Сегодня театральный маятник качнулся в сторону развлекательных постановок. Плохо это или хорошо?

Как стать богатым

Репертуарное меню у всех театров разное. Кто-то предпочитает угощать самым вкусным блюдом в начале сезона, кому-то нравится богато заставленный стол в середине года, а кто-то понемногу «потчует» с первого до последнего дня. Словом, в Национальном академическом драматическом театре имени М. Горького на днях подадут десерт. Режиссер Сергей Ковальчик готовит комедию «Как стать богатым». Мы встретились с художественным руководителем театра, чтобы обсудить новую постановку и всю репертуарную политику.

В главных ролях Владимир ГЛОТОВ и Виталина БИДЮК

— Сергей Михайлович, нынешний спектакль от вас очень неожиданный. Не потому, что это комедия, а потому, что это вторая комедия подряд. Совсем недавно были «Знойные мамочки»…

— Сегодня мы должны работать, учитывая мнение зрителя. У театров есть планы, которые мы должны выполнять. Поэтому и приходится откликаться на зрительские запросы. И с сожалением должен констатировать, что на серьезные спектакли массово публика не ходит. Кто-то возразит: дескать, в других театрах и такие постановки собирают целые залы. Но надо помнить, что Горьковский — это самый большой по вместительности драматический театр в Минске. И если где-то 150—200 заполненных мест — это аншлаг, то у нас это даже не половина зала. Кстати, я заметил, что сейчас появляется не так уж и мало некомедийных спектаклей, но они в основном идут на малых площадках. У нас же драмы и трагедии не часто прокатываются вследствие перевеса интересов зрителя к комедии. Поэтому все чаще мы вынуждены обращаться к этому жанру. Это нормальный репертуарный поворот. Со временем, надеюсь, зрителю будут интересны другие жанры, смелые театральные эксперименты. А сегодня маятник качнулся в сторону развлекательных постановок.

Сергей КОВАЛЬЧИК ставит вторую комедию подряд.
Фото Артура ПРУПАСА
— Но внутри скребет, что приходится заниматься несерьезными постановками?

— Да нет! Комедия — это не ругательство. Увидев со сцены проблему и посмеявшись над ней, зритель очищается. Нельзя стесняться этого жанра. Он ведь разнообразен: есть высокая комедия, лирическая, водевиль, авантюра… Вот те же «Знойные мамочки»: там ведь комичная ситуация, но в то же время она жизненная, философская, что заставляет задуматься. И в зале очень разная публика: от молодежи до старшего поколения. Спектакль стал семейным. Некоторых смущает название, но, выходя из зала, многие удивлены глубиной произведения. Когда в фундаменте любого спектакля хорошая литературная основа, это уже некая гарантия качества. «Знойные мамочки» с успехом прошли на Бродвее, то есть проверены массовым зрителем.

— Почему остановились на пьесе Клода Манье?

— Для меня главное — это тема. Вот сейчас все говорят: театр должен зарабатывать. А в центре пьесы человек, которому нужно заработать. Когда перечитал произведение, то посмеялся: действительно, когда художника заставляют зарабатывать деньги, он становится смешным и нелепым, идет на цепи компромиссов с собственной совестью и заходит далеко в болото. Словом, в этой теме я увидел отражение проблем белорусского театра, и не только. Что ставить? Кому продаться? Где взять эти чертовы деньги? Мы говорим не о высоком искусстве, а только повторяем: планы, деньги, заполняемость… Так и у художника: у него талант, кисти, краски, но не хватает одного — денег. Эта комедия про нас, и очень надеюсь, что она будет интересна зрителю. Тема «Как стать богатым?» волнует не только художника, она касается любого человека. Но тут важно понять, к какому богатству мы стремимся. Покойный Михаил Задорнов в этом кабинете мне сказал: «Сергей, я не видел ни одного счастливого олигарха».

— Когда в афише появляется новый спектакль, другим приходится освобождать место. Что сегодня приносится в жертву комедиям?

— Если спектакль достойный, он будет в афише. Очень жалко, что сегодня основной критерий оценки театра — зрительский интерес. Если он доходит до какой-то минимальной цифры и начинает портить общий показатель заполняемости зала, то такие постановки «замораживаем» (через некоторое время они могут вернуться в репертуар) или списываем вследствие возраста. У меня есть ощущение, что сегодня жизненный цикл спектакля уменьшился. Я помню, что в ТЮЗе я когда-то играл шестисотый спектакль «Шукай ветру ў полі». Он шел двадцать лет. Сегодня жизнь постановки — пять-семь лет, потом начинается спад интереса. Сказывается и полное отсутствие гастрольной деятельности.

— Но у вас тоже есть спектакли-долгожители. Вот недавно десятилетие отметили «Идеальный муж» и «Уходил супруг от супруги».

— «Укрощению строптивой» больше десяти лет. В чем секрет? Может быть, в названии? Может, в авторе? Может, в музыкальности спектакля В. Ереньковой? На «Знойные мамочки» четыре месяца был настоящий ажиотаж: билетов было не достать. Та же история и с «Проделками Ханумы». Слова «муж», «жена», «идеальный» и так далее — это не только гарантия хорошо проведенного вечера, но и возможность узнать там себя или кого-то из своих знакомых. И в то же время я вспоминаю один из наших легендарных спектаклей «Последние». Директор театра Эдуард Иванович Герасимович по сей день вспоминает, какой глубокой была эта постановка. Но там никогда не было аншлага. Массовый зритель просто не шел. Да что далеко ходить? «Зацюканы апостал» Бориса Луценко был признан лучшим спектаклем по итогам Национальной театральной премии в 2014 году. Вы думаете, что билеты нарасхват? Нет.

— В Москве, чтобы привлечь внимание к пьесе Манье, на главные роли в спектакль пригласили распиаренных особ: шоумена Оскара Кучеру и звезду сериала «Папины дочки» Лизу Арзамасову. Вы на кого сделали ставку в своей постановке?

— Как-то Аркадий Кац мне сказал: «Сережа, не все киноактеры — это сильные театральные артисты». В то же время в московских театрах много блестящих мастеров сцены, но их мало знают, потому что они принципиально не снимаются в сериалах. Да я и сам видел провалы таких «сериальных звезд» на сцене. Распиаренный актер — еще не гарантия успеха. Главную роль в нашем спектакле я доверил Владимиру Глотову. Ему близка эта тема. Он фонтанирует, придумывая роль художника. В нем сочетаются обаяние клоуна и глубокий актерский драматизм. Роль Мари сыграет студентка четвертого курса Академии искусств Виталина Бидюк. Она неплохо показала себя в «Подводниках». Это перспективная, талантливая молодая актриса.

— К слову, в той московской постановке режиссер Сергей Алдонин сам выходит на сцену в небольшой роли. Вы не хотите тряхнуть стариной, ведь начинали как актер?

— Артист, как скрипач: если не играет гаммы каждый день, то техника пропадает. Поэтому не могу сегодня назвать себя актером. Быть чуть-чуть беременным нельзя, надо определиться: режиссер ты или актер. Да я вообще не представляю, как можно одновременно ставить и играть. Один раз, правда, срочно вводился в спектакль по причине болезни актера. Но это, что называется, производственная необходимость.

— Поделитесь планами на следующий сезон.

— В голове столько много интересных проектов! Но не хочу пока раскрывать все секреты. Если задуманное получится, зрители точно не будут разочарованы.

stepuro@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter