Как тракторы уходили налево

Его карьеру можно было считать образцово-показательной для руководителя высшего звена одного из промышленных гигантов. Пройдя с 1975 года тернистый путь от мастера до заместителя директора Минского завода шестерен, в 1999 году Иван Литошка на конкурсной основе был приглашен на должность заместителя генерального директора Минского тракторного завода.
Его карьеру можно было считать образцово-показательной для руководителя высшего звена одного из промышленных гигантов. Пройдя с 1975 года тернистый путь от мастера до заместителя директора Минского завода шестерен, в 1999 году Иван Литошка на конкурсной основе был приглашен на должность заместителя генерального директора Минского тракторного завода. И уже на новом месте проявил себя инициативным и энергичным управленцем. "Литошка резко повысил рентабельность МТЗ, лично сам искал рынки сбыта продукции, сократил число посреднических фирм со 130 до 30, чем принес огромную прибыль заводу... Последние 3 года работал без отпуска". Увы, это не выдержка из представления к награждению, как может показаться. Напротив, столь лестными характеристиками пытался обосновать необходимость... смягчения приговора Ивану Литошке его адвокат.

Это уголовное дело было возбуждено по итогам проверки хозяйственной деятельности МТЗ и расследовалось прокуратурой Минска более года. А его предыстория началась еще весной прошлого года. Именно тогда к первому заместителю гендиректора и одновременно маркетинг-директору РУП "Минский тракторный завод" Ивану Литошке обратился представитель московской компании "Стройинторг" с просьбой о поставке крупной партии - 1.200 тракторов. Как полагается, между МТЗ и "Стройинторгом" 15 апреля 2003 года был подписан контракт. В соответствии с ним тракторы должны быть переданы покупателю не позже 90 дней после того, как обслуживающий внешнеэкономическую деятельность завода филиал Беларусбанка подтвердит открытие аккредитива в пользу МТЗ. А 21 апреля было заключено дополнительное соглашение о передаче россиянам еще 1.200 тракторов на условиях стопроцентной предоплаты. Впрочем, до воплощения в жизнь дополнения к контракту дело не дошло.

Как пояснил в суде Литошка, в мае 2003 года из рижского банка "ЛББ", выступавшего гарантом в сделке со стороны "Стройинторга", пришло сообщение, что аккредитив за отпускаемую продукцию открыт. Но поскольку он не соответствовал требованиям белорусского законодательства, между банком "ЛББ" и МТЗ по этому поводу завязалась переписка. Иначе говоря, у МТЗ отсутствовали гарантии того, что за поставленные тракторы будет произведен своевременный и полный расчет. Более того, из обслуживающего МТЗ филиала Беларусбанка на завод поступило письмо, в котором настоятельно рекомендовалось тщательно изучить сделку на предмет ее легитимности, и пока она не будет однозначно вписываться в законодательные рамки, тракторы не отгружать. Однако, несмотря на все это, 29 мая Литошка дал письменное указание отпустить 400 тракторов без предоплаты. Впоследствии экс-замдиректора мотивировал свое незаконное решение, нарушавшее в том числе им самим утвержденный порядок сбыта готовой продукции, тем, что к концу месяца на МТЗ возникла большая задолженность перед поставщиками и Минскэнерго, которую необходимо было срочно погашать. А поскольку у Ивана Васильевича якобы не было оснований сомневаться в платежеспособности российских покупателей, то он и рискнул передать им тракторы, рассчитывая закрыть образовавшиеся на заводе финансовые бреши.

В итоге же 400 тракторов "ушли", как выяснилось позже, по поддельным письмам "Стройинторга" в адрес различных российских фирм - "ТайгерКомпани", "ТамбовАвтоГаз", "Лесбумресурс". МТЗ был причинен ущерб на сумму около 170 миллионов российских рублей. Правда, часть денег и 60 тракторов, уже готовых к отправке, удалось вернуть заводу. Тем не менее суд признал Ивана Литошку виновным в "превышении власти или служебных полномочий, совершенном лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшим тяжкие последствия". Окончательно он был приговорен к 6 годам лишения свободы в колонии усиленного режима с лишением права занимать руководящие должности в течение 5 лет. Ссылки адвоката на то, что действия Литошки были не более чем "производственным риском" и "неординарным решением", признаны несостоятельными.

Ну а какова судьба остальных тракторов? 15 декабря прошлого года по статье "мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере" было возбуждено уголовное дело в отношении людей, выдававших себя за представителей московского "Стройинторга". Одного из них удалось задержать, второй до сих пор находится в розыске. Отрабатывая эту "главу" криминальной истории, следователи допросили руководителей ОАО "Росагроснаб" и ООО "Центрагроснаб", одновременно изъяв документацию о покупке ими тракторов у "ТайгерКомпани". Также были изъяты документы об отгрузке тракторов с территории ОАО "Петушинская база снабжения" во Владимир, Вологду, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Пензу, Томск - мошенники, как видим, действовали с размахом. Кстати, на Петушинской базе снабжения во Владимирской области были обнаружены 9 тракторов, номера шасси которых совпали с номерами похищенных машин. Еще 6 тракторов удалось разыскать на территории ОАО "Читарегион ОПР". Куда и к кому попали остальные машины, судя по всему, еще предстоит выяснять. Словом, преступная "благотворительность" осужденного руководителя стоила МТЗ и государству очень дорого...

Дело Литошки весьма показательно при анализе ситуации с должностной преступностью в нашей стране. Изучив в прошлом году следственную практику по делам против интересов службы, республиканская Прокуратура пришла к выводу, что должностные злоупотребления "наиболее распространены при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности и договорных отношений... Практически все они (обвиняемые по делу - С.К.) по службе характеризовались положительно". Интересная тенденция.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter