценой в 340.000 рублей за сутки. За двое суток — 680.000. Тогда как, по прейскуранту Могилевской областной больницы, пребывание в отделении хирургии в течение того же времени оценивается аж в 900.000 рублей! Конечно, зарабатывать нужно и здравоохранению, но на горе ли потерявших родину людей? При том что и налоги все, как положено, граждане Украины исправно платят. Может, и в этом вопросе стоит разделить работающих и оплачивающих в бюджет страны налоги иностранцев и тех, кто не работает и ничего не вносит?

Также и в центре занятости. Если раньше списки вывешивали и было сразу видно, какие предприятия в каких специалистах нуждаются, какую могут предложить заработную плату и какое количество иностранных граждан примут, то теперь этого нет, бегай, сам ищи. А что найдет человек, порой оказавшийся в незнакомом городе незнакомой ему страны? Это как в лес без компаса войти...

Годы пройдут, все успокоится, а в сердцах людей останутся или слова благодарности, или негативный осадок на всю жизнь. Полагаю, по ходатайству руководителей предприятий и желанию украинцев вид на жительство им можно предоставлять по упрощенной схеме — через 3 года по заявительному принципу, если человек себя хорошо зарекомендовал. А для вступивших в брак на территории страны или купивших недвижимость — в течение полугода. Такие же льготы было бы целесообразно установить при наличии дипломов о высшем образовании или дефицитной специальности, значительного опыта работы. Уверен, все это окупится нам сторицей.

sergey_shevtcenk@mail.ru

Советская Белоруссия № 154 (24784). Пятница, 14 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter