Как снять сливки?

Читаю в Интернете: «С прилавков может исчезнуть молоко»
Читаю в Интернете: «С прилавков может исчезнуть молоко».

— Утка! — так мне сказали по этому поводу в Минсельхозпроде. Меня заверили, что молочного дефицита в стране нет и не будет. Да, столичные гормолзаводы в какой–то момент испытали нехватку молока. Но теперь все загружены. Совмином принято решение увеличить поставки сырья с периферии на минские предприятия. Так что молоко, йогурты, творог и сыры из торговли не пропадут.

В чем же тогда заключалась подоплека у этого претендующего на сенсацию «вброса»? Оказывается, она — в огромной «вилке» между расценками на молоко в Беларуси и в России. Сегодня закупочная цена, по которой наши хозяйства сдают молоко переработчикам, составляет 470 рублей за литр. Российские производители готовы платить в 2 раза больше. В супермаркетах соседней страны литровый пакет молока стоит нынче 20 — 25 тамошних рублей. То есть почти доллар. Слухи о том, что хозяйства и молокозаводы начали массовый вывоз сырья и готового продукта в РФ, и впрямь могли показаться правдоподобными.

В Минсельхозпроде подтверждают, что продажи нашего молока восточным соседям растут. Но никак не в ущерб внутреннему рынку. Ведь молока в стране производится гораздо больше, чем потребляется. Потому рост экспорта стоит приветствовать двумя руками. Тем более игра пошла по–крупному...

Цены на молочные продукты растут на внешних рынках с начала года. Вот любопытная статистика. В январе — июле Беларусь продала за рубеж на 7 процентов больше. Это если мерить в тоннах. А выручка увеличилась на 40 процентов. Составила 464 миллиона долларов. Полагаю, до конца года на экспорте молочных продуктов можно получить чуть ли не миллиард.

Ведь цены на молоко, сыры, творог растут по всей Европе. Причина не столько в капризах погоды, сколько в изменении политики ЕС в отношении аграрного сектора. Там, как и у нас, взят курс на сокращение господдержки сельхозпроизводителей. С июля в Евросоюзе отменены экспортные субсидии для продавцов молочных продуктов. Раньше, например, за каждый килограмм сыра или масла экспортеры получали доплату 0,4 — 0,6 евро. Теперь субсидий нет. И фермеры вместе с переработчиками моментально изменили ценники. Россияне немало продуктов завозят из стран ЕС. И в том, что цены на продовольствие у соседей растут буквально на глазах, есть и европейский «вклад».

А что же мы, сумеем ли использовать конъюнктуру? Ведь, если говорить о молочных продуктах, даже миллиард долларов в год для наших экспортеров — не предел. Важно лишь отправлять на внешние рынки не только молоко, но и товар с высокой добавленной стоимостью — йогурты, творог, сыры... И не только в Россию, но и в Евросоюз. Пока поставляем на Запад в основном СОМ (сухое обезжиренное молоко). Имеем хорошие прибыли. Раньше этот продукт продавали в Россию за 1,8 доллара за килограмм. Теперь немцы, поляки, французы берут по 3,6 — 4. А вот цельномолочные товары в ЕС не идут (исключая случаи, когда они перепродаются европейскими фирмами в другие страны). Нужно специальное разрешение Еврокомиссии.

«Савушкин продукт» надеется получить европейскую «визу» уже в следующем году. Инспекторы из ЕС недавно посещали это предприятие, выдали рекомендации, указали, где надо доработать. Заметим — это важно, — что проверки молокозаводов, мясокомбинатов и проч. пищевых комбинатов «на соответствие» — практика совершенно цивилизованная. Никакой предвзятости здесь быть не может. И белорусские инспекторы имеют на это право. Если потребуется... Кстати, когда в сентябре на один из минских гормолзаводов прибыла российская делегация, то специалисты из разных концов РФ проверяли санитарное состояние «от и до»: цехов, коридоров, проходной... Заключения были самые положительные. Понравились россиянам и наши провинциальные молокозаводы. Уверен, еще немного — и все они будут отвечать самым высоким европейским требованиям.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter