История ордена Славы — высшей солдатской награды

Как у Славы появился орден

«В октябре в газете «Рэспубліка» был опубликован материал «Герои Советского Союза: от солдат до космонавтов». Интересный текст. О событиях и людях тех дней приятно вспомнить нашему поколению и прочесть молодежи, — пишет нам Александр Александрович Зубрицкий из Волковыска. — Прошу вас рассказать на страницах издания также об ордене Славы — высшей солдатской награде». Мы с удовольствием выполняем просьбу читателя.

В ноябре 1943 года, когда стало ясно, что война закончится победой над Германией, была введена награда — орден Славы. Инициатором ее появления стал сам Сталин. Впервые разговоры о регалии прозвучали еще в июне 1943-го на заседании Наркомата обороны, где обсуждался проект ордена Победы. 

Вручать орден Славы планировали рядовым и младшему командному составу за героические подвиги, свершенные на полях сражений. Предполагалось, что у него будет очень высокий статус, фактически равный полководческим регалиям. 

Задание на разработку нового ордена передали техническому комитету Главного интендантского управления. К его созданию здесь приступили в августе 1943 года, над эскизом работал коллектив из девяти художников. Через три месяца они подготовили 26 проектов ордена, из которых Сталину представили четыре. В итоге Верховный утвердил работу художника Москалева, автора проектов всех медалей за оборону советских городов. 

По первоначальному замыслу, орден должен был иметь четыре степени и повторять знаменитый Георгиевский крест, одну из самых уважаемых в народе царских наград. Регалию даже планировали назвать орденом Багратиона. Однако Сталин рассудил по-другому, и окрестил тем именем, под которым мы ее знаем сегодня. Пояснив: «Победы без славы не бывает». Он уменьшил количество степеней до трех по аналогии с «полководческими орденами». Высшей считалась первая. Награждение осуществлялось последовательно: сначала военнослужащий получал орден III степени, затем второй и в конце первой. 

Любопытная деталь: полные кавалеры ордена Славы могли получить внеочередное воинское звание. Так, ефрейторы и сержанты автоматически становились старшинами, старшины — младшими лейтенантами, а младшие лейтенанты — лейтенантами. Кстати, до 1974 года орден Славы являлся единственной советской регалией, которая выдавалась исключительно за личные заслуги. К ней никогда не представлялись воинские части, организации и предприятия.

Орден Славы — пятиконечная звезда. В центральной ее части располагается изображение кремлевской Спасской башни. По окружности медальона проходит лавровый венок. В нижней части круга — надпись «Слава». На оборотной стороне награды размещается круг с надписью СССР. Различия орденов первой, второй и третьей степени заключаются в материале изготовления. Регалия первой степени — золотая, второй — серебряная с золочением центрального медальона, третья — полностью серебряная. 

Право награждения орденом Славы III степени предоставлялось командирам соединений действующей армии от командира бригады и выше. К ордену Славы II степени солдата могли представить командующие армией или флотилией. А первой степени — только по представлению Президиума ВС СССР. 

Первое награждение произошло уже 13 ноября 1943 года, через пять дней после учреждения новой награды. К ордену Славы III степени представили сапера старшего сержанта Малышева. Во время боя солдат подобрался к вражескому пулемету, препятствовавшему продвижению советских войск, и уничтожил его. Позднее Малышев получит также орден Славы II степени. Согласно другим источникам, владельцем первой награды стал сержант Исраелян, также сапер. По всей видимости, раньше всего к ордену представили все же Малышева, но фактически получил он его позднее Исраеляна. 

Первыми в истории кавалерами ордена Славы II степени стали саперы 10-й армии из состава 1-го Белорусского фронта — рядовые Власов и Баранов. К концу Великой Отечественной войны оба этих бойца получили также и ордена Славы I степени. 

Раньше всех наградили орденом Славы I степени в июле 1944 года старшего сержанта Шевченко. Он являлся помощником командира взвода разведки в составе отдельного лыжного батальона. Одновременно с ним полным кавалером стал сапер ефрейтор Питенин. Однако солдат не дожил до получения награды. Шевченко в этом плане повезло гораздо больше, он благополучно прошел войну. За время боев был удостоен трех орденов Славы и трех других советских боевых орденов. Это обстоятельство сделало его настоящим феноменом. В те годы шесть таких наград имел далеко не каждый полковник и даже генерал.

Во время войны произошел довольно интересный случай, когда целое подразделение — все его бойцы, кроме офицерского состава — оказались удостоены ордена Славы. Речь идет о 1-м батальоне 215-го стрелкового полка 77-й гвардейской дивизии. В боях за  освобождение Польши во время прорыва немецкой линии обороны на Висле 14 января 1945 года солдаты смогли захватить три ряда траншей противника и удерживали позиции до подхода основных наступающих сил. Во время этого боя гвардии сержант Петров повторил подвиг Матросова, закрыв грудью амбразуру немецкого дота. Офицеры также не остались без наград, командиры взводов были представлены к ордену Александра Невского, командиры рот — к ордену Красного Знамени, а командир батальона гвардии майор Емельянов стал Героем Советского Союза. Посмертно.

Всего за отличия в годы Великой Отечественной войны было вручено около миллиона орденов III степени, более 46 тысяч второй, а также 2672 первой. Уже после войны было установлено, что среди 2672 полных кавалеров ордена Славы было 80 человек, которые по ошибке имели четыре ордена Славы вместо трех, одна из младших степеней была продублирована. Был среди полных кавалеров ордена Славы и человек, награжденный сразу пятью орденами. Его трижды представили к ордену Славы II степени, однако из-за судимости лишили званий и регалий. 

Самым молодым полным кавалером ордена Славы стал младший сержант Иван Кузнецов. В 16 лет его представили к ордену I степени.

Первым из белорусов к ордену Славы был представлен Владимир Мотуз. Награда III степени была присуждена герою 29 ноября 1943 года. Полных же кавалеров ордена Славы в нашей стране 71 человек. Под вопросом еще двое: Валентин Мишин и Емельян Широковских, место рождения которых точно не известно. Но наши историки считают их уроженцами Беларуси. До сегодняшних дней из 71 военного дожил всего один — Виктор Дмитриевич Ветошкин. В свои 89 бывший наводчик миномета живет в Минске.

Виктор Дмитриевич Ветошкин. Фото newsvm.com

…Шли годы, страна не забывала своих героев. В 1967 и 1975 годах полным кавалерам ордена Славы ввели дополнительные льготы, уравнявшие их в правах с Героями Советского Союза. В частности, представлялось право на назначение персональных пенсий союзного значения, крупные жилищные льготы, бесплатный проезд.

В первые послевоенные годы никаких особых документов для полных кавалеров ордена Славы не существовало. Награжденному вручалась лишь орденская книжка общего образца. Однако в 1976 году появился специальный документ для полных кавалеров ордена — орденская книжка награжденного орденами Славы трех степеней. Первые такие свидетельства выписали в феврале 1976 года.

ОФИЦИАЛЬНО

Орденом  Славы награждали только за конкретные  действия, которые строго регламентировались статутом. Среди них следующие героические поступки: огнем противотанкового ружья вывел из строя не менее двух танков противника. Из личного оружия меткой стрельбой уничтожил от 10 до 50 солдат и офицеров противника. Находясь в загоревшемся танке, продолжил вести бой. Из личного оружия сбил вражеский самолет. И это лишь малая часть положений статута данной награды. Всего насчитывалось 32 конкретные боевые ситуации, которые предполагали награждение солдата орденом Славы.

За годы Великой Отечественной войны полными кавалерами Ордена Славы стали четыре женщины. 

Дануте Юргио Станилиене (Маркаускене). Первая женщина полный кавалер ордена Славы. К награде III-й степени была представлена после боя за деревню Родные возле Городка,  когда заменила выбывшего из строя командира пулеметного отделения. Чуть позже, оставшись одна у пулемета, отважная девушка поддерживала огнем наступающую пехоту. В начале июля 1944 года, в боях рядом с деревнями Узница и Лютовка, расположенными недалеко от Полоцка, метким пулеметным огнем отразила свыше десяти контратак и уничтожила до сорока гитлеровских солдат. За что была представлена к ордену Славы II-й степени, а 24 марта 1945 года  Указом Президиума Верховного Совета СССР  награждена орденом Славы I-й степени.

Нина Павловна Петрова. К началу Великой Отечественной войны ей было уже 48 лет, однако она добровольно вступила в ряды 4-й дивизии народного ополчения Ленинграда, затем служила в медсанбате. 16 января 1944 года в районе села Зарудины Ленинградской области она «сняла» вражеского связиста, а затем еще одного. Всего к марту 1944 года на ее счету было 23 уничтоженных гитлеровца. 2 марта ее наградили орденом Славы III-й степени.  До конца войны в числе ее наград были ордена Славы II-й и I-й степени.

Надежда Александровна Журкина. С 4 марта по 2 апреля 1944 года в районе населенных пунктов Пушкинские Горы, Опочка, Идрица Псковской области была членом экипажа, совершившего 23 боевых вылета на разведку войск противника и сфотографировавшего вражеские военные объекты. Отбила девять атак истребителей противника. За мужество и отвагу, проявленные в боях, награждена орденом Славы III-й степени. С 16 сентября по октябрь 1944 года Надежда Александровна участвовала в 15 боевых вылетах на разведку и бомбардировку войск противника в районе городов Рига, Тукумс, Клапкалнс (Латвия). С борта самолета она передала 93 радиограммы о противнике. Отбила несколько атак вражеских истребителей. За что была награждена орденом Славы II-й степени.  Позже за другие подвиги она была награждена орденом Славы I-й степени.

Матрена Семеновна Нечепорчукова. 1 августа 1944 года в боях за удержание и расширение плацдарма возле польского населенного пункта Гжибув оказала первую медицинскую помощь двадцати шести раненым. Позднее, в районе польского города Магнушев, вынесла из-под огня противника офицера и эвакуировала его в тыл. За что была награждена орденом Славы III-й степени.

18 марта 1945 года в боях южнее польского города Кюстрин оказала медицинскую помощь пятидесяти одному раненому воину, в том числе двадцати семи тяжело раненным. Приказом от 13 апреля 1945 года представлена к ордену Славы II-й степени. При прорыве обороны противника на левом берегу реки Одер и в боях на берлинском направлении вынесла с поля боя семьдесят восемь раненых солдат и офицеров.  Позже была награждена орденом Славы I-й степени.

Екатерина КРЕНЬ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter