Как укротить рейдеров?

Что такое рейдерство и как с ним бороться? Наш эксперт — председатель Высшего Хозяйственного Суда, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, председатель ОО «Белорусский республиканский союз юристов» Виктор Каменков

В одном из выпусков «ЭС» под заголовком «Два противника в одной клетке» мы рассказали о попытке захвата  предприятия, расположенного в поселке Михановичи Минского района. Такие недружественные захваты, или рейдерство, в последнее время получили широкое распространение в союзной нам России. Набирают обороты эти процессы и в Беларуси. Поэтому «ЭС» решила провести своеобразную экспертизу  нового для нашей страны явления. Нашим экспертом согласился стать авторитетный руководитель и ученый — председатель Высшего Хозяйственного Суда, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, председатель ОО «Белорусский республиканский союз юристов» Виктор КАМЕНКОВ. 

«Военный   корабль»   стал   «налетчиком» 

— Еще недавно, — отметил Виктор Сергеевич, — термины «рейдерство» и «гринмэйл» можно было встретить в качестве модных ярких иностранных словечек только в разговорном сленге отдельных бизнесменов. Сегодня эти выражения все чаще употребляются журналистами, политиками, экономистами. Наконец об этом заговорили и юристы, специализирующиеся в различных отраслях права. Двое докладчиков из Москвы и Астаны выступали по этой теме на недавно прошедшей в Минске международной конференции, посвященной юбилею экономического правосудия Беларуси. Все это свидетельствует о высокой степени актуальности данной проблемы. Остроту ей придают и происходящие процессы глобализации. 

Вот  небольшая, но весьма характерная выдержка из одной публикации: 

«Над российским бизнесом нависла новая опасность, которая быстро распространяется по регионам. Образовалась новая мощная сила, для которой первично лишь обогащение, невзирая на методы, а главное — последствия, которые возникают после ее применения в спровоцированном корпоративном конфликте. Это как полчища саранчи, после которых остаются только голые поля и полностью уничтоженный урожай. Отсутствие превентивных мер в виде законов и других барьеров создает для этого зла весьма благоприятную почву. Средний и малый бизнес может быть полностью уничтожен и взят под контроль рейдерами». 

Есть и другое отношение к рейдерству. Некоторые считают, что это сложный, высокодоходный и высокоинтеллектуальный бизнес. Правда, подразделяют рейдерство на «белое», «серое» и «черное». К некриминальному можно отнести только первый вид. Несмотря на то что многие из рейдеров говорят о законности своих действий, грань ее в их деятельности очень тонка. Третьи относят рейдерство к сложнодоказуемым видам преступлений («беловоротничковый» уголовный промысел), потому что они совершаются организованными преступными группами с помощью коррумпированных представителей контролирующих и правоохранительных органов. 

Интересна смысловая история термина «рейдер». В словаре иностранных слов 2001 года он (от английского «raider», «raid» — «набег») означает военный корабль, посланный для уничтожения военных транспортов и торговых судов неприятеля. А в словаре 2004 года (с теми же отсылками к английскому происхождению «рейдер» — «налетчик») — уже лицо, начинающее активно скупать акции компании с целью получения контрольного пакета. 

Формы   и   методы отъема   собственности 

Следует отметить, что на практике встречаются как легальные, так и нелегальные формы «отъема» частной собственности. Например, только в Московском регионе официально зарегистрированы 15 крупных компаний, специализирующихся на захвате предприятий (так называемые рейдеры). И работают эти организации на вполне законных основаниях. Если у заказчика есть деньги и выбрана жертва, достаточно обратиться «за помощью» к рейдеру. Противостоять подобного рода группировкам, по словам самих законодателей, очень сложно. Существуют законные приемы, позволяющие избегать ответственности. 

Как комплексное явление (с его конечной целью, задачами, методами и формами, исполнителями и т.п.) рейдерство никаким законодательством не регулируется. Однако если такая деятельность направлена на противоправное получение чужого бизнеса и создает угрозу собственнику в лице конкретного человека или коллектива, то у государства появляется обязанность защитить права и законные интересы. Во всяком случае, нужно урегулировать такие отношения. Необходимо четко определиться, где закон нарушается, а где нет. 

Сложность заключается в том, что проблему эту нельзя решить простым изменением или дополнением норм Уголовного кодекса или усилением санкций. В наше время практически не используются грубые формы и методы для передела собственности или ее захвата. Теперь это, как правило, высокоискусные, квалифицированные, скрупулезно подготовленные действия специалистов в сфере управления и юриспруденции. Рейдерство представляет собой тщательно спланированную систему деятельности, направленную на получение чужой компании, осуществляющей предпринимательскую и (или) иные виды экономической деятельности. Как правило, рейдерство включает в себя сочетание незаконных, полузаконных (не прописанных в законе, иными словами — противоправных, но не нашедших законодательного запрета) и законных способов приобретения привлекательного, но чужого бизнеса. 

Современное рейдерство можно определить как узкогрупповое название цепи комплексных правовых, экономических и организационных мероприятий (действий, актов, операций), основанных на пробелах и коллизиях в законодательстве, направленных на  завладение акциями, активами, капиталом (бизнесом) с одновременным лишением права собственности на них законных владельцев (собственников).  

Любопытна и закономерна еще одна особенность в отношении рейдерства. О нем стали чаще писать, разъясняя, что это такое, как оно опасно и даже как его лучше осуществлять. Но как с ним бороться, с помощью каких инструментов (правовых, экономических, социальных) — таких публикаций значительно меньше. Конечно же, есть объяснение такому раскладу. 

Не   забиваешь   ты  — забивают   тебе 

Рейдерство — малоизученное на постсоветском пространстве и постоянно совершенствующееся во всем мире понятие. Понятие, образовавшееся на стыке права и экономики, на стыке правового регулирования материального интереса. Оно «расцветает» там, где государство недостаточно уделяет внимания вопросам правового регулирования и «экономит» на правоохранителях. Ведь рейдеры действуют по известному футбольному принципу: не забиваешь ты — забивают тебе. 

Рейдерство совершенствуется там, где имеются серьезные пробелы в законодательстве, регулирующем вопросы собственности (гражданское, хозяйственное (корпоративное) законодательство, законодательство о банкротстве и т.д.). Возьмем только последние острые дискуссии о защите прав собственника и добросовестного приобретателя, о регистрации недвижимости, об управляющем в процедуре банкротства. Хорошими условиями, способствующими развитию рейдерства, являются также межотраслевые правовые «нестыковки»: недостаточное или отсутствующее правовое регулирование в одной отрасли права не перекрывается таковым регулированием в другой отрасли права. 

К обстоятельствам, содействующим развитию рейдерства в рамках одного государства, можно отнести также отсутствие квалифицированной специализированной подготовки кадров правоохранительных органов и судов. Как правило, учебные заведения готовят юристов широкого профиля, которые специализируются на старших курсах по традиционным (привычным с советских времен) направлениям: уголовное право, гражданское право и т.п. Примерно по такому же принципу организуется работа в правоохранительных органах и судах. Следователи и оперативные работники хорошо ориентируются в нормах уголовного, уголовно-процессуального, своего ведомственного законодательства и почти всё забывают из норм гражданского, хозяйственного, банковского, налогового, финансового права. А рейдеры используют самые современные схемы, связанные именно с этими отраслями права. 

В судах также можно встретить только деление на коллегии по уголовным и гражданским делам. Правда, в хозяйственных судах имеются коллегии по налоговым спорам и по делам о банкротстве. Но при их малочисленности и загруженности не приходится говорить о высокой эффективности в обсуждаемом направлении. Ведь возможность незаконного захвата собственности кроется не в том, что кто-то из чиновников не имеет возможности лишний раз проконтролировать корпоративную деятельность юридического лица, а в несовершенстве законодательства и, как правило, низких правовых знаниях судей, рассматривающих соответствующие споры. 

Международного сотрудничества в противоборстве рейдерству также явно недостаточно. Тем не менее, используя имеющиеся у нас материалы, можно составить некий план противодействия рейдерству. 

 (Речь об этом пойдет в следующем выпуске «ЭС».) 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter