Источник: Знамя юности
Знамя юности

Как тракторист три терема построил. Один день с хозяевами агроусадьбы

Четыре гостевых дома и тысячи туристов в год – у хозяев агроусадеб «В Прилесье» и «На прудах» ни выходных, ни проходных. Корреспондент «Знаменки» провела один день с супругами Галиной Буравской и Сергеем Рукшта и убедилась: чтобы завоевать популярность у туристов, нужно быть не только умелым менеджером, но и трактористом, пасечником, гончаром, охотником, рыболовом, поваром, фермером, и просто хорошим человеком.



Все началось с бабушкиного дома

До Прилесья от МКАД всего пять километров, но городской суеты здесь не ощущается совсем. Впрочем, как следов цивилизации. Сворачиваю с трассы и оказываюсь на ухабистой дороге, по которой на легковом автомобиле ехать опасно.

– Очень жаль, что вам пришлось продираться по этому бездорожью, – извиняясь, встречает меня Сергей. – Сколько эта дорога сил и денег отняла: грейдер каждый месяц вызываю, но эффект сохраняется только до первого дождя, шесть прицепов асфальтовой крошки уложил – все коту под хвост. Предлагал даже асфальт положить – большинство односельчан не поддержало, мол, подождем, пока государство мостовую отремонтирует. Так и ждем. А до меня иногда туристы вообще не доезжают: разворачиваются на полпути.


Хозяин открывает калитку во двор, где, словно в сказке, стоит три каменных терема. Его супруга Галина приглашает… в баню. В просторной гостиной на стенах – чучела животных и птиц, трофеи Сергея. Вот грозно смотрит дикий кабан, вес которого, судя по всему, не менее 300 кило, вот ушастая сова, а вот олень. Всего, по подсчетам Сергея, около 60 экземпляров:

– Было больше, но после визита одних гостей не досчитались волка, куропатки, ондатры. Не за коллекцию обидно, а за людей – совсем не умеют себя вести.


Хозяйка Галина встречает блинами и пирогом

Галина подает блины с медом:

– Давай не будем о грустном. Лучше расскажу, почему именно в баню вас позвали, – с нее начался бизнес. Этот дом (сруб послевоенных лет, в котором жила бабушка Сергея) стоял в Червенском районе. Супруг перевез его сюда в 2002-м: разобрал, погрузил и собрал заново.

15 прицепов дров на зиму

– У меня тогда и земли-то не было, просто мародеры стали разбирать бабкин дом, и нужно было срочно что-то предпринять, – подключается к разговору Сергей. – Начал искать участок, чтобы поставить хату под Минском. Подвернулось это место за 1000 долларов в эквиваленте. Тогда это были большие деньги – половина всех моих сбережений, которые я заработал за баранкой трактора. Не будь у меня трактора, не было бы и этих домов. Однажды, когда вывозил мусор на свалку, заметил, что самосвалы выгружают камни: красивые, колотые, ровные. Как оказалось, это была брусчатка с улицы Аранской, на ее месте строили мост. Я набрал 45 прицепов камня и загорелся идеей облицевать им дом от фундамента до конька. Хватило на все три постройки.


Сергей своими руками построил две усадьбы

Работа – ювелирная, в день можно было уложить только два-три ряда камней, иначе «поплывет». Дома ставил в одиночку, после работы, а когда открыл усадьбу, по­строил гараж для трактора.

– Даже мысли нет его продать, он ведь больше 20 лет отслужил мне. Я и теперь на нем работаю: односельчанам помогаю, дрова заготавливаю. Как думаете, сколько прицепов мне нужно на зиму?




– 4–5, – тщетно пытаюсь оценить масштаб.

– Немного не угадали: 16. Беру делянку в лесу и еду заготавливать сам. Иногда брата и сына с собой беру. Конечно, можно и купить, но тогда ничего не заработаешь. А прибыль от агротуризма сейчас уже совсем не та, что была в 2006-м, когда мы только открылись. Бывали времена, когда за год принимали 10 тысяч гостей, сегодня всего две. Прибыль вкладывали в строительство: росли и расширялись. Сейчас денег хватает только на зарплату работникам и обслуживание домов. Но я не отчаиваюсь и верю, что лучшие времена еще впереди. Когда у тебя красавица жена и пятеро детей, нет времени хандрить.

Отведай-ка хвост бобра

Галина смущается и признается, что у нее тоже не остается времени на депрессии: то хвост бобра научись готовить, то подготовь театрализованное представление в национальном стиле, то встреть гостей.



– Поехали, покажем туристический маршрут, который сами разработали, – командует Сергей, и мы грузимся в машину. – В Прилесье у меня охотничья усадьба, а в деревне Клинок, что в 35 километрах отсюда, – домик для рыбаков. По пути познакомлю с главными достопримечательностями Червенского края.

Первая остановка – валяльно-вой­лочная фабрика в Смиловичах, где можно увидеть, как рождается обувь, в которой щеголяли наши бабушки. Пункт номер два – музей Хаима Сутина в этом же поселке. О нем Сергей как настоящий краевед может рас­сказывать бесконечно:

– Работы этого художника – одни из самых дорогих в мире. Несколько лет назад картина Сутина была выставлена на аукцион за $ 15 млн! Экспозиция музея открылась в 2008 году. К сожалению, ни одного оригинала здесь нет – только репродукции. Зато есть мольберт и кисти, которыми работал художник.





Дальше направляемся в имение Убель – родовое гнездо композитора Манюшко. Усадьба не сохранилась, можно увидеть лишь фрагменты парка. В 1966 году на месте бывшего парадного входа установили обелиск композитору, на котором изображены ноты нескольких тактов арии Ентека из оперы «Галька». А дальше – музей Манюшко, который когда-то работал при школе, а после ее закрытия остался в подвешенном состоянии.

Наш путь пролегает по узкой дороге, которую с обеих сторон обступают озера. Подъезжаем к усадьбе «На прудах». Хозяин построил ее в 2012-м специально для рыбаков:

– Она не очень загружена. Минчанам, которые едут отдохнуть на выходные, все-таки далековато, останавливаются в Прилесье. Иностранцам, которые въезжают по «безвизу», тоже не совсем удобно. За пять дней гости успевают прогуляться по Минску и съездить в Мир, Несвиж. Хорошо бы увеличить срок безвизового пребывания до десяти дней.

odubrovsk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter