Каинова печать — Золушка из Прованса — Эйфман, который живет на крыше — Великий говорящий

«Как сумасшедший с бритвою в руке...»

Каинова печать — Золушка из Прованса — Эйфман, который живет на крыше — Великий говорящий
Каинова печать — Золушка из Прованса — Эйфман, который живет на крыше — Великий говорящий

Любой психолог скажет, что актер и режиссер Александр Кайдановский был демонстративной личностью и привлекал к себе внимание разными способами. Он не боялся ввязаться в драку: сказывалась закалка, полученная в криминогенном Ростове того времени. Однажды очередная школьная драка, например, закончилась тем, что ему, третьекласснику, размозжили голову табуреткой, он потерял сознание. Но главная травма была все–таки психологического характера: актер оказался в детдоме при живых родителях.

Именно на этом моменте сосредоточились авторы документального фильма «Александр Кайдановский. Сжимая лезвие ножа», снятого к 70–летию.

Одна из многочисленных драк, когда Кайдановский уже работал в театре им. Вахтангова, закончилась судимостью. От тюрьмы его спас коллега — актер Михаил Ульянов, выступивший в суде в качестве общественного защитника. Ульянов в тот период снимался в картине «Братья Карамазовы» и прочитал в суде монолог Дмитрия Карамазова, начинавшийся словами: «Все мы жестоки, господа...» Выступление Ульянова суд впечатлило. Но из театра его все–таки уволили. Он воспринял эту новость с облегчением: не любил подчиняться.

Единственным режиссером, которому Кайдановский безоговорочно доверял, был Андрей Тарковский. Но роль в «Сталкере», где, помимо прочего, он читал в кадре стихи отца режиссера, Арсения Тарковского, принесла ему не только мировую славу, но и моральное опустошение. Ему показалось, что в актерской профессии он достиг потолка. Поступил на Высшие режиссерские курсы и успел снять 5 картин. Его фильмы получали призы во Франции, Испании, Швейцарии, но дома по достоинству их мог оценить только избранный круг профессионалов. За три недели до смерти он женился в четвертый раз на молодой актрисе Инне Пиварс и увлеченно, по словам дочери Зои, мечтал о свадебном путешествии куда–нибудь к морю...

Певица Мирей Матье родилась в Авиньоне, в прибрежном регионе Прованс, воспетом певицей Елкой. Однако картинки ее детства далеки от глянцевой картинки. В фильме «В поисках любви» певица вспоминает, что она была самой старшей в бедной многодетной семье, воспитывавшей четырнадцать ребятишек. Матье любили в Советском Союзе. Впервые она приехала сюда в 1967 году, и уже в вышедшем на экраны фильме Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» в эпизоде, где Татьяна Доронина едет на телеге, раздается ее узнаваемый голос из радиоприемника. «Во шпарит!» — только и может сказать на это один из героев.

70–летие отметил в июле и знаменитый хореограф, неоднократно показывавший свои спектакли в Минске (кажется, совсем недавно во Дворце Республики давали его «Красную Жизель») Борис Эйфман. Фильм–портрет «Пространство жизни Бориса Эйфмана» снял журналист Анатолий Малкин.

Кабинет Бориса Яковлевича находится на крыше его собственного театра в Санкт–Петербурге. По словам хореографа, в маленьком пространстве он чувствует себя некомфортно: «В моей жизни было много периодов, когда свободу моих чувств, мыслей и движений подавляли. Сейчас для меня важно, чтобы вокруг меня было большое пространство». Все, кто видел его спектакли, могут подтвердить, что в них много воздуха и страсти.

Игорь Ильинский — один из немногих актеров немого кино, который безболезненно перешел в звуковое. Об этом факте напомнил очерк «Игорь Ильинский. Жизнь артиста».

Слава пришла к нему рано: уже в 20 лет Ильинский был напечатан на обложке журнала «Эрмитаж». Он блистал в театре Мейерхольда, но в какой–то момент устал от буффонады и перешел в академический Малый театр. Коллеги по цеху приняли Игоря Владимировича сухо: «Вы бы еще клоуна Карандаша приняли». Но уже первыми работами он доказал, что может находиться в прославленной труппе.

Через всю жизнь Ильинского прошла роль Аркашки Счастливцева из пьесы Островского «Лес». Ее он считал ролью без возраста. Играл Аркашку и в 20, и в 60 лет, считая, что этот персонаж, всей душой преданный театру, должен быть примером для каждого артиста. Вот бы удивился Игорь Владимирович сегодня, увидев, как служители Мельпомены рекламируют швейцарские часы или майонез.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 144 (25026). Пятница, 29 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter