О том, как и от каких тенденций Президент страну спасает

Как у «диктатуры» за пазухой

О роли политического лидера в сохранении единства общества

Если реальной угрозы не существует, задача идеологов конфликта — ее придумать. При попытках организовать бунт в нашей стране в качестве врага была выбрана белорусская власть, и прежде всего Президент. Тем самым авторы идеи, вероятно, задумывали без потерь со своей стороны выбить опоры из-под ног стабильного и независимого государства, да еще и не своими руками, а усердием самих белорусов. 

Но только одного назначенного врага недостаточно. Помимо страха за свою жизнь, необходимо породить конфликт внутри гражданского общества. По какому признаку это будет происходить — детали: можно по национальному, политическому, идеологическому, религиозному или любому другому, который сможет поделить людей на своих и чужих.

Суть в том, что противопоставление себя кому-либо психологически должно сделать людей злее и подготовить к поступкам, на которые в иной раз многие бы не решились. Порой подобное заканчивается даже гражданской войной, а также передачей управления государством в руки других людей. И на этом все. Занавес.
Но мировой опыт показывает, что иногда конфликт внутри когда-то единого общества одной страны становится лишь промежуточным этапом других, более глобальных целей и планов. Их приверженцам недостаточно просто завладеть чужим государством, им хочется обладать и всем остальным. Тогда народ и обучают сначала воевать друг с другом.
Принцип разъединения общества внутри страны учит людей ненавидеть и оценивать других согласно какому-то признаку — в качестве тех, кто как бы заведомо хуже. А в перспективе и вовсе обесценивать чужую жизнь.

Это противопоставление, в процессе которого размываются принципы и нравственные ориентиры поведения с опорой на человечность. И люди, которые до этого никогда бы не совершили многих чудовищных и жестоких поступков, становятся способными пренебречь здоровьем и жизнью тех, кого считают плохим.

Как формируется этот механизм? Сначала люди учатся категоризировать друг друга на своих и чужих. Потом неосознанно присваивают отрицательные качества тем, кто «не наш», отмечая их менее умными, талантливыми, нравственными, недостаточно хорошими… И в конечном итоге — недостаточно людьми. 

А ведь с плохими и поступать можно плохо. Уж точно безжалостнее и гораздо жестче! Таким образом, через раскол люди как бы получают условное разрешение на жестокость. Не зря древние христиане говорили: чем ближе люди друг к другу, тем больше они приближаются к Богу. Так вот, отношение одних к другим в данном случае формируется такое, что Всевышний остается достаточно далеко. А дальше история развивается как снежный ком: все концы отправляются в воду, с течением времени все сильнее теряется нить того, как и в какой момент все начиналось. 

И с точки зрения социально-психологического значения этот механизм накладывает особую ответственность на тех, кто управляет страной. Ведь первые лица государства в данном случае являются ценностными ориентирами для своего народа, потому способны влиять на происходящие в обществе процессы. Пока еще на них можно повлиять, разумеется. Лидер может своим примером показать, как нужно относиться к другим людям. Ведь тенденции агрессивного противопоставления порой завершались мировыми войнами, когда жестокое противостояние по отличительным признакам становилось нормой.
Учитывая, как хитро, сложно и коварно работает этот механизм, мы можем по достоинству оценить значение позиции, которую занимает Александр Лукашенко, постоянно напоминающий, что из-за политических баталий не должны страдать простые люди. 
Подумать только: «злопамятный и жестокий диктатор», говоря языком Запада, опирается на доктрину сохранения мира и поступает благородно даже с теми странами и народами, кто, казалось бы, этого не заслуживает. И тем самым задает миролюбивый тон настроения своему народу, оберегая мир на улицах и в наших сердцах.

Чтобы развеять остатки сомнений на сей счет, напомню, что истребление людей по национальному признаку во время Второй мировой зарождалось сначала внутри страны-агрессора. А затем уже перебросилось за пределы границ. И кто знает, возможно, те, кто в этом участвовал изначально, пришли бы в ужас от одной только мысли, что можно поступать настолько жестоко…

Расколы внутри религиозных сообществ нередко трансформировались в желание искоренить и уничтожить представителей другой веры, другой культуры, живущих в другой стране, которые к первоначальному конфликту не имели никакого отношения. 

Сейчас же в мировую практику входит все больше разделений, усложняя систему отношений между людьми внутри стран. По религиозному, идеологическому, социальному признакам и так далее. Политическая обстановка, экономическая ситуация и пандемия еще больше обостряют отношения между людьми. Теперь вот еще прививочники и антиваксеры появились…
И очень многое сейчас зависит от тех, кто стоит у штурвала. Станут ли эти люди транслировать своему народу: «Да, это другие. Но это ­НАШИ другие!» Как не единожды говорил наш Президент о белорусских поляках. Только такой человек во главе государства сумеет защитить своих людей, не допустив, чтобы кто-то посторонний «подготавливал» их к войне.
Важно, чтобы идеология лидера страны опиралась на принципы созидания, миролюбия, нравственности, человечности, принятия хотя бы теоретически, что кто-то может быть другим: думать по-другому, жить по-другому, молиться иначе и верить «не так». Тогда, скорее всего, и мы эти ориентиры с душевным балансом сможем в себе сохранить.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter