Механизм взаимодействия с бизнес-объединениями страны обсудили на заседании Совета по развитию предпринимательства при Президенте

Как стать партнером

Обновленный Совет по развитию предпринимательства при Президенте вобрал в себя цвет бизнеса. Скажем, компании, которыми руководят или владеют члены совета, дают 8 миллиардов долларов выручки, 1,5 миллиарда долларов экспорта. Заметный потенциал даже с точки зрения макроэкономики страны. Не говоря уже про интеллектуальный потенциал: практически все члены свое дело начинали с нуля. Поэтому не оторвались от земли, еще помнят проблемы роста, когда их компании были маленькими или средними. Другой вопрос, что совет — институт, который должен отражать некую консолидированную позицию всего бизнеса. Поэтому если и не должен ходить в народ в прямом смысле этого слова, то обладать надежной обратной связью с мест. «Чтобы не превратиться в элитарный клуб», — метко заметил генеральный директор НПЧУП «Адани» Владимир Линев. Как наладить взаимодействие с широкими массами предпринимательства, но не погрязнуть в частных вопросах, а разбирать системные проблемы, обсуждали на первом заседании обновленного Совета по развитию предпринимательства при Президенте.

ced.by

Ключевым вопросом заседания стал механизм взаимодействия с деловыми союзами, ассоциациями и отраслевыми бизнес-объединениями. В прошлом составе от деловой общественности в совете присутствовали несколько человек. В обновленный вошли только владельцы и руководители крупных бизнесов. Глава Совета по развитию предпринимательства при Президенте первый заместитель Премьер-министра Александр Турчин сразу пояснил: метаморфозы в совете весьма глубоко обсуждались. В том числе и в СМИ. Новый состав формировался на вполне демократических началах. Жизнь показала: совет должен быть более компактным и мобильным. Большому количеству людей тяжело собраться в одно время и в одном месте. Поэтому в прошлые годы даже заседания приходилось переносить. Что касается бизнес-союзов, то их никто и не думал обижать. На выбор предложили два варианта: либо использовать принцип ротации, либо — механизм официальных партнеров. Предпринимательская общественность проголосовала за второй вариант.

Теперь назрел самый деликатный вопрос: по каким критериям выбирать официальных партнеров? Ведь это не просто вывеска, а определенный статус, который дает полномочия. И надо, чтобы ими партнеры не злоупотребляли, а максимально эффективно использовали. На благо всей деловой среды. Словом, мыслили по-государственному. Александр Турчин сразу обозначил: система определения партнеров должна быть понятной и прозрачной, чтобы никого не обидеть. Но нельзя забывать и об эффективности взаимодействия, чтобы не впасть в другую крайность: в стране более 200 различных деловых объединений. Деловое сообщество объективно не консолидировано. И работать с каждой ассоциацией физически невозможно. На заседании озвучили опыт Польши: там государство для диалога выбрало три деловых объединения. Но в каждом более 200 тысяч членов. Причем подтвержденных банковской выпиской об уплате членских взносов. Наши деловые союзы такой массовостью похвастаться не могут.

Александр Турчин попросил каждого члена совета высказаться по этой проблеме. Все однозначно заявили: с деловыми общественными объединениями надо работать и сотрудничать.

— Чтобы дотянуться до каждого уголка в стране, — резонно заметил генеральный директор ООО «Альянспласт» Николай Селинов.

Другой вопрос, в каком формате? Многие говорили: часто от бизнес-объединений звучат второстепенные вопросы. Они должны решаться на местном или отраслевом уровне. И только обесценивают повестку заседаний совета.

Генеральный директор СП «Санта Импэкс Брест» Александр Мошенский уверен: работать «надо со всеми, но необязательно каждого называть «женой». То есть присваивать статус официального партнера, уделяя некие особые почести.

Председатель правления Банка развития Андрей Жишкевич уверен: партнерством можно бизнес «понудить к консолидации».

— Какое объединение доросло до такого уровня — с тем и сотрудничать, — объяснил он свою позицию.

Кстати, в некоторых западных странах фактически и пошли по этому пути: поставили достаточно высокую планку, «отсечку» для сотрудничества с государством. И бизнес-объединения зашевелились: развернулась конкуренция, и очень быстро деловая среда образовала репрезентативные ассоциации.

К окончательному решению на заседании не пришли. Но на основе дискуссии в ближайшее время  выработают  критерии, по которым будет присваиваться статус официального партнера. Несомненно, их еще раз подвергнут проверке дискуссией с членами Совета по развитию предпринимательства при Президенте.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter