Как соединить деньги с идеями

Суть нововведений заключается во взаимодействии государства и бизнеса в проектах, которые имеют важное общественное значение, в привлечении частников к оказанию услуг, которые раньше всецело оказывало государство, к решению инфраструктурных проблем и во многом другом.
Нагрузку на бюджет необходимо ослабить

Первооткрывателем механизма государственно-частного партнерства в начале 90-х прошлого века стала Великобритания. Сейчас его используют более 150 стран мира, в том числе наши ближайшие соседи — Россия, Украина, Молдова, Казахстан. Суть нововведений заключается во взаимодействии государства и бизнеса в проектах, которые имеют важное общественное значение, в привлечении частников к оказанию услуг, которые раньше всецело оказывало государство, к решению инфраструктурных проблем и во многом другом. Важный законодательный момент — распределение рисков и соответственно обязательств. Бизнесмен привносит в дело инновации, вкладывает в проекты частично свои финансы, тем самым минимизируя нагрузку на госбюджет. Все это ведет к улучшению инвестиционного климата.
— Мы пока делаем первые шаги на пути реализации инфраструктурных проектов с помощью механизма государственно-частного партнерства. Беларусь активно занимается инвестиционной деятельностью, но при этом около 40 процентов всех инвестиций направлено на обеспечение социальных стандартов. Это становится непосильной нагрузкой для бюджета. Поэтому сегодня столь актуально развитие государственно-частного партнерства, уже успешно апробированного во всем мире, — считает начальник главного управления инвестиций Министерства экономики Сергей Войтеховский.
База для совместной работы государства и бизнеса у нас создана. Сейчас мы идем по пути усовершенствования законодательства. Уже в следующем году планируется принять закон “О государственно-частном партнерстве”. Основные его аспекты обсуждались в Гродно на заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике с участием экспертов, бизнесменов, представителей Министерства экономики и местной власти.
А предшествовало актуальному разговору за круглым столом знакомство парламентариев с ведущими фирмами Гродненщины
ИООО “Кроноспан”, СООО “Бел-ПластИнтернешнл”, ООО “Белагротерминал”, ООО “Адрес лета”. Здесь при поддержке местной власти реализовываются крупные инвестиционные проекты. Сотрудничество государства и предпринимателей, объединение ресурсов и распределение рисков дает хороший результат.

Дороги интересны для инвесторов

— Четверть доходов областного бюджета формирует малый и средний бизнес.
В нашем регионе расположен ряд крупнейших в стране частных предприятий. Социально ответственный бизнес необходимо привлекать для реализации проектов государственно-частного сотрудничества. По территории нашей приграничной области проходит крупный транспортный коридор, через который перемещаются тысячи тонн грузов. Модернизация, реконструкция дорожных магистралей — это одна из сфер, где власть и деловые круги должны действовать сообща. Бизнес может вложить средства в развитие магистралей, впоследствии заработав на этом деньги. Достаточно много таких примеров и в странах Западной Европы, и у наших ближайших соседей. Потенциально интересной является и сфера туристических услуг. Эта тема особенно актуальна для Гродненщины. Принимая новый для государства закон, нам необходимо выстраивать взвешенные подходы к государственно-частному партнерству, — заметил губернатор Гродненской области Владимир Кравцов.
Оценивать эффективность проектов по мировым меркам можно на примере Великобритании, где на партнерских принципах построено более 150 школ, проведена масштабная реконструкция метро.
В России этот принцип использован при строительстве аэропорта Пулково, следующим проектом стала скоростная дорога Санкт-Петербург — Москва.
В Беларуси сейчас планируется с участием ООН приступить к реализации двух пилотных проектов. Возможные сферы приложения совместных усилий — здравоохранение, образование, транспорт. О серьезном намерении нашей страны следовать мировому опыту свидетельствует тот факт, что у нас созданы центр государственно-частного партнерства и межведомственный инфраструктурный совет.
— В прошлом году были приняты два основополагающих Закона — “О концессиях” и “Об инвестициях”. Сейчас мы находимся в преддверии принятия закона “О государственно-частном партнерстве”. Это должно помочь привлечению иностранных и внутренних инвестиций в экономику, — заметил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по экономической политике Виктор Валюшицкий.

Правила игры


К слову, в Беларуси уже есть действующие проекты, которые реализуются по принципу государственно-частного партнерства. В качестве примера можно привести сотрудничество Министерства внутренних дел и Министерства транспорта и коммуникаций с австрийской компанией Avonside Holdings GmbH по созданию Единой системы фотофиксации нарушений скоростного режима на республиканских автомагистралях. Приобретением, установкой, обеспечением работы датчиков контроля скорости, а также обработкой поступаемой информации занимается дочерняя компания австрийского инвестора — СЗАО “Безопасные дороги Беларуси”.
Как рассказали нам на предприятии, главная цель партнерства — снижение аварийности на дорогах. На сегодняшний день на разных участках дорог работает уже 128 стационарных датчиков скорости. В планах внедрение новых разработок, связанных с контролем движения через железнодорожные переезды, пешеходные переходы, с выездом на встречную полосу и так далее.
По мнению многих предпринимателей, чтобы механизм государственно-частного партнерства раскрутился быстрее и работал без сбоев, необходимо четко закрепить на законодательном уровне алгоритм действий, права и обязанности всех участников процесса. То есть создать правовую базу государственно-частного партнерства. Это очень важный момент для любого инвестора — прозрачные и понятные правила игры. Кроме того, необходимо обеспечить доступность к финансовым ресурсам. Чтобы запустить новый проект, нужны деньги, в основном заемные, а обращаться в банк на сегодняшний день очень дорогое удовольствие.
Сейчас самое главное — определить потребности Беларуси в части инфраструктуры. Для этого разрабатывается Национальный инфраструктурный план на 15 лет, в который войдут наиболее востребованные объекты производственной и социальной инфраструктуры. Что же касается конкретики, то, наверное, не стоит изобретать велосипед. По опыту других государств известно, что наиболее удачными на первоначальном этапе были проекты в транспортной инфраструктуре, что особенно актуально для такой транзитной страны, как Беларусь.

Мнения

Игорь МАРТЫНЕНКО, заведующий кафедрой гражданского права и процесса ГрГУ имени Янки Купалы:
— Государственно-частное партнерство — это не только форма управления имуществом, но и форма социального партнерства, позволяющая “выращивать” гражданское общество, делать бизнес социально ответственным, а власть — способной реализовывать свою ответственность перед обществом. Для нашей страны это один из способов привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов в транспортно-логистической, туристической сферах, а также в области культуры, в частности реставрации историко-культурных ценностей, и так далее. Для этого требуются создание институциональной базы и формирование полноценного законодательства, пересмотр нескольких устоявшихся концепций в гражданском и хозяйственном праве, в частности в отношениях собственности.

Дмитрий БЕРЕЗОВСКИЙ, начальник Центра государственно-частного партнерства Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики:
— Сегодня речь идет о таком механизме государственно-частного партнерства, который реализуется на международном уровне, и о тех проектах, которые осуществляются по международным стандартам. Это проекты финансирования, распределения рисков между государством и бизнесом, предполагающие развитие социальной структуры — школ, больниц, дорог и многого другого. Любой новый экономический механизм требует новой институциональной составляющей. Одной из таких структур, созданных по поручению Совмина, стал наш центр. Мы намерены не только обеспечить диалог между участниками процесса и выполнить функции обучающего характера, но и принять непосредственное участие в формировании стратегического документа — Национального инфраструктурного плана.

Елена СЕМЕНОВА
info@ng.by,
Евгений КОНОНОВИЧ
evgeniy@ng.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter