Как улучшить обслуживание граждан?

Этот  вопрос  был  стержневым  на  заседании  коллегии  Министерства  юстиции

Этот  вопрос  был  стержневым  на  заседании  коллегии  Министерства  юстиции

Юристы подвели итоги работы в минувшем году и определили задачи на нынешний. Анализ проделанной работы вели через призму требований, изложенных в Директиве Президента № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». 

В 2006 году нотариальные услуги населению оказывали 798 государственных нотариусов в составе 219 государственных нотариальных контор и 61 частного нотариуса. За прошедший год совершено более 1,6 миллиона нотариальных действий. В государственный бюджет поступило около 56 миллиардов рублей. Это на 1 миллиард больше, чем год назад. При этом на содержание нотариусов было выделено 17,2 миллиарда рублей. Поэтому заместитель министра юстиции Александр Симонов в своем докладе  подчеркнул, что нотариусы не являются нахлебниками у государства. 

Значительно увеличилось количество нотариальных действий, связанных с оформлением наследства. Возросла нагрузка  и в связи с истребованием от других органов и организаций документов по принципу одного окна. За год таких запросов было направлено около 208 тысяч. 

В целях обеспечения оперативного и качественного обмена информацией при нотариальном обслуживании населения по принципу одного окна Министерством юстиции совместно с Государственным комитетом по имуществу разработан механизм обмена информацией через сеть Интернет. Кроме того, в управлениях юстиции облисполкомов, Минского горисполкома, нотариальных конторах установлен удобный для граждан график приема посетителей по личным вопросам. Нотариальные конторы, отметил министр юстиции Виктор Голованов, работают без перерыва на обед, в определенные дни недели до 20 часов, по субботам, а некоторые — и в воскресенье. Востребованы населением «горячие» и «прямые линии», другие формы работы. Возрос спрос за качество обслуживания населения. За два нарушения, допущенные в течение года, заявил министр, государственный нотариус подлежит увольнению с работы. В последнее время за разного рода промахи и недостатки 36 должностных лиц были привлечены к ответственности, а некоторые и освобождены от занимаемой должности. 

Определялись пути улучшения работы с населением. При этом большое внимание было уделено  отделам записи актов гражданского состояния местных исполнительных и распорядительных органов. Их в нашей стране 151, кроме того, функционируют пять домов (дворцов) гражданских обрядов, их еще называют дворцами бракосочетания. Жизненно важные для людей акты гражданского состояния оформляют свыше 400 сотрудников. В минувшем году они зарегистрировали 30 тысяч таких актов (на три процента больше, чем в году предыдущем). Отделами загса, домами  гражданских обрядов, сельскими и поселковыми исполнительными и распорядительными органами по заявлениям граждан выдано более 400 тысяч свидетельств о регистрации актов гражданского состояния и справок. На основе заявительного принципа одного окна, по заявкам других государственных органов выдано около 100 тысяч справок. 

В последнее время очень востребованы населением риелторские услуги. Поэтому это направление  стало одним из приоритетных и для Министерства юстиции. В настоящее время риелторскую деятельность в нашей стране осуществляют 122 организации, в которых работают 639 аттестованных специалистов. В минувшем году лицензии на право оказания услуг такого рода выданы 47 организациям, а идентификационные пластиковые карточки – 2010 специалистам по риелторской деятельности. 

К сожалению, в этой сфере допускается немало просчетов и нарушений. Это подтвердили и проведенные в прошлом году проверки. По их результатам аннулировано 12 лицензий, вынесено 42 предписания об устранении выявленных нарушений, привлечено к административной ответственности 30 руководителей риелторских организаций. 

Немало претензий возникает у Министерства юстиции и к деятельности лицензиатов по оказанию юридических услуг (их в нашей стране 330, в том числе 218 индивидуальных предпринимателей и 112 юридических лиц). В минувшем году аннулированы 14 лицензий,  приостановлено 7 лицензий, вынесены предписания 28 лицензиатам. 

Заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь Наталья Петкевич, определяя приоритетные направления деятельности Министерства юстиции на ближайшее время, особо выделила важность принимаемых мер по дебюрократизации. Министерство, считает она, должно показывать пример в уменьшении документооборота, упорядочению нормотворчества. Надо, с одной стороны, идти от жизни при подготовке правовых актов, принимать их в пакете. С другой – не увлекаться изменениями и дополнениями к принятым актам. Задача поставлена такая: изменения в акты можно вносить не чаще одного раза в год. Особого внимания требуют акты, принимаемые местными органами. 

Максимально облегчить решение вопросов, с которыми повседневно сталкиваются граждане, — это значит сделать только первый шаг в дебюрократизации государственного аппарата. Вторым шагом должно стать упорядочение и упрощение всех процедур, связанных с услугами юридическим лицам. И в этом Министерство юстиции может и обязано сказать свое веское слово. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter