На удивление резонансной оказалась статья «Как снять коррупционное «напряжение»?» («Р», 19 марта с. г.), подготовленная по материалам проверки Генеральной прокуратурой предприятий Министерства энергетики.
Видимо, и впрямь задела за живое многих. И. о. генерального директора УП «Мингаз» Е. Стрелковский сообщил о мерах, предпринятых на предприятии, после критики в газете. Один из читателей поведал о том, как он препятствовал нарушениям при организации и проведении тендерных торгов и в итоге был поставлен в такие условия, что вынужден был уволиться. Другие читатели приводили новые факты коррупции, требующие вмешательства редакции и правоохранительных органов. Говорить о них в газете преждевременно, пока не закончатся соответствующие проверки и не будут расставлены все точки над «i». Поэтому остановимся только на некоторых аспектах затронутой газетой проблемы.
Одним из важнейших условий развития белорусской экономики в настоящее время являются модернизация и обновление топливно-энергетического комплекса. Учитывая стратегическую важность энергетической безопасности страны, социальную значимость для населения этого вопроса, руководством страны было инициировано принятие Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006—2010 годах. По ней предполагается освоить финансовые средства в размере до 5,2 миллиарда долларов.
Правительством страны приняты постановления, регулирующие организацию и проведение процедур закупок, товаров, работ, услуг предприятиями различных форм собственности при освоении бюджетных средств, создана и функционирует ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». Таким образом, в Республике Беларусь создана законодательная база, устанавливающая порядок по приобретению оборудования и материалов у производственных и торговых компаний разных форм собственности, в том числе и для предприятий энергетической отрасли.
Учитывая стратегическое значение энергетической отрасли и размеры возможных последствий, к оборудованию, поставляемому в энергетику, предъявляются особые требования, что должны знать все участники этого рынка. Тем не менее некоторые поставщики предлагают продукцию по явно завышенным ценам, что правоохранительными органами внимательно отслеживается и классифицируется как ущерб. Есть случаи поставок и некачественной продукции.
Конечно же, большинство предприятий в своей деятельности руководствуются требованиями законодательства и предоставляют потребителям только продукцию высокого качества и оригинального происхождения по ценам, сформированным в соответствии с Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Минэкономики от 22 апреля 1999 года, с нормативной величиной рентабельности для белорусских субъектов хозяйствования до 30 процентов. При этом продукция закупается по прямым договорам у производителей.
В статье «Как снять коррупционное «напряжение»?» была затронута тема закупки деталей трубопроводов высокого давления и излишнего расходования на эти нужды денежных средств. Вот какие разъяснения по данному поводу дал «Р» генеральный директор ЗАО «Евро-Энергетика» В. Яшин: «ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» создано для организации на своей площадке торгов, для участия в которых допускаются проверенные службами биржи участники в обезличенном виде, и только после совершения сделки купли-продажи сообщаются наименования организаций-участников. Торги публичные и происходят в on-line режиме, в специальной электронной торговой системе, что исключает возможность лоббирования чьих-то интересов. Нами представлены документы, подтверждающие, что ЗАО «Евро-Энергетика» закупило продукцию непосредственно у завода-изготовителя — ЗАО «Энергомаш (Белгород)» и реализовало ее на бирже в соответствии с действующим законодательством».
Уровень цен на паропроводы высокого давления производства ЗАО «Энергомаш (Белгород)», формируемый на рынке Беларуси его официальным представителем ЗАО «Евро-Энергетика» с учетом дилерских скидок, равен ценам завода-изготовителя для всех участников рынка, и это подтверждает экономическую целесообразность и эффективность работы компании на рынке поставщиков оборудования для предприятий энергосистемы.
Получается, что поставками оборудования для нужд энергосистемы должны заниматься лишь те торговые предприятия, за плечами которых стоят мощные производственные базы и потенциал известных производителей. Предприятия, определившие для себя основным видом деятельности производство продукции, соответствующей по качеству наилучшим мировым образцам, реализация которой осуществляется по официальным товаропроводящим каналам. Приобретение оборудования у таких торговых компаний в случае, если не представляется возможность прямых закупок у производителей, должно быть эффективным, так как цены дилера или дистрибьютора не должны превышать заводскую цену.
Факты закупок контрафактной продукции у предприятий-посредников объясняются отсутствием разработанной системы критериев по анализу качества оборудования, представляемого претендентами на торгах, которая позволяла бы сравнить качественные характеристики.
Многочисленные факты подтверждают, что в настоящее время есть опасность приобретения контрафактной продукции для нужд энергосистемы. Поэтому, думается, необходимо пересмотреть требования к квалификации и компетентности сотрудников, осуществляющих закупки оборудования для предприятий энергосистемы. Цель при этом должна быть поставлена такая: сокращение затрат. Целесообразна проработка и организация схем закупок оборудования напрямую у заводов-изготовителей. Все это, по отзывам экспертов, будет способствовать снятию коррупционного напряжения в энергетической отрасли.