Что делать, чтобы передать молодежи не только комплекс знаний исторических фактов о событиях тех лет, но и способность непосредственного сопереживания боли и страданиям, выпавшим на долю дедов и прадедов? Ведь только такая сопричастность порождает настоящую связь поколений, формирует у новых генераций осознание ответственности за будущее своей страны. Подобные задачи волнуют сегодня многих педагогов, историков, лидеров общественного мнения.
Об актуальности темы свидетельствует и содержание редакционной почты. Сегодня мы знакомим читателей с материалом доктора философских наук Сергея Онуприенко, имеющего интересный опыт работы с молодежью. Приглашаем присоединиться к обсуждению.
Великая Отечественная война в кинофильмах разных лет.
«Два бойца», 1943 г., и «Битва за Севастополь», 2015 г.

Великая Отечественная война в кинофильмах разных лет.
«Два бойца», 1943 г., и «Битва за Севастополь», 2015 г.

За далью лет, но не за гранью реальности
Сегодня, как никогда, актуально активизировать процесс реанимации материальных, физических, духовных достижений наших предков в период Великой Отечественной войны, чтобы память об их делах не воспроизводилась в сознании детей, молодежи неким посмертным реквиемом о давно и безвозвратно минувшем, ностальгической мессой о прошлом. Было бы неразумно умалчивать и об отрицательных для нас фактах войны, порождая чувство недоверия, недосказанности, а значит, безответственности и формализма. Стратегия познания молодежью результатов той войны заключается во взвешенном подходе к передаваемым им сведениям со стороны профессиональных педагогов, родителей, информационных служб. И чтобы достичь в этом деле успеха, важно выяснить, каким же образом наша молодежь получает информацию о событиях Великой Отечественной войны и как воспринимает ее. Для меня своего рода экспертами в этой работе стали ученики старших классов минской средней школы № 126, принявшие участие в своеобразном социологическом опросе.
Итак, какие результаты получены?
Среди множества источников информации о значимых событиях Великой Отечественной войны 34 процента учащихся выделили сообщения в СМИ, передачи по радио, телевидению и кинофильмы, которые главным образом выходят в памятные и праздничные даты: 22 июня, 9 Мая, 3 июля...
22 процента приобретают соответствующие знания в основном благодаря посещению музея истории Великой Отечественной войны, мемориальных комплексов «Брестская крепость-герой», «Хатынь», «Линия Сталина», исторических мест, связанных с обороной Беларуси и освободительной операцией «Багратион».
18 процентов учеников отметили важность произведений литературы, изобразительного, музыкального, театрально-сценического искусства.
10 процентов респондентов акцентировали внимание на получении сведений из архивов, хроникально-документальных источников.
9 процентов почерпнули знания о сражениях на передовой, в тылу врага непосредственно из встреч с ветеранами, через рассказы свидетелей событий. Сюда же следует отнести мнение родителей, сумевших передать настрой военных лет.
Лишь 7 процентов ребят назвали источником информации интернет, что, конечно, удивляет.
Эпизоды Великой Отечественной войны многогранно запечатлены в кинематографе разных лет. Поэтому было уместным выяснить у юных экспертов, что важного и полезного о Великой Отечественной войне узнали они через киноискусство?
36 процентов учащихся сошлись во мнении, что кино формирует живое, образное представление о тех событиях, особо вызывает чувства сострадания, заботы о людях, застигнутых войной. И, как правило, к концу фильмов в настроении зрителей усиливаются вера в лучшее, стремление быть смелым и решительным в борьбе за правое дело. Все это транслируется с экрана. Среди названных кинолент «Белорусский вокзал», «А зори здесь тихие...», «В бой идут одни «старики», «Знак беды» и другие.
По мнению 21 процента старшеклассников, кинокартины, созданные в период войны: «Два бойца», «Жди меня», «Во имя Родины» (1943 г.), «В шесть часов вечера после войны» (1944 г.), а также кино следующего 20-летия: «Летят журавли» (1957 г.),
«Баллада о солдате» (1959 г.), «Крылья» (1966 г.), «Альпийская баллада» (1965 г.), — несколько наивны, представляют классический образец советского искусства. Однако эти особенности придают фильмам особый психологический колорит, трогательность, рождают чувство гражданской ответственности.
24 процента респондентов указали на важность музыкального оформления фильмов о войне и защите Родины.
Вместе с тем молодые люди достаточно критически отнеслись к современному кино о Великой Отечественной войне, предложив собственные подходы к воплощению темы. Так, они хотят видеть динамизм батальных сцен, съемки в различных ракурсах, светотеневые манипуляции, смелое компьютерное моделирование и многое другое, что в большей мере, по их мнению, помогает объективно воспринимать сюжет. Одновременно отмечено, что сцены духовных и эмоциональных переживаний героев представлены фрагментарно, уступая место многоплановому освещению батальных сцен, сверх меры изобилующих трюками, акробатическими элементами, приемами рукопашного боя, несвойственными советским солдатам 40-х годов прошлого века. Вышеназванные аспекты как бы заслоняют духовно-нравственные особенности осмысления всех тягот, ужасов, человеческих жертв на войне, делая из простых призывников неких резервистов ниндзя.
Таким образом, материалы о Великой Отечественной войне не утеряли свою актуальность и в наше время, возвращая к этапам самоотверженной борьбы с нацизмом. Но популяризация тематики Великой Отечественной войны должна прийти в каждый дом, семью, школу, вуз не обязаловкой изучения фактов тех лет, а средством глубокого осмысления этапов великой войны, основных боевых операций, многочисленных подвигов земляков.