Как сын полка медаль от Жукова получил

Когда я увидел Василия Николаевича Колиенко, ветерана из Сенно, при полном параде — с рядами орденов и медалей на пиджаке, не удержался, чтобы не спросить:— А какая награда для вас самая дорогая?

Когда я увидел Василия Николаевича Колиенко, ветерана из Сенно, при полном параде — с рядами орденов и медалей на пиджаке, не удержался, чтобы не спросить:


— А какая награда для вас самая дорогая?


— Конечно же, медаль «За боевые заслуги»! — ни секунды не задумываясь, сказал Василий Николаевич.


После безуспешных попыток отыскать ее на груди старого солдата прошу ее показать.


— К сожалению, ее у меня нет. Только орденская планка осталась, — ответ ветерана был неожиданным. Увидев мое удивление, он продолжил:


— Да тут целая история... Это ведь моя первая боевая награда, которую я получил 13–летним мальчишкой! И было это, как сейчас помню, 1 ноября 1944 года.


Тогда наш 81–й мотострелковый полк 151–й дивизии 2–го Украинского фронта, с разведчиками которого я ушел из дому после освобождения в 1944–м родной Сумской области, стоял в небольшом венгерском селении и готовился к штурму Будапешта. Это в Закарпатье и под Ужгородом я в лохмотьях, словно беженец, за линию фронта ходил. А когда в Польше очутились, мне все больше лошадьми поручали заниматься. В то утро я почистил, покормил своих коников. А ближе к обеду прибежал ротный и кричит, что приехало большое начальство. Объявлен общий сбор у полкового штаба, где мне, судя по всему, вручат медаль за то, что я месяца полтора назад своих разведчиков от верной гибели уберег. И вот мы, человек двести, построились. Перед нами — командиры, приехавшие на «виллисах» с адъютантами. Мне, пацану, страшно и любопытно одновременно. Чтобы меньше волноваться, я начал припоминать эпизод, за который медаль мне полагалась.


...Случилось это в какой–то венгерской деревушке. Разведчики, ходившие за языком, вернулись ночью уставшими, дали мне автомат, а сами спать улеглись. Через какое–то время я услыхал, как хозяйская собака залаяла. А затем в окне промелькнула чья–то фигура. Я хлопцев поднял. Они выбежали на улицу. Завязалась перестрелка с венгерскими националистами, которые хотели нас окружить и перебить сонными. Половина удрать успела, а тех, кого в плен взяли, разоружили и расстреляли за околицей...


Тут комбат громко выкрикнул мою фамилию. Я одернул гимнастерку и, печатая шаг, подошел к начальнику, который, судя по «шпалам» в петлицах, был здесь самым главным. Он прикрепил мне медаль на грудь, погладил по руке и произнес: «Молодец! Так и продолжай! Спасай нашу страну». И все дружно захлопали в ладоши. Когда все закончилось, ко мне подошли мои разведчики и говорят: «А знаешь, кто тебе медаль вручал? Это же сам Жуков был, командующий всеми фронтами!»


Я так гордился! А после войны, когда учился в школе юнг в Кронштадте, мой однокашник попросил мои медали «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта» и «За победу над Германией», чтобы сфотографироваться, да так с ними и сбежал. Обманул меня... Словами не передать, что я тогда пережил, как расстроился! Хорошо, что документы сохранились, а то кто бы поверил, что я зеленым пацаном честно заработал эти награды...


Фото автора и из семейного архива Василия Колиенко.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter