Как уберечь энергетику от контрафакта?

На удивление резонансной оказалась статья «Как снять коррупционное «напряжение»?» («Р», 19 марта с. г.)

На удивление резонансной оказалась статья «Как снять коррупционное «напряжение»?» («Р», 19 марта с. г.), подготовленная по материалам проверки Генеральной прокуратурой предприятий Министерства энергетики.

Видимо, и впрямь задела за живое многих. И. о. генерального директора УП «Мингаз» Е. Стрелковский сообщил о мерах, предпринятых на предприятии, после критики в газете. Один из читателей  поведал о том, как он препятствовал нарушениям при организации и проведении тендерных торгов и в итоге был поставлен в такие условия, что вынужден был уволиться. Другие читатели приводили новые факты коррупции, требующие вмешательства редакции и правоохранительных органов. Говорить о них в газете  преждевременно, пока не закончатся соответствующие проверки и не будут расставлены все точки над «i». Поэтому остановимся только на некоторых аспектах затронутой газетой проблемы. 

Одним из важнейших условий развития белорусской экономики в настоящее время являются модернизация и обновление топливно-энергетического комплекса. Учитывая стратегическую важность энергетической безопасности страны, социальную значимость для населения этого вопроса, руководством страны было инициировано  принятие Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006—2010 годах. По ней  предполагается  освоить финансовые средства в размере до 5,2 миллиарда долларов. 

Правительством страны приняты постановления, регулирующие организацию и проведение процедур закупок, товаров, работ, услуг предприятиями различных форм собственности при освоении бюджетных средств, создана и функционирует ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». Таким образом, в Республике Беларусь создана законодательная база, устанавливающая порядок по приобретению оборудования и материалов у производственных и торговых компаний разных форм собственности, в том числе и для предприятий энергетической отрасли. 

Учитывая стратегическое значение энергетической отрасли и размеры возможных последствий, к оборудованию, поставляемому в энергетику, предъявляются особые требования, что должны знать все участники этого рынка. Тем не менее некоторые поставщики предлагают продукцию по явно завышенным ценам, что правоохранительными органами внимательно отслеживается и классифицируется как ущерб. Есть случаи поставок и некачественной продукции. 

Конечно же, большинство предприятий в своей деятельности руководствуются  требованиями законодательства и предоставляют потребителям только продукцию высокого качества и оригинального происхождения по ценам, сформированным в соответствии с Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Минэкономики  от 22 апреля 1999 года, с нормативной величиной рентабельности для белорусских субъектов хозяйствования до 30 процентов. При этом продукция закупается по прямым договорам у производителей. 

В статье «Как снять коррупционное «напряжение»?» была затронута тема закупки деталей трубопроводов высокого давления и излишнего расходования на эти нужды денежных средств. Вот какие разъяснения по данному поводу дал «Р» генеральный директор ЗАО «Евро-Энергетика» В. Яшин: «ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» создано для организации на своей площадке торгов, для участия в которых допускаются проверенные службами биржи участники в обезличенном виде, и только после совершения сделки купли-продажи сообщаются наименования организаций-участников. Торги публичные и происходят в on-line режиме, в специальной электронной торговой системе, что исключает возможность лоббирования чьих-то интересов. Нами представлены документы, подтверждающие, что ЗАО «Евро-Энергетика» закупило продукцию непосредственно у завода-изготовителя — ЗАО «Энергомаш (Белгород)» и реализовало ее на бирже в соответствии с действующим законодательством». 

Уровень цен на паропроводы высокого давления производства   ЗАО «Энергомаш (Белгород)», формируемый на рынке Беларуси его официальным представителем ЗАО «Евро-Энергетика» с учетом дилерских скидок, равен ценам завода-изготовителя для всех участников рынка, и это подтверждает экономическую целесообразность и эффективность работы компании на рынке поставщиков оборудования для предприятий энергосистемы. 

Получается, что поставками оборудования для нужд энергосистемы должны заниматься лишь те торговые предприятия, за плечами которых стоят мощные производственные базы и потенциал известных производителей. Предприятия, определившие для себя основным видом деятельности производство продукции, соответствующей по качеству наилучшим мировым образцам, реализация  которой осуществляется по официальным товаропроводящим каналам. Приобретение оборудования у таких торговых компаний в случае, если не представляется возможность прямых закупок у производителей, должно быть эффективным, так как цены дилера или дистрибьютора  не должны превышать заводскую цену. 

Факты закупок контрафактной продукции у предприятий-посредников объясняются отсутствием разработанной системы критериев по анализу качества оборудования, представляемого претендентами на торгах, которая позволяла бы сравнить качественные характеристики. 

Многочисленные факты подтверждают, что в настоящее время есть опасность приобретения контрафактной продукции для нужд энергосистемы. Поэтому, думается,  необходимо пересмотреть требования к квалификации и компетентности сотрудников, осуществляющих закупки оборудования для предприятий энергосистемы. Цель при этом должна быть поставлена такая: сокращение затрат. Целесообразна проработка и организация схем закупок оборудования напрямую у заводов-изготовителей. Все это, по отзывам экспертов, будет способствовать снятию коррупционного напряжения в энергетической отрасли. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter