Как укротить вирус коррупции

1 августа 2013 года под руководством Главы государства проведено совещание по вопросам борьбы с коррупцией...

Без эффективно работающей экономики, без компетентного государственного аппарата, не зараженного вирусом коррупции, нам не решить стоящих масштабных задач по модернизации и динамичному развитию нашей страны.

Президент А.Г.Лукашенко


1 августа 2013 года под руководством Главы государства проведено совещание по вопросам борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями. Именно этим криминальным явлениям объявлена смертельная война.


Битва за имена


Концепция национальной безопасности Республики Беларусь определяет в качестве важнейшего направления нейтрализации внутренних источников угроз национальной безопасности борьбу с коррупцией.


Почему преодоление именно коррупции выделено в качестве первоочередных мер совершенствования процессов борьбы с преступностью в целом? Ведь криминологические показатели в данной сфере в Беларуси достаточно низкие, а меры, принимаемые по борьбе с коррупционными преступлениями, позволили за последние три года даже уменьшить их количество.


Действительно, как отмечалось на совещании, в мире однозначно признают, что именно в Беларуси власть старается поставить заслон любым коррупционным преступлениям:


«Неприкасаемых в стране нет. Это оценки со стороны россиян, украинцев, поляков, других, не только соседей нашего государства».


Одновременно Александр Лукашенко подчеркнул, что «актуальность антикоррупционной темы не снижается. Она требует постоянного внимания и системной работы как правоохранительных органов, так и всего общества. Это важнейшие угрозы для нашего государства. Ничего более страшного для нас сегодня нет».


Столь острая постановка вопроса обусловлена тем, что экономические преступления, коррупция (в основе которых, как правило, лежит «человеческий фактор») накладываются на ряд объективных обстоятельств, влияющих на положение дел в экономической сфере и соответственно на безопасность страны в целом.


Об этом четко сказано в Концепции национальной безопасности. Несмотря на то что в стране в целом обеспечена экономическая безопасность, «белорусская экономика в силу своего открытого характера подвержена сильному негативному влиянию внешних факторов».


Речь идет о том, что наша экономика является одной из самых открытых экономик в мире. Таких стран всего одиннадцать, в Европе, кроме нас, только Бельгия. Открытость экономики характеризуется таким показателем, как отношение совокупности экспорта и импорта к валовому внутреннему продукту. Для нас это соотношение составляет в последние годы 132 — 168%. То есть мы ввозим и вывозим в полтора раза больше, чем производим, при этом более 80% ВВП составляет экспорт. Данный факт объясняется исторически тем, что именно БССР в Советском Союзе была, образно говоря, «сборочным цехом». В современных же условиях именно здесь формируются риски, в том числе связанные с высокой степенью зависимости от поставок энергоресурсов, износом основных фондов, значительной импортоемкостью производимой продукции, что закономерно ослабляет конкурентоспособность субъектов хозяйствования и белорусских товаров на внутреннем и внешних рынках.


Стоит ли говорить, что экономические преступления, коррупция негативно влияют на жизнь и развитие государства, общества в целом и каждого его члена в отдельности? Вполне закономерно коррупционные проявления входят в перечень основных потенциальных либо реально существующих угроз национальной безопасности.


В чем это проявляется?


Во–первых, коррупция препятствует экономическому развитию:


посредством коррупции поддерживаются неэффективные проекты, финансируются искусственно раздутые сметы, выбираются неэффективные подрядчики;


коррупция стимулирует создание чрезмерного числа инструкций, чтобы затем за дополнительную плату «помогать» их соблюдать;


коррупция и бюрократическая волокита при оформлении деловых документов тормозят инвестиции, особенно зарубежные;


средства, аккумулируемые посредством коррупционных схем, как правило, оседают в форме недвижимости и сбережений (в большинстве случаев — в иностранных банках);


возникают препятствия для реализации макроэкономической политики государства, поскольку коррумпированные низшие и средние звенья системы управления, с одной стороны, искажают передаваемую Правительству информацию, а с другой — подчиняют реализацию намеченных целей собственным интересам;


деформирует структуру государственных расходов, так как коррумпированные должностные лица склонны направлять государственные ресурсы в сферы деятельности, где невозможен строгий контроль;


увеличиваются затраты для предпринимателей (в особенности для мелких фирм, более беззащитных перед вымогателями) вследствие того, что взятки превращаются в своего рода дополнительное налогообложение.


Во–вторых, не менее опасно влияние коррупции на социально–политические процессы:


усиливается социальная несправедливость в виде нечестной конкуренции фирм и неоправданного перераспределения доходов граждан, в результате чего растут доходы преступников при снижении доходов законопослушных граждан;


в системе сбора налогов позволяет преступникам уклоняться от них и перекладывает налоговое бремя на плечи законопослушных граждан;


подрывает доверие людей к государственным органам страны и ставит под сомнение их легитимность;


коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться личными интересами ради общественных целей;


коррумпированные политические режимы не пользуются поддержкой в обществе, а потому они неперспективны.


Коррупция, подрывая доверие народа к власти, порождает оправдательную философию «мздоимства», дискредитирует рыночные механизмы конкуренции и борьбы с монополизмом в экономике, способствует лоббированию законодательных и нормативных актов, содействующих масштабным злоупотреблениям.


В–третьих, еще один немаловажный аспект потенциальных угроз со стороны коррупции непосредственно связан с информационно–психологическими вызовами национальной безопасности. Что это такое, дает представление пример, приведенный известным российским политологом Сергеем Кургиняном:


«Идет понятийная война. Или, точнее, война за право давать явлениям имена. Как только война за имена будет выиграна теми, кто абсолютно не заинтересован в российской государственности, развернется серия других войн. Информационных, идеологических, политических и так далее. Эти войны будут идти внахлест одна за другой по некоторому сетевому графику. Специалисты по управлению кризисами знают, что это такое.


Коррупция — это первое из направлений в войне за имена. Обороняющейся стороне кажется разумным уравнять коррупцию с коррупцией в любой другой стране.


Вы будете говорить, что у вас коррупция, а вам скажут, что у вас криминальное государство. Да что тут скажут — уже говорят!


С точки зрения международного права вмешательство во внутренние дела не может быть оправдано «экспортом демократии».


Прогрессивное человечество не имеет права вести боевые действия против страны только потому, что там нет канонического демократического устройства.


А вот вести боевые действия против криминального государства прогрессивное человечество имеет право. И моральное, и юридическое. И когда имя «криминальное государство» оформляется окончательно, возникает некий легитимный соблазн...»


Приведенный пример имеет непосредственное отношение и к нашей стране. Доклад госдепа США о соблюдении прав человека, публикуемый ежегодно, в том числе и в текущем году, во многом посвящен, как ни покажется странным, анализу коррупции в Беларуси.


Казалось бы, какое дело американцам до нашей коррупции, тем более что уровень преступности в стране достаточно низкий?


Речь идет о том, что противоборство в сфере смыслов никогда не прекращалось и не прекращается. В мире есть достаточно влиятельные силы, которые бы хотели создать в лице Беларуси образ криминального государства, а значит, и условия, позволяющие легитимизировать антибелорусские санкции, политико–дипломатическое и иное давление.


Надо признать, что пока ни одному из государств в мире не удалось предотвратить и на сто процентов искоренить коррупцию. Но есть позитивный опыт борьбы с коррупционными и экономическими преступлениями в ряде стран, где достаточно успешно искореняются данные проявления. В каждой из них в центре борьбы государства и общества с преступностью лежит эффективная, адекватная современным условиям законодательная база, а антикоррупционные нормы уголовного права носят жесткий, бескомпромиссный характер.


В нашей стране за противоправные деяния в экономической сфере предусмотрены достаточно жесткие санкции. Например, за незаконную предпринимательскую деятельность, осуществленную организованной группой, предусмотрен срок лишения свободы до 7 лет, а за получение взятки — до 15 лет, за изготовление, хранение либо сбыт поддельных денег или ценных бумаг в особо крупном размере — до 15 лет с конфискацией имущества.


На совещании отмечалось, что в Беларуси действует антикоррупционное законодательство, отвечающее международным стандартам, которое не нуждается сегодня в реформировании.


Тем не менее еще далеко не все необходимое сделано для пресечения коррупции и правонарушений в экономической сфере.


Мздоимство — широкое понятие


Что же представляет собой коррупция и каковы проблемные вопросы в ее преодолении на данном этапе.


Под коррупцией (нем. Korruption, фр. Corruption, лат. Сorruptio — совращение, подкуп; упадок) в большинстве словарей и справочников понимается подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей — прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения; как правило, сопровождается нарушением законности.


В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией есть такое определение: «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях».


Это понятие, как правило, включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или «своими людьми») и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.


Рабочее определение междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы гораздо шире. Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.


Модельный закон о борьбе с коррупцией, принятый на тринадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (постановление


№ 13–4 от 3 апреля 1999 года), трактует коррупцию (коррупционные правонарушения) как «не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного представления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ».


В Беларуси коррупция — понятие не только уголовного права, а собирательный термин, означающий правонарушения различного вида — от дисциплинарных проступков до уголовных преступлений.


Антикоррупционными нормами Уголовного кодекса являются статьи о должностных преступлениях: о злоупотреблении должностными полномочиями, о превышении должностных полномочий, о получении взятки, о служебном подлоге.


В соответствии с Законом «О борьбе с коррупцией» коррупция определяется как умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.


Законом определены следующие меры по борьбе с коррупцией:


планирование и координация деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией;


установление ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных лиц в целях предотвращения проявлений коррупции и их выявления;


обеспечение правовой регламентации деятельности государственных органов и иных организаций, государственного и общественного контроля и надзора за этой деятельностью;


совершенствование системы государственных органов, кадровой работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;


восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации иных вредных последствий правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;


установление правовых запретов в целях разграничения служебных (трудовых) обязанностей и личных, групповых и иных внеслужебных интересов государственных должностных и приравненных к ним лиц;


предоставление в установленном законодательными актами Республики Беларусь порядке государственным должностным и приравненным к ним лицам гарантий и компенсаций, связанных с ограничениями, установленными данным Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь в сфере борьбы с коррупцией;


недопущение финансирования либо предоставления других форм материального обеспечения деятельности государственных органов и иных организаций из источников и в порядке, не предусмотренных законодательством Республики Беларусь;


проведение криминологических исследований коррупционной преступности в целях ее оценки и прогноза для выявления предпосылок и причин коррупции и своевременного принятия эффективных мер по ее предупреждению и профилактике;


сочетание борьбы с коррупцией с созданием экономических предпосылок для устранения причин коррупции.


Часть коррупционных преступлений относится к экономическим преступлениям (статьи 210, 228, 235 Уголовного кодекса). Вместе с тем экономические преступления — более широкое понятие и включает 42 статьи Уголовного кодекса (глава 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности»).


За 3 года количество выявленных коррупционных преступлений в стране сократилось на 30,4 процента. Общее снижение количества выявленных преступлений в экономической сфере за это же время составило 26,6 процента, в том числе преступлений, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью, — почти в 1,8 раза.


Тем не менее хотя эти показатели характеризуют эффективность работы правоохранительной системы, но рассматривать их следует в совокупности с другими критериями.


К примеру, не может не тревожить то, что в общем объеме преступности остается постоянным удельный вес как коррупционных проявлений (1,7 — 1,8 процента), так и их экономической составляющей (5,1 — 5,2 процента).


Кроме того, анализ коррупционной преступности позволяет сделать вывод о доминировании наиболее опасных ее видов. Это взяточничество (53 процента), хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (33,6 процента), злоупотребления властью или служебными полномочиями (9,4 процента).


В структуре экономической преступности на долю хищений приходилось в среднем 25 процентов, фактов оборота поддельных денег 18 процентов, преступлений против порядка осуществления экономической деятельности 12 процентов.


Наиболее подвержены таким посягательствам сферы торговли, промышленности, строительства, сельского хозяйства.


Но все это лишь статистика, которая не всегда отражает глубинные процессы и явления. Следует очень аккуратно подходить к аналитической работе, которая не исчерпывается лишь арифметическими сравнениями числа возбужденных дел.


Одним из наиболее объективных критериев состояния экономической преступности, несомненно, является размер ущерба.


На совещании приводился пример: в абсолютных цифрах размер ущерба, причиненного совершением экономических преступлений, в 2012 году увеличился относительно 2010 года на 8,6 процента (с 99,2 до 107,7 млрд. рублей).


Тенденции и меры


Детальный анализ состояния правонарушений в экономической сфере и коррупционных преступлений позволил выявить следующие тенденции в борьбе с коррупцией.


Во–первых, много претензий к состоянию системы аналитической работы и прогностической оценки криминальных тенденций. На совещании отмечалось, что системный анализ состояния коррупции, тенденций ее развития, причин и условий, ей способствующих, проводится ненадлежаще. По существу, он подменен статистикой: оценкой состояния дел по количеству учтенных правонарушений, в частности, коэффициентов преступности, вне анализа качественных характеристик. Глава государства подчеркнул: «Реальная борьба с наиболее тяжкими формами коррупции и экономических преступлений, наносящими значительный материальный ущерб, а также вред правам и законным интересам граждан, не должна подменяться погоней за количественными показателями по выявлению и пресечению менее опасных нарушений».


Во–вторых, недостаточно эффективно принимаются меры по возвращению из–за границы валютных средств, а это десятки миллиардов рублей, выведенных из хозяйственного оборота страны.


В–третьих, явно недостаточными являются меры противодействия лжепредпринимательству. Например, основу большинства преступных посягательств в сфере налогообложения составляют сделки, совершенные с лжепредпринимательскими структурами. Причиняемый ими государству ущерб ежегодно возрастает, а количество расследованных дел неуклонно падает. Только за прошлый год от этих преступлений экономика потеряла более 700 миллиардов рублей.


В–четвертых, опасной тенденцией является рост числа уклонений от уплаты долгов путем ложного банкротства. Размер просроченной кредиторской задолженности по стране у должников, находящихся в процедуре банкротства, постоянно растет и уже в текущем году составил более 18 триллионов рублей.


В–пятых, имеют место недостатки в розничном товарообороте. Несмотря на увеличение числа объектов, использующих для расчетов кассовое оборудование, радикального выведения выручки из теневого оборота достичь не удалось. Применяемая в настоящее время в кассовом оборудовании технология несовершенна. Каждый год увеличивается количество выявляемых правонарушений.


На совещании сформулированы причины имеющих место недостатков.


Во–первых, самоуспокоенность и инертность ряда начальников подразделений правоохранительных и контролирующих органов. Как результат, работа уполномоченных государственных органов зачастую носит бессистемный характер и ограничивается выявлением малозначительных преступлений.


Во–вторых, недостаточно эффективная координация совместной работы со стороны прокуратуры, роль областных и особенно районных прокуроров сегодня сведена зачастую к выявлению лишь малозначимых недостатков в деятельности тех или иных служб и внесению формальных представлений.


В–третьих, недостаточная организующая роль главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД, а также отсутствие должной отдачи от деятельности финансовой милиции, департамента финансового мониторинга.


В–четвертых, отсутствие должного взаимодействия среди правоохранительных органов по многим вопросам. В частности, прокурорами не принято реальных мер по устранению имеющихся фактов неконструктивной совместной работы оперативных служб и следственных подразделений в вопросах оценки собранных доказательств по экономическим преступлениям. Следствием чего являются несвоевременные возбуждения либо необоснованные прекращения уголовных дел.


В–пятых, в борьбе с коррупционными проявлениями определенную пассивность проявляют и местные органы власти, а также ряд руководителей предприятий и организаций. На совещании остро поставлен вопрос о том, что пока не отлажена система спроса с чиновников, руководителей предприятий и организаций за борьбу с экономическими преступлениями и коррупцией, которую они тоже обязаны вести. В итоге решаются узковедомственные задачи, а в организациях и учреждениях годами сохраняется обстановка, благоприятная для совершения правонарушений.


Какие меры принимаются для устранения причин имеющих место недостатков?


Глава государства потребовал от Генеральной прокуратуры на деле стать координатором работы всех правоохранительных ведомств в вопросах борьбы с преступностью и организации противодействия коррупции.


Председателю Комитета госконтроля поручено проработать вопросы укрепления аналитического управления департамента финансового мониторинга. Данное подразделение доказало свою эффективность, но на сегодняшний день самое главное — прогнозная составляющая его работы, которая необходима для правоохранительных органов.


Органам государственной безопасности поставлена задача сосредоточить усилия на повышении качества мониторинга оперативной обстановки и своевременного выявления вновь формирующихся рисков, вызовов и угроз в сфере борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями.


Приоритетное внимание уделено противодействию лжепредпринимательству. Президентом поставлена задача ликвидировать его как высокодоходный вид криминального бизнеса. При этом важнейшим направлением работы станет обеспечение своевременности выявления и пресечения их преступной деятельности до завершения фиктивных сделок и выведения денежных средств из безналичного оборота.


Органы финансовых расследований должны давать правовую оценку не только действиям учредителей или директоров подобных лжеструктур, но и чиновников, которые зарегистрировали явно подставную фирму. Особое внимание будет уделено установлению реальных лиц, стоявших за созданием таких структур, и тех, кто ими на самом деле руководит, с непременным обеспечением неотвратимости возмездия.


Комитету государственного контроля, Генпрокуратуре, Национальному центру законодательства и правовых исследований поручено проработать все вопросы правового регулирования противодействия уклонению от уплаты долгов путем ложного банкротства. Государственными структурами, уполномоченными осуществлять дознание по фактам криминального банкротства, являются органы внутренних дел и ДФР, но выявляться такие преступления впредь будут комплексно: как путем оперативно–розыскных и проверочных мероприятий, так и исследованием финансово–хозяйственной деятельности.


Александр Лукашенко потребовал активизации деятельности в борьбе с негативными явлениями во всех сферах:


«Все ведомства должны обеспечить проведение постоянного мониторинга ситуации и оперативную корректировку мероприятий. Притом не ограничиваться только текущим годом, а продолжить поиск оптимальных путей решения проблем на более длительную перспективу».


То, что зависит от каждого


Экономические преступления, коррупционные деяния совершают только люди с низкими нравственными качествами.


Более 10 лет назад Главой государства была поставлена задача формирования антикоррупционного сознания граждан и прежде всего руководителей, что было отражено в Государственной программе по усилению борьбы с коррупцией на 2002 — 2006 годы, утвержденной Указом Президента от 2 октября 2002 г. № 500.


Антикоррупционное сознание — это совокупность нравственных ценностей, знаний и представлений личности о проблеме коррупции для общества, на основе которой сформирована морально–психологическая готовность противостоять коррупционным проявлениям.


За 10 лет сделано очень много. Мы выстояли в условиях беспрецедентного экономического и политико–дипломатического давления, в условиях финансово–экономической нестабильности. Выстояли прежде всего благодаря именно высоким нравственным качествам белорусского народа, в том числе руководителей государственных органов.


Но тем более нетерпимым и позорным является наличие в среде государственных служащих фактов коррупционных проявлений и иных преступных деяний, пусть даже единичного характера. Первостепенная задача — не допустить перерастания данных проявлений в мощную разветвленную систему (примеров в мире этому предостаточно). При этом на всех стадиях расследования коррупционных и экономических преступлений, от оперативной работы до судебного разбирательства должно быть неукоснительно обеспечено главенство Закона.


По этому поводу Президент сказал:


«Ни один невиновный не должен быть привлечен к ответственности. Совершивший преступление обязан возместить причиненный вред в полном объеме и понести заслуженное наказание...»


Противодействие коррупции и экономической преступности — задача не только правоохранительных органов, но и всей системы обеспечения национальной безопасности. Во главу угла должно быть положено предупреждение коррупционных проявлений — минимизация коррупционных рисков, устранение причин и условий, порождающих коррупцию.


В соответствии с Концепцией национальной безопасности субъектами ее обеспечения наряду с республиканскими органами государственного управления, государственными органами являются общественные и иные организации, граждане, которые непосредственно участвуют в данном процессе.


Поэтому в борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями важна не только активная роль государственных органов, общественности, но и каждого гражданина страны, что является главным условием обеспечения национальной безопасности сегодня и в будущем.


Леонид МАЛЬЦЕВ, Государственный секретарь Совета Безопасности Республики Беларусь.

 

Советская Белоруссия №158 (24295). Суббота, 24 августа 2013 года.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter